Файл: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 6 г. Киренска Иркутской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Киренска» Иркутской области
666701, Иркутская обл., г. Киренск, ул. Полины Осипенко, 8, тел.: 8(39568)4-49-95
Программа профилактики буллинга учащихся 6 - 8 класс
«Мы против буллинга»
Киренск,2022
ВВЕДЕНИЕ
Буллинг в школе — это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей. Само слово английское, его дословный перевод означает «драчун, насильник, хулиган». Обозначает термин групповой или индивидуальный террор. Степень насилия может быть разной. От легкой до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Первое определение по отношению к буллингу — достаточно условное, так как любые моральные и физические издевательства имеют серьезные отстроченные последствия.
Выделяют несколько типов буллинга:
-
Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом. -
Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради). -
Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и даже проклятиях. -
Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Основные причины буллинга в образовательной среде.
Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:
-
Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить. -
Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.
Социальная структура буллинга: преследователь (булли), жертва, наблюдатель.
Дети – булли:
-
Дети, уверенные в том, что господствуя и подчиняя легче всего добиться своих целей. -
Не умеющие сочувствовать своим жертвам. -
Физически сильные -
Легко возбудимые, импульсивные, с агрессивным поведением. -
Мечтающие быть лидерами в классе -
Желающие быть в центре внимания -
С высоким уровнем притязания -
Уверенные в своем превосходстве над жертвой -
Дети не признающие компромиссов -
Агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве -
Со слабым контролем -
Интуитивно чувствующие – какие одноклассники не окажут им сопротивление.
Союзники булли:
1.боящиеся быть на месте жертвы
2. Не желающие выделяться из толпы одноклассников
3. дорожащие своими отношениями с лидерами
4.поддающиеся сильному влиянию.
5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим
6. Безинициативные
7. Принимающие травлю за развлечение.
8. дети жестоких родителей
9. из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия
10. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.
Жертва:
-
Тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе -
Не имеющие ни одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый. -
Пугливые, застенчивые, замкнутые, чувствительные. -
Склонные к депрессии и суициду. -
из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия. -
Страдающие от одиночества -
Верящие, что заслуживают роль жертвы, и пассивно ждущие насилия от преследователей. -
Имеющие негативный опыт жизни -
из неблагополучных семей -
с комплексами неполноценностей -
Не верящие в защиту учителей -
Смирившиеся с насилием, как со своей судьбой -
Предпочитающие умалчивать о травле и насилии -
Не считающие себя частью своего коллектива.
Особенности поведения жертв буллинга (Тэд Файнберг доктор психологии США)
-
Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить. -
Возвращается из школы подавленным -
Часто плачет без видимых причин. -
Никогда не вспоминает никого из одноклассников -
Одинок -
Ничего не рассказывает о своей школьной жизни -
Его не приглашают ни на дни рождения, ни в гости, и сам он никого не приглашает к себе.
Данная программа рассчитан на учащихся 6-8 класс, так как в этих классах сложилась не совсем благоприятная атмосфера: частые конфликты учащихся чаще всего происходят конфликты друг с другом, отсутствие взаимопонимания с учителями-предметниками. Класс по составу очень разнообразный, многонациональный. Отношения среди ребят в классе разные. Большинство детей доброжелательно относятся друг к другу, не проявляя агрессии, неприязни. Ребята дружат общим коллективом, нет разделения на группы. Участвуют в мероприятиях, гуляют вместе после уроков в школе, общаются в Контакте, помогая с выполнением уроков.
Но есть в классе учащиеся, которые не справляются с учебной программой и имеют неудовлетворительные оценки по итогам четверти по отдельным предметам. Эти учащиеся проявляют время от времени свое недружелюбие, а иногда и агрессивное поведение к своим одноклассникам.
Проблема данной целевой группы: у некоторых учащихся не сложилось понимание того, что класс – это единый коллектив, основанный на взаимном уважении, дружбе, взаимовыручке, у таких учащихся сложно выстраиваются отношения с одноклассниками
Цель проекта:
- создание благоприятных условий для успешного становления классного коллектива и развития каждого ребенка;
- создание условий для сохранения психического и психологического здоровья учащихся;
Задачи проекта:
- развивать у учащихся личностные качества, препятствующие проявлению буллинга (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия);
-развивать у учащихся правовую грамотность в отношении противоправных действий против личности
;
- использовать проектную технологию, психологические тренинги, ориентированные на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений.
План мероприятий программы
№ | Наименование мероприятий | Срок | Ответственный | Результат |
1 | Диагностика «Исследование психо-эмоционального состояния» - опросник индекса общего самочувствия, - тест-опросник А.В. Зверева (исследование волевой саморегуляции) - карта наблюдений за эмоциональным состоянием учащихся | 1 четверть | Педагог - психолог | Выявление группы риска – учащихся, которые не справляются с эмоциональным состоянием и являющиеся источником конфликтных ситуаций. Индивидуальная работа с выявленной группой риска – помощь учащимся для устранения эмоционального дискомфорта. |
2 | Классный час «Что такое буллинг. Есть ли буллинг в нашем классе». (технология РКМ: Верные и неверные утверждения («верите ли вы») Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил) | 1 четверть | Кл. руководитель Педагог – психолог. | Осмысление учащимися понятия буллинга. Формирование аналитической компетенции учащихся. |
3 | Тренинг «Мы в классе будем жить по-новому» (технология РКМ: Пирамида приоритетов Схема (ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации) •Составьте перечень приоритетов •По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее. •На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности. •Объясните свои приоритеты). | 2 четверть | Педагог – психолог, социальный - педагог | Создание правил, законов класса на основе дружбы, взаимопонимания, взаимовыручке. |
4 | «Тетрадь достижений» (каждый учащийся заводит свою тетрадь достижений, в которой он записывает свои успехи в любой деятельности) | В течение всего года | | Формирование позитивного отношения к самому себе, повышение самооценки учащегося. |
5 | Родительское собрание «Буллинг в подростковой среде». | 2 четверть | Педагог – психолог, социальный - педагог | Рекомендации родителям учащихся |
6 | Бояться страшно. Действовать не страшно. О правилах поведения и безопасности на улице. Буллинг как стадный допинг. Учись быть добрым. Безопасное поведение. Что такое агрессия? Добро против насилия. Как не стать жертвой насилия. Способы решения конфликтов с ровесниками. | В течение всего года | Педагог – психолог, | Формирование у учащихся ответственности, взаимопомощи, умения работать в команде. |
8 | Просмотр и обсуждение фильма «Чучело» (технология РКМ: стратегия IDEAL Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL: • Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема. • Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы) • Выдвижение гипотез • Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа). • Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему. • Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы). • Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора). | 2 четверть | Педагог – психолог, социальный - педагог | Формирование у учащихся негативного отношения к насилию над человеком |
9 | Психологический тренинг «Проигрывание ситуаций» Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа). | 1 четверть | Педагог-психолог | Развитие сплоченности учащихся, умения разрешать конфликтные ситуации. |
10 | Психологический тренинг «Волшебная подушка» Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники? | 2 четверть | Педагог-психолог | Развитие у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. |
11 | Беседа с инспектором ОДН «Уголовная и административная ответственность подростков» | | Инспектор КДН | Формирование ответственности за свои поступки |
14 | Участие в акции «Помоги другому» | январь | Педагог – психолог, социальный - педагог | Сплочение учащихся, взаимопомощь. |
16 | Тренинг «Мы живем по новым законам. Получается или нет?» (технология интерактивного обучения – дебаты) | | Педагог – психолог. | Формирование у учащихся аналитических навыков. |
17 | Повторная диагностика (учащихся группы риска) | январь | Педагог-психолог | Стабилизация эмоционального состояния ребенка. |
18 | Родительское собрание «Результаты проекта» О правах ребенка на защиту от любой формы насилия. Как пережить последствия буллинга, причиненного в подростковом возрасте. Как предотвратить и преодолеть буллинг? | январь | Педагог – психолог, социальный - педагог | Отчет о проведенных мероприятиях, знакомство с результатами повторной диагностики, составление плана дальнейших действий |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беличева С.А. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков группы риска / С.А. Беличева // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – С. 16–21.
2. Ильин Е. Психология агрессивного поведения / Е. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон // Персональный сайт И.С. Кона. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info178.html
4. Особенности стратегий школьников в межличностных конфликтах в подростковом возрасте / О.Н. Токарева, А.М. Суздалева, Е.А. Проскурякова // Философия, вера, духовность: Глава в монографии. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – Кн. 26. – С. 103–113.
5. Романов Н.Ю. Профильный лагерь «Подросток» как сообщество взрослых и детей группы социального риска / Н.Ю. Романов // Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 16–19 апреля 2003 г.). – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – С. 182–186.
6. Суздалева А.М. Буллинг в общеобразовательном учреждении / А.М. Суздалева, Е.А. Коршунова // Современное образовательное пространство: риски и безопасность: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Оренбург, 2014. – С. 311–313.
7. Федоренко О.Н. Изучение социальной адаптации у школьников на примере бесконфликтного поведения / О.Н. Федоренко, А.М. Суздалева, Г.А. Матчин // Педагогика: семья-школа-общество: Монография: Глава в монографии. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – Кн. 17. – С. 392–402.
План мероприятий программы
№ | Наименование мероприятий | Срок | Ответственный | Результат |
1 | Диагностика «Исследование психо-эмоционального состояния» - опросник индекса общего самочувствия, - тест-опросник А.В. Зверева (исследование волевой саморегуляции) - карта наблюдений за эмоциональным состоянием учащихся | 1 четверть | Педагог - психолог | Выявление группы риска – учащихся, которые не справляются с эмоциональным состоянием и являющиеся источником конфликтных ситуаций. Индивидуальная работа с выявленной группой риска – помощь учащимся для устранения эмоционального дискомфорта. |
2 | Классный час «Что такое буллинг. Есть ли буллинг в нашем классе». (технология РКМ: Верные и неверные утверждения («верите ли вы») Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил) | 1 четверть | Кл. руководитель Педагог – психолог. | Осмысление учащимися понятия буллинга. Формирование аналитической компетенции учащихся. |
3 | Тренинг «Мы в классе будем жить по-новому» (технология РКМ: Пирамида приоритетов Схема (ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации) •Составьте перечень приоритетов •По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее. •На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности. •Объясните свои приоритеты). | 2 четверть | Педагог – психолог, социальный - педагог | Создание правил, законов класса на основе дружбы, взаимопонимания, взаимовыручке. |
4 | «Тетрадь достижений» (каждый учащийся заводит свою тетрадь достижений, в которой он записывает свои успехи в любой деятельности) | В течение всего года | | Формирование позитивного отношения к самому себе, повышение самооценки учащегося. |
5 | Родительское собрание «Буллинг в подростковой среде». | 2 четверть | Педагог – психолог, социальный - педагог | Рекомендации родителям учащихся |
6 | Бояться страшно. Действовать не страшно. О правилах поведения и безопасности на улице. Буллинг как стадный допинг. Учись быть добрым. Безопасное поведение. Что такое агрессия? Добро против насилия. Как не стать жертвой насилия. Способы решения конфликтов с ровесниками. | В течение всего года | Педагог – психолог, | Формирование у учащихся ответственности, взаимопомощи, умения работать в команде. |
8 | Просмотр и обсуждение фильма «Чучело» (технология РКМ: стратегия IDEAL Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL: • Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема. • Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы) • Выдвижение гипотез • Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа). • Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему. • Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы). • Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора). | 2 четверть | Педагог – психолог, социальный - педагог | Формирование у учащихся негативного отношения к насилию над человеком |
9 | Психологический тренинг «Проигрывание ситуаций» Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа). | 1 четверть | Педагог-психолог | Развитие сплоченности учащихся, умения разрешать конфликтные ситуации. |
10 | Психологический тренинг «Волшебная подушка» Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники? | 2 четверть | Педагог-психолог | Развитие у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. |
11 | Беседа с инспектором ОДН «Уголовная и административная ответственность подростков» | | Инспектор КДН | Формирование ответственности за свои поступки |
14 | Участие в акции «Помоги другому» | январь | Педагог – психолог, социальный - педагог | Сплочение учащихся, взаимопомощь. |
16 | Тренинг «Мы живем по новым законам. Получается или нет?» (технология интерактивного обучения – дебаты) | | Педагог – психолог. | Формирование у учащихся аналитических навыков. |
17 | Повторная диагностика (учащихся группы риска) | январь | Педагог-психолог | Стабилизация эмоционального состояния ребенка. |
18 | Родительское собрание «Результаты проекта» О правах ребенка на защиту от любой формы насилия. Как пережить последствия буллинга, причиненного в подростковом возрасте. Как предотвратить и преодолеть буллинг? | январь | Педагог – психолог, социальный - педагог | Отчет о проведенных мероприятиях, знакомство с результатами повторной диагностики, составление плана дальнейших действий |