Файл: Участие населения в самоуправлении Участие населения в самоуправлении.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) возраст — не моложе 18 лет;

г) дееспособность. Причем законодательно закреплена презумпция дееспособности каждого гражданина. В выборах не участвуют только те граждане, которые официально, по судебному решению, признаны недееспособными;

д) ненахождение в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Для приобретения пассивного права возрастной ценз может быть повышен законом субъекта РФ до 21 года, однако от кандидата не требуется постоянного либо преимущественного проживания на данной территории.

В соответствии с международными договорами РФ и федеральными и региональными законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории МО, имеют право избирать и быть избранными в органы МСУ на тех же условиях, что и граждане России (в органы государственной власти иностранцы избирать и быть избранными не могут).

Учитывая, что «в крупных МО — городах, районах — формы предвыборной борьбы воспроизводят борьбу за государственные мандаты», на избирательных комиссиях, судах, органах прокуратуры лежит особая ответственность по обеспечению реализации и защиты избирательных прав граждан и пресечению незаконных избирательных технологий, применение которых в настоящее время на всех, в том числе муниципальных выборах, широко распространено.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица МСУ проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законодательством.

Участие населения в самоуправлении

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица МСУ и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом МО. Федеральным законодательством определено, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица МСУ могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Депутат, член выборного органа и выборное должностное лицо МСУ считается
отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в МО (избирательном округе). Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ подлежат официальному обнародованию.

Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО проводится на всей территории МО или на части его территории в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО назначается представительным органом МО и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума.

Итоги голосования по вопросам изменения границ МО, преобразования МО и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В небольших поселениях, с численностью избирателей менее 100 человек, для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, при этом представительный орган МСУ не образуется. Для решения вопросов в МО с численностью от 100 до 300 жителей может проводиться сход граждан без образования органов МСУ. Сход вправе осуществлять полномочия представительного органа МО, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции.

Законом установлено, что сход граждан может созываться главой МО самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. При этом участие в сходе граждан выборных лиц МСУ является обязательным. На сходе граждан председательствует глава МО или иное лицо, избираемое сходом граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Участие населения в самоуправлении

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и обязательному исполнению на территории поселения. Закон обязывает органы и должностных лиц МСУ обеспечить исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Перед открытием схода граждан проводится регистрация его участников, которую осуществляет лицо, уполномоченное главой МО, имеющее право участвовать в работе схода.

Сход граждан открывается руководителем органа МСУ, руководителем органа ТОС населения или уполномоченным им лицом. На сходе граждан председательствует глава МО или иное лицо, избираемое сходом граждан. Сход граждан в случае необходимости избирает председательствующего на сходе, секретаря и счетную комиссию. Повестка дня утверждается сходом граждан.



Председательствующий на сходе граждан организует проведение схода граждан, поддерживает порядок, координирует работу счетной комиссии, предоставляет слово для выступления по обсуждаемым вопросам, обеспечивает установленный порядок голосования.

Секретарь схода граждан ведет протокол схода граждан, обеспечивает достоверность отраженных в нем сведений. При отсутствии кворума главой МО объявляется дата проведения нового схода граждан. Исключение вопросов, внесенных в повестку дня, при назначении нового схода граждан в этом случае не допускается.

До принятия Федерального закона № 131-ФЗ законодательно поддерживалась модель МСУ «староста—сход» в небольших поселениях, где единственным выборным лицом был староста. С принятием Федерального закона № 131-ФЗ малые поселения, как правило, не являются МО, а входят в состав муниципального района.

Собрания (конференции) граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц МСУ, осуществления ТОС на части территории МО.

Конференции граждан могут выполнять полномочия собрания граждан в порядке, предусмотренном уставом МО, уставом ТОС и (или) нормативными правовыми актами представительного органа МО.

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом МО и (или) нормативными правовыми актами представительного органа МО, уставом ТОС.

Участие населения в самоуправлении

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относитятся:

1) установление структуры органов ТОС;

2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов ТОС;

4) определение основных направлений деятельности ТОС;

5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Они проводятся как по инициативе населения, так и по инициативе представительного органа и главы МО и назначаются соответственно представительным органом или главой МО.


Собрание граждан наделено правом принимать обращения к органам и должностным лицам МСУ и избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами МСУ.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением ТОС, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом ТОС.

Итоги собрания (конференции) граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами МСУ, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Участие населения в самоуправлении

Публичные слушания и правотворческая инициатива граждан представляют собой формы участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной базы.

Публичные слушания проводятся представительным органом или главой МО по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих интересы населения.

Целью общественных слушаний является предоставление возможности жителям участвовать в выработке решений по проблемам жизнеобеспечения и развития МО.

На публичные слушания должны выноситься следующие вопросы:

1) проект устава МО, а также правового акта о внесении изменений в устав;

2) проекты местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития МО;

4) вопросы об изменении границ и преобразовании МО.

Публичные слушания могут проводиться и по другим вопросам местного значения.

Органы МСУ обязаны заблаговременно оповещать жителей МО о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременно ознакомить их с проектом муниципального правового акта, обеспечить участие в публичных слушаниях жителей МО, своевременно опубликовать (обнародовать) результаты публичных слушаний.

Законом определено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом МО и (или) нормативными правовыми актами представительного органа МО.

Инициаторы общественных слушаний представляют в администрацию МО предложение по проведению публичных слушаний, которое должно содержать:
  • тему общественных слушаний;
  • информационно-аналитические материалы по предлагаемой теме или описание выносимого на обсуждение проекта документа;
  • предполагаемый список участников общественных слушаний;
  • данные об инициаторе общественных слушаний (для групп жителей — список членов группы с указанием адреса их места жительства).


Участие населения в самоуправлении

Для подготовки публичных слушаний по решению главы МО создается комиссия из числа сотрудников местной администрации, экспертов, представителей общественности, в состав которой по согласованию включаются депутаты муниципального совета.

Комиссия по подготовке общественных слушаний рассматривает предоставленные материалы в 10-дневный срок со дня их поступления в местную администрацию.

Организация общественных слушаний осуществляется местной администрацией. При этом администрация:
  • до проведения слушаний публикует в местной газете информацию о проведении общественных слушаний (время, дата, место проведения, тема слушаний, предполагаемый состав участников);
  • организует публикацию в СМИ материалов, предоставленных инициаторами общественных слушаний;
  • организует прием заявок для участия в общественных слушаниях;
  • проводит в случае необходимости консультации с инициаторами общественных слушаний и иными заинтересованными лицами.

  • Общественные слушания открываются председательствующим, который кратко информирует о сущности обсуждаемого вопроса, порядке слушаний и составе участников. Председательствующий ведет слушания и следит за порядком обсуждения вопросов.

    Итоговые документы общественных слушаний принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих участников общественных слушаний.

    По результатам общественных слушаний могут быть приняты:
  • рекомендации органам МСУ, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям города;
  • обращения к жителям МО;
  • резолюции общественных слушаний, включающие все представленные на общественных слушаниях точки зрения и материалы по теме общественных слушаний.

  • Итоговые документы, принятые на публичных слушаниях, публикуются в СМИ.

Участие населения в самоуправлении

Правотворческая инициатива граждан — это право жителей на внесение в органы МСУ собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа МО и не может превышать 3% от числа жителей МО, обладающих избирательным правом. Как правило, обращения граждан по вопросам принятия муниципальных правовых актов оформляются в виде письменных коллективных обращений к представительному органу МО. В них обосновывается необходимость принятия того или иного правового акта и предлагается его проект. В МО может устанавливаться порядок сбора подписей под петицией.