Файл: Конституция Российской Федерации генезис, современное состояние и основные тенденции развития.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Текст был написан официальным документальным языком, который, как известно, в этот период был витиеватым и многословным.
В преамбуле объясняется, как и почему был принят закон. Преамбула, в которой объяснялось, как и почему был принят закон, была очень длинной и часто не отделялась от текста закона, что затрудняло его понимание.
Как уже говорилось выше, в период диктатуры не существовало четких формальных критериев для разграничения различных нормативно-правовых актов. Структурная организация текстов определялась не формой актов (декреты, манифесты, постановления и т.д.), а объемом материала. После учреждения Государственного совета стала складываться иная ситуация. Одним из последствий эволюции государственного строя стало выделение закона из общей массы правовых актов. Информация о принадлежности правового акта к закону включала его необходимые условия, то есть указание на орган, принявший правовой акт, дату принятия, форму акта и подпись компетентного лица.
Необходимые условия закона включали указание на орган, от которого исходил правовой акт. Без этой информации невозможно было установить законность правового акта.
До создания государственного парламента законотворчество было прерогативой монарха. Поэтому в нормативных актах обязательно указывалось в простом заголовке, что данный акт исходит от монарха. Обычно постановления монарха предварялись словами "Божиею милостию мы Император и Самодержец Всероссийский". Он начинался со слов "Мы Царь Российский...". На отпечатанном акте имеется надпись "Подлинник собственной рукой императора". Кроме того, собственноручно императором сделана приписка: "Да будет так".
Указание на волю государя также содержалось в законах, издаваемых сенатом. Использовалось выражение "До сведения народа доводится указ Его Величества Императора о всероссийской автономии Правительствующего Сената".
Начиная с 1906 года, царь формально разделял законодательную власть с Государственной палатой и Государственным советом. Однако ведущее положение монарха в законотворчестве определялось сохранением в начале законодательного акта фразы "В подлинном тексте написано Его Императорским Величеством: "Да будет так"". Это означает, что государь играет решающую роль в процессе принятия законов.
Законодательные акты подписываются Председателем Государственного совета, который является главой Палаты советников ("Подпись: Председатель Государственного совета...") является обязательной. Подпись спикера Государственной Думы больше не требуется. Также сохранена подпись Государственного секретаря, ответственного за подписание актов Российского государства (контрасигнатура).
Следующим важным реквизитом нормативных правовых актов является дата их принятия: начиная с 1717 года на нормативных правовых актах стали указывать год, месяц и дату их подписания (Об обозначении года, месяца и даты в любом документе: Указ года) (16). Точное местоположение даты в тексте документа было определено не сразу. Она могла находиться как в начале, так и в конце документа; только в конце XIX века было установлено правило, что дата должна располагаться сразу после слов "подлинным почерком Его Величества" слева от текста документа, также указывалось место подписи. Кроме того, на нормативных правовых актах иногда проставлялись даты, напечатанные в типографии Сената.
Выше приведено краткое описание форм нормативных правовых актов и их необходимости в Российской империи в XIX и XX веках, которое должно быть знакомо всем, кто интересуется историей российского права.
1.2 Система и генезис конституционного законодательства в советский период
В советский период развитие правового регулирования социальной защиты продолжалось, но уже на новых принципах, сначала пролетарского, а затем советского государства. В формировании системы отраслевого законодательства можно выделить пять этапов.
Первый этап (конец 1917-1921 гг.) характеризовался большим количеством законов, которые еще не имели системных черт.
Первый этап начался после победы Октябрьской революции 1917 года. Уже в первые годы своего существования советское государство предприняло попытку законодательного оформления системы социального обеспечения, элементами которой были социальное обеспечение пролетариата путем социального страхования, государственная забота о раненых воинах и их семьях в виде содержания домов инвалидов, родильных домов и детских домов.
В этот период было установлено право на социальное обеспечение наемных рабочих-инвалидов, бывших военнослужащих армии и Красной Армии, потерявших трудоспособность вследствие ранения или болезни во время войны или военной службы, установлена пенсия по случаю потери кормильца для семей рабочих, выплачивались пособия по фактическому заработку, если застрахованное лицо временно теряло трудоспособность, установлены временные пособия, такие как пособие по уходу за ребенком и пособие по уходу за ребенком. были установлены.
На первый план выдвигается вопрос об улучшении социального обеспечения рабочих и служащих. Развивается уход за временно нетрудоспособными, в том числе по беременности и родам, система санаториев и домов отдыха. Расширяется сеть детских домов. Совершенствуется пенсионное обеспечение по инвалидности и утрате средств к существованию. Создаются профессиональные учебные заведения для инвалидов.
Второй этап (конец 1921 - 1936 гг.) был связан с накоплением ряда нормативных актов, регулирующих различные виды социального обеспечения, и положил начало формированию комплексных (межотраслевых) законодательных органов.
В период ликвидации неграмотности и создания всеобщих начальных учебных заведений привычной для нас пенсии по старости, охватывающей всех граждан, не существовало. Поскольку государство не располагало необходимыми финансовыми ресурсами, у большинства жителей СССР не было возможности оформить пенсию. Основными видами пенсионных выплат были пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца. Пенсии по старости впервые были назначены текстильщикам в 1928 году и постепенно, с начала 1930-х годов, - работникам других отраслей промышленности, ответственных за индустриализацию. Только в 1937 году право на такие пенсии получили государственные служащие.
История пенсий педагогов в СССР была напрямую связана с государственной политикой в области образования: весной 1919 года VIII съезд Российской коммунистической партии принял Вторую программу, в которой говорилось, что целью Российской коммунистической партии в области образования является выполнение задачи превращения школы в орудие коммунистического преобразования общества, что возможно только при наличии подходящих педагогов. Это возможно, сказал он. Чтобы добиться этого, советское государство начало создавать систему льгот и поощрений. Пенсии были важной частью этой системы.
Целью государства было привлечение в сферу образования высококвалифицированных специалистов, удержание работников в этой области на достаточно длительный срок и, при необходимости, обеспечение быстрой сменяемости кадров (работники, отработавшие 25 лет, могли жить на свою пенсию, то есть не работать и освобождать рабочее место для более молодых сотрудников, что (это было выгодно).
Конституционное строительство в России получило новый импульс с принятием в 1936 году Конституции СССР, на основе которой 21 января 1937 года 17-й Всероссийский Временный съезд СССР принял новую Конституцию. Эта Конституция имела ряд особенностей. Она развивала теоретические выводы официальной идеологии того времени - полное торжество социализма; закрепляла тезисы о морально-политическом единстве советского народа в связи с ликвидацией эксплуататорских классов; провозглашала принадлежность всей власти в стране депутатам трудящихся и контроль социалистической собственности над средствами и оборудованием производства. Конституция провозглашала полное равенство всех граждан, независимо от их прошлого и настоящего положения, устанавливала новую избирательную систему и впервые предусматривала всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании.
12 апреля 1978 года Верховный Совет Российской Федерации принял четвертую Конституцию Российской Федерации. Толчком к этому послужила Конституция СССР 1977 года. Конституция Новой Республики сохранила старую форму государства, включая государственные структуры, несколько усовершенствовала систему государственной власти и содержала ряд новых статей о правах граждан, но в своем основном содержании сформулировала выводы о построении развитого социализма, социальной гомогенизации и совершенствовании социалистических отношений, в соответствии с советской Конституцией.
Новый этап конституционного развития российского общества был обусловлен принципиально важными крупномасштабными реформами, которые начались в СССР и РСФСР в середине 80-х гг. и закончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. принял Декларацию о провозглашении России самостоятельным суверенным государством. На съезде была образована Конституционная комиссия для разработки нового Основного Закона Российской Федерации.
Разработанный ею проект Основного Закона активно обсуждался общественностью в 1991-1993 гг. Однако в связи с конфронтацией между законодательной и исполнительной властью решение вопроса о принятии Конституции России все время откладывалось, что породило в стране конституционный кризис.4. Баглай М.Б., Гобричидзе В.Н. Конституционное право.
Чтобы выйти из него, Президент Российской Федерации 20 мая 1993 г. издал Указ о создании Конституционного Совещания, на которое была возложена задача подготовить проект нового Основного Закона России. В течение лета и осени 1993 г. Совещание с участием Конституцдепутатов Российской Федерации и представителей самых широких слоев общественности вело работу над текстом будущей Конституции.