Файл: Конституция Российской Федерации генезис, современное состояние и основные тенденции развития.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несомненно, конституции занимают особое место в развитии современного общества. В юридической литературе существует позиция, согласно которой можно отнести ту или иную конституцию к одной из трех конституционных моделей, определяющих роль государства и степень его вмешательства в жизнь общества. Согласно этому подходу, можно говорить о трех основных моделях конституций, действующих в разных странах: либеральной, этической и либерально-этической.
Рассмотрим каждую из этих моделей более подробно;
1. либеральная конституционная модель характеризуется ограниченным регулированием общественных отношений и сосредоточена в основном на организации внутренней государственной власти и правовом статусе индивидов. Согласно этой модели, экономические, социальные, культурные и общественные отношения остаются вне сферы конституционного регулирования, поэтому данная модель не отражена ни в одной конституции современного государства.
2.Этическая конституционная модель представлена чрезмерно расширенной сферой конституционного регулирования. Эта модель характерна для первой российской конституции 1918 года и последующих конституций, в которых, помимо детального описания создания и функционирования государственной власти, под конституционное регулирование попала вся сфера общественных отношений, политических, социальных, экономических и "идейных и иных составляющих общества и государства". Эта модель сохранилась в конституциях Китая, Вьетнама и Кубы.
3. 3. 3. Промежуточной, и наиболее поддерживаемой нами, является либерально-этическая конституционная модель. Сфера конституционного регулирования в этой модели расширяется за счет "включения социальных отношений, новых отношений между государством и личностью: предоставление большего количества социальных благ последней". При этом предмет регулирования общественных отношений находится в разумных конституционных пределах, допускающих создание гражданского общества и прямых демократических институтов, ограничивающих вмешательство государства в религию, идеологию и другие социальные сферы.
Конституции многих развитых стран, включая Конституцию России 1993 года, относятся к либерально-этической модели на современном этапе. Конституции всех постсоциалистических стран, включая штаты США, относятся к этой модели. Конституции Франции, Германии, Италии, Испании и многих других стран также могут относиться к этой модели.
Это связано с тем, что данная модель наиболее соответствует развитию современных конституций и сочетает в себе регулирование наиболее важных общественных отношений в рамках тесной взаимосвязи с государством. Во-вторых, конституционные нормы регулируют важные государственно-общественные отношения, которые определяют базовые основы государства и общества. С другой стороны, включение в текст Основного закона менее важных норм снижает его юридическое качество и отменяет акты действующего законодательства.
В связи с вышеизложенным исследованием общего и особенного в конституционном регулировании в России и других странах, считаем необходимым определить рамки исследования данной проблемы: а именно рассмотреть основы конституционного регулирования общественных отношений и проанализировать конституционные законодательные системы других стран. Исходя из идеи либерально-этической модели конституционного права и ключевых норм, которые должны быть включены в любую конституцию1 , при сравнительном анализе в зарубежных конституциях рассматриваются следующие блоки: - конституционные принципы; - конституционные основы правового статуса личности; - конституционные основы организации и деятельности системы государственной власти; - система законов ( структура), ее иерархия:
Любая конституция служит основным законом государства, главным источником национального права и правовой основой всей правоприменительной практики. Однако содержание конституции проявляется в ее форме, т.е. в том, как организованы содержащиеся в ней правовые материалы. В каждой стране существуют свои методы разработки конституции, от которых во многом зависит способ ее принятия. Уровень развития страны и ее отношения с мировой системой (правовые, политические, культурные, организационные и т.д.) влияют на содержание ее конституции. Также важно помнить о культурных особенностях страны и принадлежности государства к той или иной правовой семье (романо-германской, англосаксонской, исламской, социалистической или азиатской правовой семье).
2.3 Основные тенденции развития российского конституционного законодательства
Как основная отрасль российского права, Конституционный кодекс призван, с одной стороны, закрепить достигнутые демократические завоевания и тем самым обеспечить социально-политическую стабильность, а с другой - способствовать проведению рыночных и конституционных реформ. Социальное назначение демократии и конституционного учения как раз и состоит в том, чтобы выражать и укреплять волю большинства граждан в соответствии с установленными фундаментальными нормами и формальными юридическими процедурами, не допускать узурпации и захвата власти насильственным (необоснованным) путем и противостоять возвращению любых форм авторитаризма.
Основные тенденции развития конституционного права таковы.
1. создание условий для превращения России в подлинно демократическое социальное государство с республиканской формой правления и правовым государством
2. строгая и последовательная реализация конституционного принципа разделения властей, предполагающего независимость, сотрудничество и взаимодействие основных государственных органов. При этом Съезд Российской Федерации является единственным органом власти в российском государстве, обладающим правом издавать законы.
4. Обеспечить современное федеративное устройство, основанное на равенстве и недискриминации разнородных субъектов - республик, краев, областей, ключевых городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
5. уменьшить фактор асимметрии в "строительстве" Российской Федерации
6. признать общепризнанные принципы и нормы международного права и особую социальную ценность международных договоров Российской Федерации для развития отечественного права. Необходимо ускорить приведение в соответствие с международными стандартами, в частности, стандартами ООН и Совета Европы.
7. расширить и дифференцировать сферу государственного правового регулирования. Это означает как приоритетное принятие других, но еще не принятых законов, указанных в федеральной Конституции и Основных нормах, так и надлежащее регулирование всей законотворческой деятельности, включая подзаконные акты. Необходимым условием легитимности принимаемых законов является соблюдение процедурных правил их подготовки и введения в действие. Задаче повышения научного уровня законотворчества способствует надлежащее регулирование самого законотворческого процесса, который охватывает ряд вопросов, связанных с подготовкой и принятием юридически значимых управленческих решений. Желательно особым образом определить необходимые для них требования. Процедура работы над готовящимися законопроектами, как в современное время, так и в прошлые десятилетия, недостаточно отработана и нуждается в совершенствовании.
8. создание единого правового пространства на всей территории Российской Федерации влечет за собой повышение уровня конституционности в системе правового регулирования общественных отношений. Конституционность как фактор и предпосылка соответствия иных правовых актов Конституции Российской Федерации не противоречит законности, напротив, ее следует рассматривать как ее важнейший содержательный аспект. Для этого необходимо провести инвентаризацию действующего центрального и местного законодательства и, с другой стороны, обеспечить соответствие местного законодательства федеральному. Это неизбежно приводит к широкому использованию медиации на основе закона и судебного разбирательства в конфликтных ситуациях, связанных с нормативно-правовыми и договорными вопросами, а также к развитию споров на основе федерального законодательства.
9. усиление работы по подготовке проекта федерального закона РФ и правовых норм его учредительных органов. Конституционное законодательство недостаточно скоординировано и имеет много пробелов. Комплексное и целенаправленное совершенствование различных органов и сфер (включая издание Федерального кодекса законов РФ) повысило бы эффективность, стабильность и доступность правовых норм и способствовало бы становлению демократического государства. Только при этих условиях может возникнуть стройная и свободная от противоречий система российского права, основанная на Конституции во всех ее частях. Эффективное, совершенное по всем "параметрам" право является атрибутом и показателем утверждения высоких идеалов справедливости и правового государства.
Заключение
В процессе формирования национальной правовой системы большую роль играет теоретическая позиция по ее формированию в согласовании с реалиями жизни. Как и формирование правовой системы Российской Федерации, процесс законотворчества не может не испытывать влияния глобализации. Это влияние не поддается однозначной оценке. Наиболее заметным положительным моментом^ является значительное увеличение количества принимаемых законов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, расширение сферы общественных отношений, регулируемых правом. Однако параллельно существует проблема качества принимаемых законов и зачастую отсутствия нормативных механизмов их законодательного обеспечения. В связи с этим вопрос "формирования, становления" и развития конституционного законодательства любого государства всегда считался одним из наиболее приоритетных и актуальных, как в теории, так и на практике государственного развития. Это говорит о необходимости комплексного исследования подобных процессов.
Известно, что конституции регулируют основные общественные отношения и учитывают долгосрочную перспективу их развития, что реализация основных законов носит стратегический, а не тактический характер, и что инструментом развития конституционных норм является законодательство. Правильное понимание значения законодательства как объективно необходимого инструмента* социального регулирования способствует повышению степени его эффективности.
Прямое действие Конституции Российской Федерации требует принятия ряда нормативных актов, необходимых для полноценной реализации конституционных положений, особенно если отдельные нормы
Более того, некоторые нормы Конституции не могут быть применены в отсутствие таковых (например, поправки к Конституции РФ требуют созыва Конституционного собрания, если до сих пор не принята федеральная Конституция по данному вопросу).
Из-за отсутствия действующих норм одни субъекты права стремятся напрямую применять правила, закрепленные в Конституции, а другие считают их неприменимыми. Результатом этих противоречий является противоречивая практика. В связи с этим возникает вопрос о восполнении пробелов в конституционных исследованиях - практике, которая зачастую неприменима к взаимоотношениям между конституцией и правом.