ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 585
Скачиваний: 70
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю
Начальник 28 ПСЧ
________А.А. Бронников
"__" ______________ 2022г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий по дисциплине «Пожарная и аварийно-спасательная техника» с личным составом 3 караула 28 ПСЧ
Тема: «Пожарные рукава и рукавная арматура».
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время _______1__ (ч.)
Дата:12.07.2022г.
Цель занятия: Приобретение и совершенствование личным составом подразделения знаний по видам, назначению, устройству и испытанию пожарных рукавов и рукавной арматуры. Правила эксплуатации пожарных рукавов при прокладке рукавных линий.
Литература, используемая при проведении занятия:
- Учебное пособие «Пожарная техника» В.В. Теребнев, Н.И. Ульянов, В.А. Грачев 2007г.;
- интернет ресурсы.
Развернутый план занятия:
-
Подготовительная часть занятия – 5 мин.
Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.
-
Основная часть занятия – 35 мин.
Пожарный рукав — это гибкий трубопровод предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ, оборудованный пожарными соединительными головками.
Пожарные рукава подразделяются на следующие виды:
-
всасывающие; -
напорно-всасывающие; -
напорные.
Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными. В случае использования открытых водоисточников для забора воды используют всасывающие рукава. При заборе воды из водопроводной сети используются напорно-всасывающий рукав и короткий напорный рукав.
ВСАСЫВАЮЩИЕ (ВПР) и НАПОРНО-ВСАСЫВАЮЩИЕ (НВПР)
ПОЖАРНЫЕ РУКАВА
Всасывающий пожарный рукав — это рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из открытого водоисточника с помощью пожарного насоса.
Рис.1
Напорно-всасывающий рукав - это рукав жесткой конструкции, предназначенный для забора воды из пожарного гидранта (ПГ).
Всасывающий рукав и напорно-всасывающий рукав (Рис. 2) состоит из внутренней резиновой камеры 3, двух текстильных слоев 2 и 6, проволочной спирали 4, промежуточного рези- нового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1.
Резиновые слои обеспечивают рукаву воздуховодонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления.
Рис. 2. Конструктивное исполнение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов 1 — наружный текстильный слой; 2 — текстильный слой; 3 — внутренняя резиновая камера; 4 — проволочная спираль; 5 — промежуточный резиновый слой; 7 — головка соединительная
Слои прорезиненной ткани увеличивают механическую прочность рукава от растягивающих усилий и защищают резиновые слои от истирания. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие без спирали манжеты для установки и закрепления соединительных головок, которые крепятся при помощи оцинкованной проволоки, диаметром 2,0–2,6 мм или металлических оцинкованных хомутов.
На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.
Как правило, в пожарной охране, на напорно-всасывающие рукава устанавливаются соединительные головки диаметром 77 мм, а на всасывающие рукава диаметром 125 мм.
Технические характеристики напорно-всасывающих и всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл.1.
Таблица 1.
Параметры | Внутренний диаметр ВПР, мм | ||
75 | 125 | 200 | |
Длина манжеты, мм | 100 | 150 | 150 |
Толщина резинового слоя, мм, не менее | | | |
- внутреннего | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
- промежуточного | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Длина рукава, мм | 4000 | 4000 | 4000 |
Минимальный радиус изгиба, мм | 400 | 600 | 900 |
Рабочее давление, МПа | 0,5 | - | - |
Рабочий вакуум, МПа | 0,08 | 0,08 | 0,08 |
Масса 1 м рукава, кг | 3,1 | 6,3 | 13,5 |
Длина всасывающих пожарных рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину не более 4 м. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува их при движении пожарного автомобиля.
Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на соединительные головки, после чего их подвергают испытаниям на герметичность.
Порядок испытания напорно-всасывающих и всасывающих рукавов
При испытании всасывающего рукава на герметичность один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране рукав медленно заполняется водой до полного удаления воздуха из него, кран закрывают и постепенно повышают давление в рукаве до указанного в табл. 2. значения испытательного давления в соответствии с диаметром и группой рукава, и выдерживают рукав при этом давлении 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды в виде росы и местных вздутий, а также деформации металлической спирали.
Таблица 2.
Диаметр рукава, мм | Испытательное давление, МПа, для рукавов | |
Группы 1 | Группы 2 | |
до 75 | 0,3 ± 0,03 | 1,0 ± 0,1 |
75 и выше | 0,2 ± 0,02 | 0,75 ± 0,08 |
Для испытания рукавов на герметичность при вакууме один конец рукава подсоединяют к вакуум-линии с мановакуумметром, другой заглушают. Создают в рукаве вакуум, равный (0,08 ± 0,01) МПа, перекрывают вакуум-линию и выдерживают рукав при этом разрежении в течение 3 мин. Падение разрежения в рукаве за это время не должно превышать 0,013 МПа. В процессе испытания на наружной поверхности рукава не должно быть сплющиваний и изломов. После испытания внутреннюю полость рукава просматривают на свет. Рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаивания.
Обнаружить отслоение внутреннего слоя резины осмотром рукава бывает весьма сложно, так как слой резины при снятии разрежения занимает первоначальное положение. Однако отслоение и перекрытие проходного сечения рукава при разрежении можно определить по некоторым внешним признакам. Так, при попытке забрать воду из водоема, вакуумметр показывает высокое разряжение, но вода в насос не поступает.
Рукава, не выдержавшие испытаний, бракуют. На забракованные новые рукава и рукава, вышедшие из строя ранее 2-х лет с момента их ввода в эксплуатацию в пределах гарантийного срока хранения, равного 3,5 года с момента изготовления, составляют акт и направляют рекламацию изготовителю для замены. Находящиеся в эксплуатации всасывающие рукава испытывают при проведении ТО – 1 пожарного автомобиля.
Правила эксплуатации напорно-всасывающих и всасывающих рукавов
Соединение всасывающих рукавов между собой, с патрубком насоса и всасывающей сеткой осуществляется водителем и пожарным. Водитель берет всасывающий рукав у соединительной головки, подносит его к всасывающему патрубку насоса, совмещает выступы рукавной головки с пазами и наворачивает головку до отказа с помощью ключа. Для присоединения всасывающей сетки водитель приподнимает ближний к водоему конец рукава, пожарный, опустившись на колено, присоединяет к нему сетку и затягивает соединение ключами.
НАПОРНЫЕ ПОЖАРНЫЕ РУКАВА (НПР)
Напорные пожарные рукава предназначены для транспортировки огнетушащих веществ под избыточным давлением. Используются в комплектации пожарных машин, пожарных кранов.
Типы пожарных рукавов по материалу изготовления:
-
льняные рукава; -
льноджутовые рукава; -
прорезиненные рукава; -
латексированные рукава; -
рукава с двусторонним полимерным покрытием.
Конструкция напорного рукава может состоять из: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из натуральных нитей льна, хлопка и т. п. или искусственных волокон — лавсан, капрон и т. п.
Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90°. По климатическому исполнению пожарные рукава могут быть двух видов: исполнение «У», рассчитанное на работу при температуре окружающей среды от –40 °С до+45 °С и исполнения «УХЛ», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –50 °С до +45 °С.
На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной 20±1м, диаметром 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм.
Напорные рукава из натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется за счет просачивания воды (перколяцию) через его стенки, что повышает термостойкость льняных рукавов в условиях тушения пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарах.
Устройство прорезиненных напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем без наружного покрытия каркаса, показано на рис. 3.1. Такой рукав имеет армирующий каркас 1, выполненный из синтетических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1, предварительно смазанного резиновым клеем 3 и вулканизируется паром под давлением 0,3–0,4 МПа при температуре 120–140 °С в течение 40–45 мин.
Рис. 3.1. Конструкция напорного прорезиненного рукава
1 — армирующий каркас; 2 — внутренний слой; 3 — клеевой слой
Рис. 3.2. Конструкция напорного рукава с двусто- ронним покрытием
1 — армирующий каркас; 2 — внутренний слой; 3 — наружный защитный слой
Напорные рукава с двухсторонним покрытием (рис. 3.2) с внутренним гидроизоляционным слоем 2 и наружным защитным слоем 3 обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов. При этом внутренний гидроизоляционный слой 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружный защитный слой 3 предохраняет ткань армирующего каркаса 1 от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.
К рукавам с двусторонним покрытием относятся напорные рукава с двусторонним полимерным покрытием и напорные рукава на рабочее давление 3,0 МПа.
В напорных рукавах при подаче воды изменяется их длина и площадь поперечного сечения. Внутренний гидроизоляционный слой рукава под напором воды вдавливается в армирующий каркас (чехол) рукава. При этом формируется профиль шероховатости внутренней его поверхности, определяющий величину сопротивления потоку воды. Для рукавов длиной 20 м определены коэффициенты сопротивления, указанные в табл. 3.
Таблица 3.
Внутренний диаметр рукава, мм | Давление для новых рукавов, МПа | Емкость рукава, л | Сопротивление одного рукава | Пропускная способность прорезиненного рукава по воде, л/с | Масса рукава, кг | ||||
Рабочее | Испытательное | Прорезиненного | Непрорезиненного | ||||||
51 | 1,6 | 2,0 | 40 | 0,13 | 0,24 | 10,2 | 11,6 | ||
66 | 1,6 | 2,0 | 70 | 0,034 | 0,077 | 17,1 | 14,0 | ||
77 | 1,6 | 2,0 | 90 | 0,015 | 0,030 | 23,3 | 17,0 | ||
89 | 1,4 | 1,6 | 125 | 0,0035 | — | 30,0 | 21,2 | ||
110 | 1,4 | 1,6 | 190 | 0,0020 | — | — | 23,0 | ||
150 | 1,2 | 1,4 | 350 | 0,00046 | — | — | 36,0 |