Файл: Участие населения в самоуправлении Участие населения в самоуправлении.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самара, 2023
«Участие населения в самоуправлении»
Участие населения в самоуправлении
В данной теме основное внимание будет уделено населению МО. Именно жители образуют местное сообщество МО, которое, в свою очередь, формирует муниципальную ТПС. По этому в данной теме мы рассмотрим третью ипостась МСУ, связанную с тем, что МСУ — это власть, максимально приближенная к населению, обладает свойствами специфической общественной организации, вовлекающей население в свою деятельность, выполняющей функции самоорганизации местного сообщества, его структуризацию, реализующей такие функции ТПС, как рекрутизация и политическая социализация, меняющей тем самым политическую культуру жителей МО. Мы рассмотрим здесь, как население МО непосредственно участвует в местном самоуправлении.
Как указывалась ранее, роль МСУ состоит: в обеспечении децентрализации в государственном управлении; развитии демократических начал в решении вопросов местного значения; повышении эффективности в предоставлении услуг, удовлетворяющих коллективные потребности населения. Подробнее остановимся здесь на первых двух пунктах, при этом начнем с описания местного сообщества.
Под местным сообществом можно понимать группу людей, проживающих на одной территории (в одном городе, микрорайоне, квартале, доме), — такая постановка больше указывает на социальную группу, где объединяющим признаком является место жительства.
Однако, по мнению большинства отечественных и зарубежных ученых, сам по себе признак общего места жительства не является достаточным основанием для осознания общности интересов.
В то же время можно говорить, что на территории городских и сельских поселений существуют общины, обеспечивающие воспроизводство сложившегося ритма и уклада жизни, часто не формализованные и не представленные персонально. О том, что они есть, можно судить по тому, что всплеск общественной активности населения происходит, как правило, при угрозе изменения жизненного ритма: новая стройка, новый налог и т.п.
Идеологи МСУ утверждают, что именно участие жителей в управлении своими городами, опора муниципальных управленцев на местные сообщества сможет поднять наши города и вытащить их из той разрухи, в которой они оказались. Соглашаясь с эти тезисом, следует уточнить, что именно сообщества, а не общины, могут стать той силой, которая сможет работать на реанимацию и благоустройства городов, поскольку общины по природе своей не могут служить источником изменений и развития.
Участие населения в самоуправлении
Если квалифицировать субъекты местного сообщества по степени организованности, наиболее аморфными будут юридически неоформленные группы: отдельные граждане, инициативные группы, представляющие интересы жителей (подъезд, дом и др.); затем следуют юридически оформленные группы: некоммерческие организации (НКО), союзы, ассоциации и коалиции, органы ТОС, кондоминиумы, ЖСК, товарищества собственников жилья и др.
Можно квалифицировать группы по интересам и делить их на семейные, по месту жительства, молодежные, возрастные, социально культурные, профессиональные, предпринимательские, религиозные, политические и т.д. С таким делением согласуется и сословное деление жителей в прошлом. Кстати говоря, сословные органы, такие как ремесленный сход, купеческие общества, купеческие управы, составляли местное сообщество и основу МСУ в дореволюционной России.
Для целей МСУ самое лучшее местное сообщество — это сообщество налогоплательщиков, не важно, проживающих на данной территории или нет, не важно, организованных или нет, но исправно платящих налоги в местный бюджет, имеющих свою собственность, заинтересованных в эффективном развитии своей территории, отслеживающих, куда и как расходуются их деньги.
В России на территориях МО, районов и микрорайонов проживают жители. Чем более они организованы, чем более структурированы, тем сильнее местные сообщества, тем эффективнее представляют и защищают они свои интересы.
Для их успешного роста необходимы точки кристаллизации: общественные места (библиотеки, кафе, клубы, пивные, скамеечки, столы, где играют в домино). Наиболее явные точки — это местные органы власти (советы ветеранов, муниципальная общественность и др., территориально расположенные в помещениях муниципалитетов, либо в помещениях, предоставленных муниципалитетами).
Деятельность местных сообществ заключается в представлении и реализации своих интересов (починить крышу, вовремя получать пособия, убрать грязь со двора и др.). Наиболее рельефно эта деятельность проявляется во взаимодействии с органами МСУ. При этом возникает проблема выявления и предъявления муниципальной власти интересов местного сообщества, от имени которого должна действовать муниципальная власть. Любопытно, что чем меньше ресурсов в распоряжении МСУ, тем охотнее муниципалы советуются с местным сообществом, на что и как эти ресурсы использовать.
Участие населения в самоуправлении
Можно выделить следующие формы взаимодействия местных сообществ и властей, что напрямую связано с непосредственным участием жителей в МСУ:
• взаимное информирование (в помещении муниципалитета, в муниципальных СМИ, на досках объявлений размещается информация о составе, порядке работы и результатах деятельности органов МСУ, об их важнейших решениях (бюджет, социальные программы, готовящиеся мероприятия). На встречах с общественностью (местным сообществом) обсуждается ход выполнения принятых решений, до властей доносятся проблемы, возникающие перед местным сообществом);
• общественное участие (общественность организует слушания по интересующим местное сообщество вопросам (местный бюджет, благоустройство, учет мнения жителей при принятии градостроительных решений), экспертизу готовящихся и принятых нормативных актов, мониторинг исполнения принятых решений);
• социальное партнерство (власти и местное сообщество (какая- либо его структура — НКО, например) совместно выполняют проект, помогающий решить конкретную проблему жителей (например, благотворительная НКО организовала бесплатную столовую, власти предоставили помещение, а спонсоры дали денег — польза всем);
• делегирование полномочий. Местные власти передают некоторые свои полномочия (благоустройство территории, ремонт жилья) таким организациям, как ТОС, ЖСК, передавая им средства, выделяемые на исполнение данного полномочия.
Участие населения в самоуправлении
Приведем пример, иллюстрирующий «силу» и эффективность местных сообществ. В двух МО Санкт-Петербурга (г. Пушкин и МО № 13 — «Светлановское») в 2001—2003 гг. была опробована социальная технология «общественное участие под ключ»: от поиска заинтересованных жителей, через определение местных проблем и способа решения их, предложенного жителями, через обучение жителей взаимодействию с органами МСУ до передачи в муниципалитет проектов нормативных актов по решению местных проблем, разработанных с участием местного сообщества. Для поиска заинтересованных жителей был проведен социологический опрос жителей г. Пушкин. Им предлагалось ответить на вопрос: какие с их точки зрения вопросы требуют скорейшего решения. А также предлагалось принять участие в данном проекте и проконтролировать деятельность властей. Из 508 опрошенных горожан в той или иной степени согласились участвовать в проекте 62 человека. Были выбраны три конкретные проблемы: прозрачность власти/общественное участие; муниципальный заказ; учет мнения жителей при строительстве. Был разработан опросный лист, с помощью которого интервьюер должен был определить, в какой из трех рабочих групп будет работать тот или иной житель. Из 62 человек на встречу с интервьюером согласились только 9 горожан, а в результате в проекте постоянно принимали участие лишь 3 человека из 508 опрошенных. При проведении работы со структурированной общественностью, оказалось, что в г. Пушкин практически отсутствуют работающие НКО, а в проекте участвовали члены органов ТОС, представленные 60—70-летними пенсионерами. Именно они и оказались тем местным сообществом, которое участвует в решении местных вопросов. Проект в МО № 13 был направленна содействие становлению прозрачной и открытой власти. Основным инструментом должно было стать вовлечение в процесс принятия решений жителей местного сообщества. Предполагалось, что в ходе опроса жителей будет определено, какие сферы деятельности муниципальных властей требуют большей открытости и прозрачности, какие нормы на законодательном уровне следует принять в первую очередь, что является приоритетными направлениями при прогнозировании и планировании программ социально-экономического развития МО. При исполнении проекта выяснилось, что: уровень общественного участия жителей и мотивация к такому участию крайне низкий; наиболее мотивированы люди старшего поколения, и наблюдается полное отсутствие заинтересованности в решении местных проблем у молодежи; на территории практически нет точек кристаллизации местного сообщества (сообщества вокруг библиотек, досуговых центров и т.п.); количество работающих НКО, готовых активно участвовать в процессе принятия решений, властями также крайне мало (преобладание ТОС, ассоциаций и советов ветеранов).
Участие населения в самоуправлении
Рассмотрим теперь формы общественного участия в МСУ, определенные законодательством.
Органы МСУ в работе с населением используют разнообразные формы и методы, в свою очередь местное сообщество использует различные формы общественного участия. Формы такого участия определены в Федеральном законе № 131-ФЗ.
Высшей формой народовластия на муниципальном уровне является местный референдум — голосование населения МО по наиболее важным вопросам местного значения.
В местном референдуме имеют право участвовать граждане России, место жительства которых находится в границах МО. Граждане России участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется региональным законом. С инициативой о проведении местного референдума могут выступить:
- граждане России;
- избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах;
- представительные и исполнительные органы МСУ, выступившие с совместной инициативой.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории МО в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом МО и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа МО и главы местной администрации.
Участие населения в самоуправлении
Проводится референдум в соответствии с региональным законом. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна предусматривать наличие однозначного ответа типа «за» или «против», «да» или «нет».
Органы МСУ обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом МО.
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа МСУ, выборных должностных лиц МСУ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы проходят в форме непосредственного (прямого) волеизъявления граждан, осуществляющегося периодически в соответствии с требованиями, определенными федеральными и региональными законами, уставом МО, имеющего целью определение представителей населения соответствующего МО, которые в индивидуальном порядке или в составе коллегиального органа власти решают от имени населения вопросы местного значения, а также иным образом осуществляют МСУ.
Муниципальные выборы назначаются представительным органом МО в сроки, предусмотренные уставом МО, и проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и региональным законом. В региональном законе определяется тип избирательной системы (мажоритарная, пропорциональная, др.), стадии и процедуры избирательного процесса (от объявления о начале избирательной кампании до подведения ее итогов).
Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Муниципальные выборы являются наиболее распространенной формой непосредственного участия населения в МСУ. Такие выборы в различных МО на территории РФ проводятся каждый год, и участвуют в них в среднем не более четверти избирателей МО.
Что касается муниципального избирательного права, то принято различать объективное избирательное право и субъективные избирательные права граждан России. Объективное избирательное право — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения муниципальных выборов. Субъективные избирательные права граждан России включают право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право) в органы МСУ.
Участие населения в самоуправлении
Несмотря на конституционный принцип всеобщности выборов, законодательство закрепляет ряд ограничений (цензов) избирательных прав граждан:
а) наличие гражданства России;
б) постоянное или преимущественное проживание в муниципальном образовании;