Файл: Конституция Российской Федерации генезис, современное состояние и основные тенденции развития.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Конституция Российской Федерации генезис, современное состояние и основные тенденции развития.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторический опыт конституционно-правового регулирования в России……………………………………………………………………………..7
1.1 Государственно-правовые акты в Российской Империи XIX - начале XX вв.………………………………………………………………………………….7
1.2 Система и генезис конституционного законодательства в советский период…………………………………………………………………………....15
1.3 Становление системы и развитие конституционного законодательства в Российской Федерации………………………………………………………....19
Глава 2. Реализация и тенденции развития конституционного законодательства в Российской Федерации…………………………………...25
2.1 Проблемы реализации конституционного законодательства в России.....25
2.2 Общее и особенное в конституционном законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран……………...……………...……………........26
2.3 Основные тенденции развития российского конституционного законодательства………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и прикладной значимостью вопросов, связанных с генезисом и основными направлениями развития системы конституционного законодательства в Российской Федерации.
Новая система конституционного законодательства России сформировалась относительно недавно, где центральное место занимает Конституция РФ 1993 года. Наряду с этим, появились новые источники конституционного права, расширился предмет сферы конституционно-правового регулирования, произошло становление качественно новых институтов. Одной из важнейших задач, стоящих перед юридической наукой и практикой, является анализ происшедших качественных изменений и тенденций развития конституционного законодательства Российской Федерации.
В развитии конституционного законодательства на современном этапе имеется ряд проблем и трудностей. Это связано, во-первых, с наличием ряда пробелов в самих федеральных конституционных и федеральных законах. Во-вторых, федеративный характер устройства российского государства предполагает принятие по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации рамочных федеральных законов - основ законодательства — с тем, чтобы не ограничивать возможности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации. К сожалению, практика последних лет свидетельствует о том, что принимаемые федеральные законы по вопросам совместного ведения зачастую излишне конкретизированы и существенно ограничивают возможности субъектов Российской Федерации по принятию собственных нормативных правовых актов. Актуальной остается проблема соответствия региональных актов федеральным, отсутствия между ними противоречий, обеспечения единства правового пространства. В-третьих, все большую значимость в законодательном процессе занимает научно-экспертная и мониторинговая деятельность в законодательной практике России. Исключительно важной является проблема научного обеспечения законодательного процесса, так как отсутствие системы научной проработки законопроектов негативно сказывается на качестве принимаемых законов.
Актуальность темы исследования обусловливается и идущими в мире процессами глобализации, тенденциями сближения правовых систем, что однако не означает необходимости отказа от собственного исторического опыта Российского государства, в том числе в законотворческой и правоприменительной практике.
В современный период конституционное законодательство развивается весьма интенсивно на всех уровнях регулирования. Данный процесс связан с появлением большого числа федеральных конституционно-правовых актов, правовых актов субъектов Российской Федерации. Активно развивается и муниципально-правовое регулирование.
Совокупность приведенных обстоятельств обусловила выбор темы курсового исследования, в котором комплексно проанализированы современное состояние и тенденции развития конституционного законодательства Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования и развития конституционного законодательства Российской-Федерации.
Предметом исследования является генезис, система и динамика конституционного законодательства России, проблемы его реализации и основные тенденции развития; конституционно-правовые акты ряда зарубежных стран.
Целью исследования является анализ истории становления конституционного законодательства России, его современного состояния, способов совершенствования и основных тенденций развития.
Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
- проанализировать конституционные преобразования в России, начиная с XIX века, и изучить историю становления системы конституционного законодательства;
- проследить генезис и эволюцию государственного права советского периода;
- исследовать специфику системы российского конституционного законодательства, выявить ее структурные элементы;
- раскрыть сущность и особенности реализации Конституции РФ 1993 года посредством анализа динамики изменения конституционного законодательства России;
- выявить основные проблемы конституционного законодательства на современном этапе;
- изучить и обобщить конституционно-правовой опыт ряда зарубежных государств- в целях выявления общих и особенных черт конституционного регулирования в России и зарубежных странах; определить основные тенденции дальнейшего развития конституционного законодательства Российской Федерации.
Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных государствоведов: С.С. Алексеева, Г.В. Барабашева, Л.В. Бутько, Н.В. Витрука, И.А. Исаева, Р.В. Енгибаряна, В.Д. Зорькина, Д.Л. Златопольского, Д.А. Керимова, М.И. Кукушкина, А.И. Лепешкина, Е.А. Лукашевой, Ю.И. Лейбо, Г.В. Мальцева, Т.Д. Матвеевой, A.A. Мишина, B.C. Основина, Ф.М. Решетникова, З.А. Станкевича, Т.М. Шамбы, Б.С. Эзеева и других.
Нормативно-правовую базу исследования составляют конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 года, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации); федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; нормативно-правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации; акты палат Федерального Собрания' Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.
Методологической основой диссертационного исследования послужила базирующаяся на применении всеобщих принципов научного познания (объективности, всесторонности, полноты исследования) и общенаучных методов познания (анализ, синтез, системно-структурный подход, индукция и др.) система способов и приемов изучения правовых явлений. В ходе исследования применены специальные (системный; диалектический; исторический) и- частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический).
Глава 1. Исторический опыт конституционно-правового регулирования в России.
1.1 Государственно-правовые акты в Российской Империи XIX - начале XX вв
Формы юридических документов Российской империи XIX - начала XX века: на основе анализа запросов Центра правовой информации Российской национальной библиотеки.
Правовая история - национальное достояние России. Правовые памятники отражают социальное, экономическое, политическое, духовное и культурное развитие общества на определенном этапе его развития. Интерес к истории нашей страны в целом породил интерес к правовой истории. Об этом, в частности, свидетельствует рост числа ретроспективных запросов пользователей государственных центров правовой информации. Исследование правовой истории предполагает знание правовых источников. Исследователям и консультантам центров правовой информации необходимо знать, как и в каком объеме публиковались правовые источники в разные периоды российской истории. Не все дежурные консультанты могут сразу ответить на вопросы пользователей, например, какие документы дореволюционной России соответствуют уголовному праву, какие нормативно-правовые акты (НПА) имеют большую юридическую силу, в какой форме то или иное министерство издавало НПА.
Государственные учреждения Российской империи принимали различные формы нормативных правовых актов. В юридической литературе различают внутреннюю и внешнюю формы нормативных правовых актов. Под внутренней формой понимается язык, стиль, структура и детали закона, а под внешней - название закона (закон, устав, постановление и т.д.) (1).
На разнообразие форм правовых актов влияют следующие факторы
- Различия в содержании и степени важности вопросов, подлежащих разрешению тем или иным способом
- Различия в характере и важности вопросов, подлежащих разрешению тем или иным органом
- Различия в юридической силе правовых актов
- различия в процедурах принятия нормативных правовых актов.
Исходя из того, что каждая форма нормативного правового акта должна иметь конкретное содержание, правоведы XIX и начала XX века попытались определить смысл и значение каждой из них. Первая попытка была предпринята в "Руководстве к юридическим знаниям" (пар. 136-138, с. 87-88). Этим вопросом занимались также Андреевский А.Д., Коркунов Н.М., Романович - и другие авторы (2).
В российском законодательстве XIX - начала XX века нормативно-правовые акты называются: законы (основные и обыкновенные), указы, правила, манифесты, рескрипты, инструкции и т.д. (3). (3).
Теоретически каждый из этих актов должен иметь свою форму, которая зависит от содержания и цели правового акта. В реальности рассматриваемого периода это не совсем соответствовало действительности.
Основной причиной путаницы в форме нормативных правовых актов в этот период была неразработанность понятия "закон" как основного правового акта.
Термин "закон" как правовой акт был известен еще со времен договоров Руси с Византией. Однако современное юридическое значение этого термина начало формироваться лишь в начале XIX века. До этого времени под законом обычно понимали единый указ, царский указ, регламент, статут, учреждение или приказ, а также их синтез. (4).
Хотя Декларация об учреждении Государственного совета в 1810 году впервые отделила закон как "высший" правовой акт от всех других правовых инструментов, четкое понятие закона как особой правовой формы было определено гораздо позже.
В Основных государственных законах, опубликованных в 1832 году как Собрание узаконений, есть глава "О законах", включающая специальный раздел "О форме законов и их сохранении", в котором говорится, что "законы издаются в виде регламентов, уставов, учреждений, писем, правил, указов (инструкций), рескриптов, мнений Государственного совета и докладов с высочайшего утверждения" ( (5), говорится в нем. Слово "закон" здесь имеет собирательное значение и является синонимом термина "законодательный акт".
А статья 70 того же Основного закона гласит: "Высший закон, принятый в связи с ведением частных дел или, в частности, какого-либо рода дел, отменяет действие обычного закона по таким частным делам или по такому роду дел". Таким образом, вопрос о разграничении понятий "закон" и "декрет" впервые возник на нормативном уровне и получил дальнейшее развитие в XIX веке. Что же такое закон и какое место он занимал в дореволюционном российском законодательстве среди других нормативных правовых актов?
В юриспруденции и практике XIX века были предприняты попытки выработать формальные критерии разделения законов и указов путем установления законодательных процедур. Одним из формальных признаков закона было утверждение нормативных актов царем (ст. 53 Основного закона). Это утверждение должно было быть закреплено подписью царя, что придавало законодательному акту обязательную силу закона (статья 54 Основного закона).
Широко распространенной формой законодательства в XIX и начале XX века было "правило". Регламент - это свод правил, устанавливающий структуру, права и обязанности государственных учреждений, учебных заведений, научных и других обществ, права и обязанности должностных лиц, организацию жизни на определенной территории или группы населения. Как правило, это были правила учреждений, утвержденные императором. Примерами регламентов как свода правил управления могут служить "Положение о мерах к охранению государственного порядка и безопасности" (1881), "Положение об управлении Туркестанским краем" (1886), "Положение о государственных и местных земских учреждениях" (1864, 1890, 1890), "Положение о земских учреждениях" (1864, 1890). 1890) и "Положение о выборах в Государственную Думу" (1906). Также были изданы специальные положения о видах на жительство и государственном паритетном налоге. Эти постановления часто издавались одновременно с царскими указами и другими законами по тому же вопросу. (Например, 28 декабря 1881 года были изданы именной указ Сенату, положение и указ Государственного совета под тем же названием "О выкупе наделов").
В данной части изложены правовые нормы и содержание законодательных актов. Основной текст можно разделить на разделы, статьи, пункты и абзацы. Многие органы власти и учреждения разработали свои собственные модели структурирования законодательства и нормативных материалов.
Некоторые законодательные акты сопровождались сносками или послетекстовыми примечаниями, которые давали дополнительные пояснения к нормативному материалу.