Файл: Участие населения в самоуправлении Участие населения в самоуправлении.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом МСУ, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа МСУ, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Опрос населения может проводить на всей территории или на части территории МО для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами МСУ, а также органами государственной власти.
Участие населения в самоуправлении
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа или главы МО — по вопросам местного значения;
2) региональных органов государственной власти — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель МО для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом МО и (или) нормативными правовыми актами представительного органа МО.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом МО. Финансирование проведения опроса осуществляется за счет средств местного бюджета (или бюджета субъекта РФ, если опрос проводится по его инициативе).
В опросе граждан имеют право участвовать жители МО, обладающие избирательным правом. Они должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Одной из форм участия населения в решении местных вопросов является территориальное общественное самоуправление (ТОС). Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Органы ТОС являются как бы правопреемниками комитетов общественного самоуправления (КОС), которые создавались еще в конце 1980-х гг. Тогдашне КОС активно решали вопросы благоустройства территорий, общественного порядка и др.; активно участвовали в политической жизни: проводили своих кандидатов в депутаты МСУ.
ТОС осуществляется в поселениях или на части территории поселения населением непосредственно либо путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС.
ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное сообщество жителей, созданное на основе их добровольного волеизъявления. Порядок организации и деятельности ТОС определяется уставом и правовыми актами МО.
Участие населения в самоуправлении
В отличие от местного самоуправления ТОС:
• не имеет властных полномочий (общественное самоуправление), хотя и может наделяться отдельными распорядительными полномочиями по решениям муниципальных органов;
• не носит обязательного характера (на какой-то части территории поселения оно может быть, а на другой нет);
• не имеет законодательно установленного перечня решаемых вопросов, этот перечень устанавливают сами жители применительно к местным условиям;
• может заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью и, соответственно, иметь или не иметь статус юридического лица.
ТОС как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в форме НКО.
В систему ТОС входят формы прямого участия граждан, органы и должностные лица ТОС. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Органы ТОС наделены правом:
1) представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами МСУ с использованием средств местного бюджета;
4) вносить в органы МСУ проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами и должностными лицами МСУ, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Участие населения в самоуправлении
Органы ТОС могут быть коллегиальными и индивидуальными.
Коллегиальные органы, исходя из принципов их организации, а также численности и состава населения могут подразделяться на советы (коллегии) или комитеты населенных пунктов, микрорайонов, жилищных комплексов; квартальные, уличные, домовые, дворовые и другие) советы (комитеты).
Индивидуальными органами могут быть выборные лица: председатель, иной руководитель.
Органы ТОС в значительной степени могут содействовать органам МСУ в осуществлении их полномочий. Поэтому главы МО должны координировать их деятельность, оказывать им организационную и методическую помощь. Органы МСУ вправе заключать соглашения с домовыми комитетами, другими органами ТОС, представлять им финансовые и материальные ресурсы для организации их деятельности.
МО вправе предусматривать даже отдельной строкой в местном бюджете средства для обеспечения их деятельности.
Решения органов ТОС, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению в установленные законодательством порядке и сроки органами МСУ.
Финансовые ресурсы ТОС могут составлять имущество, переданное ему в управление, добровольные взносы и пожертвования, средства местного бюджета, доходы от собственной хозяйственной деятельности.
Благодаря ТОС развиваются важнейшие элементы гражданского общества, повышается активность населения, активизируются избирательные процессы. Развитие ТОС отвечает принципу субсидиарности, соответствует роли МСУ как оплота демократии и плюрализма, вовлечения граждан в управление делами местного сообщества. Именно через ТОС эффективнее всего осуществляется функция политической социализации: люди принимают решения по злободневным вопросам и несут ответственность за их последствия.
Однако массовому развитию ТОС препятствует ряд причин. Одна из них кроется в сознании людей, в их политической культуре. Многие жители психологически не готовы к осуществлению самоуправления из-за отсутствия необходимых знаний и опыта, нежелания и боязни ответственности.
ТОС, являясь составной частью системы МСУ, тесно взаимодействует с органами МСУ.
Участие населения в самоуправлении
Так, в большинстве МО органы МСУ согласно Положению о ТОС:
• содействуют инициативным группам граждан в проведении собраний, конференций и принимают в них участие;
• оказывают организационную и методическую помощь при создании органов ТОС и их ассоциаций;
• устанавливают перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами ТОС;
• предоставляют на договорной основе органам ТОС помещения для осуществления их деятельности, материальные и финансовые средства;
• содействуют разрешению споров между органами ТОС;
• совместно с органами ТОС проводят общественные слушания;
• используют иные формы взаимодействия с органами ТОС.
Законодательными актами ряда субъектов РФ предусмотрена возможность передачи ТОС отдельных полномочий органов МСУ. Например, орган МСУ, с учетом возможностей ТОС и местных условий, может своими решениями, с согласия данного ТОС, передать ему часть своих прав по управлению отдельными объектами муниципальной собственности, находящимися на данной территории, а также другие вопросы своей компетенции (за исключением вопросов, связанных с принятием нормативных актов) с одновременной передачей соответствующих материально-финансовых ресурсов. Передача имущества, прав и финансовых ресурсов органам ТОС осуществляется на договорной основе.
Помимо вышеперечисленных форм непосредственного участия населения в МСУ Федеральный закон № 131-ФЗ допускает обращения граждан в органы МСУ, а также любые другие формы, не запрещенные законодательством, при этом органы МСУ должны содействовать таким инициативам.
К примеру, в Вологде, Новосибирске, Красноярске, Обнинске, Перми, Чите, Хабаровске, Самаре и Петрозаводске жители реально участвуют в решении местных проблем еще с середины 1990-х гг. Так, в Новосибирске и Красноярске были приняты и действуют сегодня разработанные общественными организациями этих городов положения об участии жителей в обсуждении и решении местных вопросов. Общественные думы, созданные также в середине 1990-х гг., работают в Перми и Вологде.
Участие населения в самоуправлении
Наиболее эффективной формой непосредственного участия населения в МСУ, помимо выборов депутатов и должностных лиц, являются, на наш взгляд, общественные слушания. Они проводятся по всей стране и затрагивают вопросы, действительно волнующие местных жителей. В качестве примера можно привести общественные слушания в Санкт-Петербурге в 2009 г. по
вопросам уплотнительной застройки, по вопросу строительства объектов с нарушением градостроительного законодательства и др.
Кроме общественных слушаний, в последнее время получают распространение общественно-консультативные советы при главах МО, главная миссия которых состоит в информировании главы МО (обратная связь) о проблемах МО, уровне социальной напряженности в нем.
Начиная с середины 1970-х гг. практически во всех штатах Америки при поддержке местных властей созданы системы гражданского участия. В 1974 г. в г. Портленд штат Орегон было создано Управление по делам районных ассоциаций (УДРА). С течением времени оно превратилось в один из наиболее развитых институтов гражданского участия в крупном американском городе. УДРА является частью Департамента общественной безопасности города, офис находится в здании мэрии. В состав УДРА входят 59 районных ассоциаций, которые являются негосударственными НКО, из них 1/3 официально зарегистрированы. Организационную и техническую поддержку районным ассоциациям оказывают городские власти через УДРА, однако в своей деятельности ассоциации независимы. В число видов деятельности УДРА входят: реализация районной программы профилактики правонарушений, работа по пересмотру местного законодательства и практики лицензирования, землепользование, проведение опроса о нуждах района, руководство консультационно-бюджетными комитетами и организация помощи в чрезвычайных ситуациях. Финансируется УДРА из городского бюджета, ее годовые расходы превышают 1 млн долл. За свою историю УДРА доказала, что не стала ни организацией, где доминируют профессиональные активисты, ни городской управой, она продемонстрировала свою способность представлять интересы населения.
Если оценивать в целом уровень участия населения в МСУ и сравнить его с зарубежным, то следует признать, что у нас в стране уровень участия является низким (или очень низким, намного ниже, чем, например, в США): в подавляющем большинстве российских МО (в поселениях, особенно) жители отстранены от участия в МСУ, и, что особенно грустно, сами не желают участвовать решении местных вопросов (следствие пассивной политической культуры).
ИТОГ лекции
1. В соответствии с законодательством на территории РФ реализуются следующие формы непосредственного участия населения в МСУ: а) местный референдум; б) муниципальные выборы; в) голосование по отзыву депутата и (или) выборного должностного лица МСУ; г) голосование по изменению границ и (или) преобразованию МО; д) сход граждан; е) собрание (конференция) граждан; ж) ТОС; з) публичные слушания; и) правотворческая инициатива граждан; к) опрос населения; л) обращения граждан в органы МСУ, а также иные формы непосредственного участия граждан в МСУ, не запрещенные законом.