Файл: Пояснительная записка Цель обучение движениям под музыку, игре на элементарных музыкальных инструментах, слушанию музыки и пению а также работа над выразительностью речи слабослышащих обучающихся,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Цель: обучение движениям под музыку, игре на элементарных музыкальных инструментах, слушанию музыки и пению а также работа над выразительностью речи слабослышащих обучающихся, над закреплением у них произносительных навыков (с использованием приемов фонетической речи)

Задачи: обучение музыкально-ритмическим движениям, включающее изменение движений в зависимости от характера, динамических оттенков, регистровых изменений в музыке; обучение пению; обучение слушанию музыкальных произведений; обучение игре на детских музыкальных инструментах; формирование внятной, эмоционально окрашенной устной речи.

На музыкально-ритмических занятиях ученики разучивают игры, хороводы, танцы. Знакомятся с музыкальными инструментами (треугольник, маракасы, бубен, металлофон, триола и др.).Ученики учатся речетативному пению. При обучении пению особое внимание уделяется правильному дыханию, которое играет важную роль в развитии устной речи детей. Ученики учатся разбирать каждую музыкальную фразу, составляют её рисунок, отхлопывают.

Благодаря широкой опоре на слух слабослышащие ученики овладевают навыками правильного соблюдения словесного ударения, темпа, слитности, основных правил орфоэпии, правильной интонации на основе подражания речи учителя.

Место курса в учебном плане.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

66 ч

66 ч

66 ч




Фронтальное музыкально-ритмическое занятие проводится в специально оборудованном помещении с использованием звукоусиливающей аппаратуры / радио класса (FM-системы), индивидуальных слуховых аппаратов и/или кохлеарных имплантов.

Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;

2) выбор средств общения, использование речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи;

3) владение достаточным запасом фраз и определений;

4) приобретение навыков социокультурной адаптации, включая понимание жизненных ситуаций, в которых звучит музыка, используются различные виды музыкально – исполнительской деятельности;


5) развитие эстетического взгляда на мир, духовно – нравственных и этических чувств, эмоционального отношения к искусству;

6) развитие познавательных интересов, в том числе в области музыкального искусства, желания посещать театры и др., читать литературу об искусстве, включая произведения о музыке и музыкантах, доступные пониманию обучающихся;

7) развитие мотивов овладения устной речью, достижения высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации.

Метапредметные результаты:

1) способность пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности;

2) развитие навыка контроля за речью товарища (умение слушать друг друга, исправлять ошибки);

3) готовность к планированию, контролю и оценке собственных действий, понимание их успешности, причин неуспешности, коррекции собственных действий;

4) готовность к логическим действиям – анализу, сравнению, синтезу, обобщению, классификации;

5) развитие психических процессов обучающихся: памяти, мышления, внимания, пространственных и временных отношений;

6) реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации во внеурочное и внешкольное время при общении с разными людьми.

Предметные результаты:

1) сформированность эмоционального восприятия музыки (в исполнении учителя, в аудиозаписи и видеозаписи), умений в словесной форме определять характер, жанр, доступные средства музыкальной выразительности в прослушиваемых произведениях классической и современной музыки;

2) понимание выразительной и изобразительной функций музыки; знание названий прослушиваемых произведений, фамилий композиторов, названия музыкальных инструментов;

3) эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку несложных композиций народных, современных и бальных танцев, овладение элементами музыкально – пластической импровизации. Эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно внятной речи ( с учетом произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков;

4) эмоциональное, выразительное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем;

5) владение тематической и терминологической лексикой, связанной с музыкально – ритмической деятельностью, в том числе, ее восприятием и достаточно внятным и естественным воспроизведением при реализации произносительных возможностей;



6) в различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками, реализация сформированных умений.

Основное содержание

1 класс

Слушание музыки. Восприятия музыки на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т.е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух при постоянном использовании средств электроакустической коррекции.

Слушание музыки в исполнении учителя и аудиозапси, словесное определение жанра, характера музыки, использование доступных средств музыкальной выразительности.

Музыкально – пластическое движение. Развитие двигательных навыков, формирование хорошей осанки. Эмоциональное, выразительное правильное и ритмичное выполнение под музыку основных движений (ходьба, бег, хлопки, прыжки и др.), танцевальных и гимнастических упражнений, исполнение элементов танца и пляски, несложных композиционных народных, бальных и современных танцев. Развитие музыкально – пластической импровизации.

Декламация песен под музыку. Обучение декламации песен под музыку, совершенствование произносительных навыков, развитие проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительное коллективное ее исполнение. Эмоциональная, выразительная и внятная декламация песен в ансамбле под музыкальное сопровождение и управление учителя. Точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.). Обучение пению.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие восприятия музыки, умений исполнять на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и др. в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет учитель на фортепьяно или ученики на металлофоне, ксилофоне, пианоле и др).

Инсценирование (драматизация). Участие в театрализованных формах музыкально–творческой деятельности: музыкальные игры, инсценирвоание песен, игры–драматизации, инсценирование фрагментов музыкальных сказок. Выражение образного содержания музыкально – художественных произведений с помощью средств выразительности различных искусств, прежде всего, с помощью музыкально-пластической и речевой деятельности.


Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки). Развитие слухозрительного и слухового восприятия речи, закрепление навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей. Развитие речевого дыхания, голоса, закрепление звукового состава речи, восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведение слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера.

2 класс

Музыкально – ритмические занятия являются частью образовательно- коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся , их социальную адаптацию. Коррекционная направленность обучения слабослышащих детей обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:

 применение речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности;

 участие в совместной деятельности со взрослыми и детьми на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания, готовность к распределению функций и ролей в процессе деятельности, ответственность за ее результаты;

 готовность к планированию, контролю и оценке собственных действий, понимание их успешности, причин неуспешности, коррекции собственных действий;

готовность к логическим действиям – анализу, сравнению, синтезу, обобщению, классификации, в том числе, при прослушивании музыки, восприятии речи,

 готовность к наблюдению и участию в различных видах учебной и внеурочной деятельности, в том числе музыкально – ритмической деятельности;

 активная реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации во внеурочное и внешкольное время при общении с разными людьми, в том числе имеющими нарушения слуха и слышащими взрослыми и сверстниками.

Обучение восприятию музыки как самостоятельному виду деятельности включает следующее:

• формирование сенсорной основы восприятия музыки: обучение различению и узнаванию на слух основных свойств музыкальных звуков (высоты, силы, длительности, тембра) в различных их сочетаниях;

• формирование слушательской деятельности: обучение внимательному слушанию музыкальных произведений (или фрагментов из них), проведение элементарного анализа (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.


Обучение восприятию музыки как составной части других видов деятельности осуществляется в процессе выполнения музыкально-ритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах.

Данная программа включает в себя важные направления работы по развитию слухо - зрительного и слухового восприятия речи, закрепления навыков внятного, выразительного, достаточно естественного её воспроизведения при реализации всех требований системы формирования устной речи у слабослышащих школьников. На каждом музыкально ритмическом занятии проводятся специальные упражнения по автоматизации произносительных навыков с использованием фонетической ритмики.

Развитие ритмико-интонационной структуры речи осуществляется при использовании комплексного подхода с применением двигательного моделирования интонационных структур, специальных упражнений под музыкальное сопровождение. Речевой материал для специальной работы включает слова, словосочетания, фразы, слоги, слогосочетания, отдельные звуки. При подборе речевого материала важно учитывать его необходимость детям в общении (материалу разговорной речи отдается предпочтение), использование знакомого по содержанию и грамматическому оформлению речевого материала, соответствующего фонетическим задачам занятия при соблюдении единства требований в работе над произношением в данном классе.

Коррекционно – развивающая работа на музыкально – ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи. Ученики воспринимают музыку и речь с помощью слуховых аппаратов, КИ и без них.

Практическое применение программы способствует формированию устной речи слабослышащих школьников, проведению элементарного анализа музыки – определение характера, доступных средств музыкальной выразительности, различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них, высказывание отношения к прослушанному. У детей целенаправленно развиваются двигательные навыки. Декламация песен под музыку, использование фонетической ритмики способствует совершенствованию произносительных навыков школьников, игры на элементарных инструментах, инсценирование фрагментов музыкальных сказок предполагают развитие исполнительских навыков, что важно для устной коммуникации слабослышащих со слышащими.