Файл: Практикум по решению педагогических задач на тему Роль детских общественных организаций в школьном воспитании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА (ФИЛИАЛ)
Факультет иностранных языков

Кафедра общей педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Практическая педагогика и практикум по решению педагогических задач»

на тему:

«Роль детских общественных организаций в школьном воспитании»
Выполнил:

студент гр. ИЯ-322

направление подготовки

44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»

Профили «Иностранный язык (английский язык) и Иностранный язык (французский язык)» ________________Голобородько Дарья Андреевна
Научный руководитель

Доктор пед. наук, профессор ___________________ Целых Марина Петровна

Дата сдачи курсовой работы «____»__________2023г.

Дата защиты «____»_____________2023г.

Оценка______________

Научный руководитель ___________/________________/

Таганрог

2023

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1.1 Особенности функционирования детских общественных организаций в системе воспитания школьников в России: исторический аспект 6

1.2 Роль детских общественных организаций в жизни современной Российской школы и общества в целом 10

ГЛАВА II. ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 19

2.1 Задачи повышения качества воспитания в школе средствами вовлечения учеников в деятельность общественных организаций 19

2.2 Основные тенденции и модели участия школьников в деятельности детских общественных организаций на примере школ Ростовской области 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33


ВВЕДЕНИЕ



В современных реалиях представляется возможным и уместным констатировать, что большинство школьников различного возраста обладают довольно большим запасом свободного времени, что нередко негативно сказывается на их развитии в когнитивно-психологическом аспекте, поскольку качество использования позиционируемого резерва времяпровождения в целях развития своего потенциала школьниками оставляет желать лучшего; весьма распространенными моделями подобного, «свободного», времяпровождения становятся увлечения обучающихся деструктивными по своей природе формами деятельности и псевдоактивности, обусловливающие возникновение жизненных сложностей и проблем, негативно влияющих на их психологическую устойчивость, минимизирующих их когнитивные и творческие усилия и сдерживающих тем самым возможности их планомерного развития и расширения своей картины мира.


В случае, если родители не осуществляют соответствующего реалиям сегодняшнего дня (особенно в контексте в том числе расширяющегося на постоянной основе посредством стремительной модернизации телекоммуникационных ресурсов пространства избытка информации) контроля за своим ребёнком, слишком большое количество лишенного контроля свободного времени может служить фактором проявления различных форм девиантного поведения; дети (чаще всего, подростки) склонны в подобной ситуации к участию в деятельности, в частности, различных субкультур, демонстрирующих далекие от принятых в конкретном обществе норм и правил поведения цели и устремления; употреблению табачных, алкогольных или наркотических средств, вхождению в состав деструктивных сообществ.

В этой связи весьма остро звучит в настоящее время проблема полезной для своего развития (физического, психоэмоционального, духовного и др.) занятости детей вне школы; во многом это связано и с тем, что сегодня наблюдается дефицит не только условий и средств, но и продуктивных механизмов вовлечения (например, на местном, муниципальном и региональном уровнях) детей в общественно значимую деятельность.

Отмеченная тенденция подтверждается довольно объективными данными, показывающими, что, несмотря на наличие в России в настоящее время весьма широкого «пула» детских и молодёжных общественных организаций (их число только в последние несколько лет возросло в десятки раз, при этом в каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми), уровень вовлеченности детей и молодёжи в общественное движение составляет не более 10%.

В контексте вышесказанного актуальность исследования заключается в многоаспектном рассмотрении вопросов целесообразности участия школьников в деятельности общественных объединений в контексте, с одной стороны, оптимизации возможностей развития своих личностных (познавательных, духовных, лидерских и др.) качеств, а, с другой, минимизации существующих в обществе рисков и угроз, существенным образом оказывающих негативное влияние на усвоение ими норм, правил и моделей поведения, принятых в рамках обусловленной в том числе культурными традициями организации современного пространства взаимодействия в рамках социума.

Цель исследования заключается в осуществлении анализа роли и места детских общественных организаций в рамках организации обучения и воспитания школьников в контексте обоснования их значимости с точки зрения факторной среды развития человека.



Обозначенная цель исследования конкретизируется решением следующих задач:

  • рассмотреть содержательные и организационно-технологические условия деятельности детских общественных организаций в историческом аспекте;

  • выявить проблемы вовлечения школьников в деятельность детских общественных организаций;

  • осуществить сравнительный анализ опыта организации деятельности детских общественных объединений в условиях функционирования сегментов муниципальной образовательной системы Ростовской области в актуальном поле социокультурного развития территории.

  • выявить «точки роста» повышения уровня вовлеченности школьников в деятельность детских общественных организаций в контексте решения задачи повышения качества человеческого капитала страны.

ГЛАВА I. Педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций в истории и современности
1.1 Особенности функционирования детских общественных организаций в системе воспитания школьников в России: исторический аспект

С начала 1990-х годов большинство детских организаций перестали существовать или потеряли свое значение после распада Советского Союза. Однако, в начале XXI века некоторые из них возобновили свою деятельность. Важное значение для молодежи по-прежнему имеют скаутские организации, которые популярны и в нашей стране. Кроме того, существуют конфессиональные организации, пацифистские группы, такие как «Международные детские летние деревни», «Фонд Саманты Смит», «Дети как миротворцы», «Дети как учителя мира», а также экологические отряды партии «Зеленых» и другие образовательные организации, включая школьные и студенческие отряды, которые занимаются поиском пропавших в ходе Великой Отечественной войны [4, с.75].

Сегодня детские движения и организации России представляют сотни направлений деятельности. Они проводят тысячи мероприятий ежегодно, и у них есть множество интересных идей и содержательных инициатив. Только в Москве число таких организаций превышает 800. Среди них скауты и миротворцы, пионеры и патриоты, экологи и туристы, артисты и журналисты, юные историки и краеведы. Все объединяет их стремление сделать мир вокруг себя ярче, интереснее, насыщеннее и лучше. Современные детские объединения занимаются различными благотворительными делами, организуют активный отдых, участвуют в интеллектуальных и спортивных турнирах, инициируют экологические проекты и т.д. Без них юные лидеры не смогут полностью развиваться, а такие организации помогают молодежи социализироваться, общаться и заводить новые друзей. Модернизация детских организаций затрагивает не только форму, структуру и содержание, но и цели и направления деятельности. Сложные структуры, разработка устава и создание системы управления считаются общественными организациями. Но есть также неформальные группы, которые создаются любителями конкретных интересов или развлечений.


Сегодня в России государственные акты о поддержке детского движения заменили партийные постановления, которые регулировали и регламентировали деятельность детских организаций. Отказ от жесткого общественно-государственного контроля способствовал активному развитию неформальных самодеятельных структур. Начиная с 1990-х годов, были созданы и законодательно поддерживаются различные детские объединения в России. В декабре 2006 года Правительством Российской Федерации была принята стратегия молодежной политики, в которой также прописано многое относительно деятельности детских организаций и их поддержки. Однако, несмотря на продвижение детских организаций в России, существуют серьезные проблемы в их развитии. Отсутствие единой методической службы, проблемы финансового обеспечения, утрата налаженных систем подготовки и переподготовки кадров - все это свидетельствует о том, что проблемы в развитии детского движения в современной России до сих пор существуют. На федеральном уровне нет единого исполнительного органа, который мог бы объединить представителей всех или большинства ныне действующих организаций.

Однако, хорошо, что некоторые детские организации и движения продолжают развиваться, и это говорит о том, что они могут стать основой для формирования ценностей у подрастающего поколения и развития их личностных качеств. Существует много детских общественных объединений в России, и они направлены на разные виды деятельности. Они могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными. Некоторые из них создаются на базе школ, такие как ученические комитеты, союзы, ассоциации и т. д. Главной задачей педагогов является привлечение детей в эти объединения и популяризация детского движения.

  1. Пионерское движение. Продолжает и развивает лучшие пионерские традиции: коллективную творческую деятельность, систему коллектива и подготовки кадров и др. В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций, Межрегиональная организация «Пионерское содружество», региональные, местные обновлённые пионерские организации, отдельные дружины и отряды.

  2. Скаутское движение. В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России. Однако скауты оказались расколоты: в настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации – Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации.

  3. Историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлено такими организациями как «Массолит», «Юные за возрождение Петербурга», программами «Путь к истокам», «Родники» и т.п.

  4. Военно-патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды, военно-патриотические объединения и организации, Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг», клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрождённых военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок», «Перекоп» и др.

  5. Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».

  6. Социально-реабилитационные и волонтёрские организации– широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.

  7. Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы, космонавты и т.д. Заметны детские экономические организации – например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб», союзы юных предпринимателей, детские банки и др.

  8. Религиозные детские объединения– организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и др.


Кроме того, специалисты выделяют несколько типов детских общественных объединений, включая спортивные, досуговые (такие как самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любители современной музыки и т.д.) и временные общественные объединения, создаваемые для участия детей в международных, федеральных или региональных программах социально-образовательного содержания. Многие детские организации входят в ассоциацию «Национальный Совет молодёжных и детских объединений России» [http://www.youthrussia.ru], цель которой – объединить усилия молодежных и детских объединений России для защиты их интересов и прав. Таким образом, можно сделать вывод, что при всей объективности рождения и наличия детского и юношеского движения, его судьба зависит от тех сил в обществе, которые определяют государственную политику. Знание истории детского движения помогает извлекать прогрессивные тенденции и находить новые подходы в работе детских общественных организаций.
1.2 Роль детских общественных организаций в жизни современной Российской школы и общества в целом

Включенность в социальную деятельность является важным аспектом развития ребенка, и это обусловлено мотивами аффилиации. Эти мотивы могут быть различными и индивидуальными для каждого ребенка. Один из основных мотивов – стремление ребенка быть в обществе других людей [6, с.91]. Это объясняется тем, что социальное окружение играет важную роль в формировании личности. Ребенок хочет быть частью общества и общаться с другими людьми, строить отношения и дружить. Другим мотивом является стремление к престижу и доминированию. Ребенок может заинтересоваться тем, как быть успешным в глазах других, как быть уважаемым и лидером. Этот мотив может подтолкнуть ребенка к достижению успехов и совершенствованию своих навыков. Безопасность и покровительство – еще один мотив, который может привести ребенка к включенности в социальную деятельность. Ребенок может искать опору и поддержку в старших и более опытных людях, чтобы чувствовать себя увереннее и защищеннее. Стремление к индивидуальности и самовыражению также может быть мотивом, толкающим ребенка на социальную активность. Ребенок может искать возможности для самовыражения и проявления своей уникальности, чтобы чувствовать себя особенным и значимым. Еще одним мотивом, который стимулирует включенность в социальную деятельность, является стремление к познанию и красоте. Ребенок может хотеть узнавать новое и интересное, погружаться в мир искусства и науки, чтобы расширять свои знания и опыт. Гребенюк и Лушникова отмечают, что мотивы аффилиации также включают мотивы познания, самоутверждения и сотрудничества. Ребенок может полагать, что включение в группу или коллектив поможет ему получить новые знания и опыт, выразить свои идеи и убедить других в своей правоте, а также работать вместе с другими для достижения общей цели. Таким образом, мотивы аффилиации играют важную роль в включенности ребенка в социальную деятельность. Их разнообразие позволяет каждому ребенку найти свой путь к социальной активности и раскрыть свой потенциал в обществе.