Файл: Разработка чеклиста классного руководителя (куратора).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическая работа к теме 3.6.

Эффективность работы классного руководителя (куратора) и ее оценка

Разработка чек-листа классного руководителя (куратора).

Внимательно изучить материалы темы, повторить изученные ранее материалы 2-го и 3-го модулей, просмотреть выполненные практические работы. Восстановить последовательность действий по подготовке к проведению занятий, реализации сценария и организации рефлексивной деятельности обучающихся. На основании представленных теоретических материалов, выполненных практических работ программы, а также используя собственный педагогический опыт, полученный при подготовке
и проведении занятий «Разговоры о важном», выполнить последовательность действий:

1) выявить в практике успешные педагогические технологии, приемы, методы, которые позволили добиться намеченных результатов;

2) проанализировать способы организации рефлексии
у обучающихся, формы ее выражения, проявления рефлексивного действия, а также установить их связь с применяемыми технологиями, методами, приемами;

3) зафиксировать неудачный профессиональный опыт, проанализировать причины неудачи. Определить ресурсы научно-методического сопровождения своего региона, сетевые ресурсы, которые могут помочь в преодолении возникших затруднений;

4) отобрать на основе анализа позитивного и отрицательного опыта проведения занятий «Разговоры о важном» ключевые показатели успешности проведения занятия;

5) определить критерии и параметры оценки эффективности своей деятельности с точки зрения аксиологического подхода;

6) сформулировать на основании определенных критериев
и параметров оценки ключевые показатели, которые составят основу чек-листа;

7) составить ранжированный список сформулированных ключевых показателей;

8) сформулировать ключевые показатели в виде действий классного руководителя (куратора);

9) определить и зафиксировать последовательность сформулированных действий;

10) определить формат представления чек-листа;

11) оформить чек-лист в выбранном формате;

12) соотнести выполненную работу с критериями, оценив каждый положительный ответ в 1 балл, соотнести результаты оценивания с интерпретацией результатов, при необходимости доработать чек-лист;


13) загрузить выполненную работу в соответствии
с требованиями электронной системы курса.

Практическая часть


  1. Наиболее успешные педагогические технологии, приемы, методы, которые позволили добиться намеченных результатов.


Технология коллективного взаимодействия:

Технология коллективного взаимодействия включает три компонента:

- подготовку учебного материала;

- ориентацию обучающихся;

- технологию хода самого учебного занятия.

Технология полного усвоения:

Технология полного усвоения задает единый для обучающихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Технология адаптивного обучения:

При использовании технологии адаптивного обучения педагог работает со всей группой (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т.д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой обучающихся, осуществляет контроль и т.д.). Деятельность обучающихся совершается совместно с педагогом.

Технология программированного обучения:

Технология программированного обучения - это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Она обеспечивает каждому обучающемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).

Технология проблемного обучения:

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у обучающихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Технология интегративного подхода в обучении.

Практическое применение системы интегративного обучения показывает, что эта система:



  • формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, общеучебные умения, навыки самообразования, позволяющие в дальнейшем адаптироваться к динамичным условиям образовательного пространства;

  • обеспечивает развитие и формирование коммуникативной компетенции, а именно способности вести диалог в естественных ситуациях общения;

  • способствует воспитанию бережного отношения к культурным ценностям не только своей страны, но и уважению к традициям и обычаям других народов;

  • имеет профориентационный характер обучения, так как учащиеся могут сравнить, найти сходства, различия по изучаемым проблемам в разных областях, тем самым определяя область своих интересов.

Технология работы с аудио- и видеоматериалами.

Основными задачами использования такой технологии на уроках являются: «погружение» учеников в мир конкретного фрагмента урока или самого урока; развитие у учеников таких когнитивных умений, как наблюдение, выбор, антиципация, выдвижение гипотез и т.д.; обучение анализу урока или фрагмента; обучение комментированию и критическому отношению к реализации задач урока или фрагмента.

2) Проанализировать способы организации рефлексии
у обучающихся, формы ее выражения, проявления рефлексивного действия, а также установить их связь с применяемыми технологиями, методами, приемами.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния (какое отношение?)

  2. Рефлексия деятельности (как учили?)

  3. Рефлексия содержания учебного материала (что узнали?)

Приёмы формирования рефлексии:

1. Метод «График»

Цель применения: организация самооценочной деятельности обучающегося в различных направлениях, получение педагогом информации по обозначенному критерию с целью ее использования для корректировки хода занятия.


2. Письменное интервью

Цель применения: подведение итогов занятия, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Содержание: обучающиеся дописывают фразу, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

  1. «Одним словом»

Цель применения:активизация интеллектуальной и коммуникативной рефлексии, формирование и развитие умения выделять главное и существенное, формулировать мысль за короткий промежуток времени.

  1. «Заверши фразу»

Цель применения:активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление обучающимися процесса и результатов учебной деятельности.

  1. «Интервью»

Цель применения:активизация личностной и коммуникативной рефлексии, организовать взаимодействие за ограниченное количество времени в паре.

  1. «Цепочка пожеланий».

Обучающимся предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе или другим по итогам работы на классном часе, занятии. Можно при этом передавать символ.

Цель применения: дать возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

  1. «Фразеологизм или пословица»

Подобрать выражение, соответствующее восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Цель применения: дать возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.



  1. Зафиксировать неудачный профессиональный опыт, проанализировать причины неудачи. Определить ресурсы научно-методического сопровождения своего региона, сетевые ресурсы, которые могут помочь в преодолении возникших затруднений.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме «МЫ - ОДНА СТРАНА!»

Цель: формирование у обучающихся исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм.


Планируемые результаты:

Личностные: – первоначальная сформированность у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению.

Метапредметные: – проявление первоначальных умений анализировать текстовую и видеоинформацию, делать выводы о событиях, относящихся к празднику «День народного единства».

Цели занятия, поставленные федеральным компонентом, были достигнуты, занятие прошло в соответствии с методическими рекомендациями. Трудности возникли при подборе регионального компонента. В региональном компоненте использовали материал по национальному составу населения Самарской области. Совершили виртуальную экскурсию «Историческое наследие Самарской области» и Историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина.

Необходимо обратить внимание на более тщательную подготовку при подборе материалов регионального компонента с учетом требований и задач, поставленных федеральным компонентом.


  1. Отобрать на основе анализа позитивного и отрицательного опыта проведения занятий «Разговоры о важном» ключевые показатели успешности проведения занятия.


Ключевые показатели успешности проведения занятий.

Интерес обучающихся к теме, к занятиям в целом. Активность обучающихся, готовность участвовать в общем деле, выполнять коллективные и творческие работы. Улучшение отношений педагога с детьми, сближение, углубление взаимопонимания. Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение классного часа. Каждый обучающийся на таких занятиях становится субъектом собственной деятельности. Появляется возможность и желание высказать свою точку зрения и доказать её. Обучающиеся ведут диалог не только с одноклассниками и педагогом, но диалог на заданную тему продолжается и дома, с родителями, т.к. занятия построены таким образом, что они выходят за рамки 30-минутного урока.



  1. Определить критерии и параметры оценки эффективности своей деятельности с точки зрения аксиологического подхода.


Аксиологический подход эффективности деятельности классного руководителя – критерии:

-  педагог как носитель базовых национальных ценностей, как высшая ценность, как субъект, способный к организации своей деятельности в работе с обучающимися на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.