Файл: Пояснительная записка Цель обучение движениям под музыку, игре на элементарных музыкальных инструментах, слушанию музыки и пению а также работа над выразительностью речи слабослышащих обучающихся,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно- коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию.

Основные виды деятельности учащихся:

- слушание музыки.

- музыкально – пластическое движение.

- декламация песен под музыку.

- обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

- инсценирование (драматизация).

осприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Слушание музыки. Восприятие музыки на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т.е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух при постоянном использовании средств электроакустической коррекции. Слушание музыки в исполнении учителя и аудиозаписи, словесное определение жанра, характера музыки, использование доступных средств музыкальной выразительности.

Музыкально – пластическое движение. Развитие двигательных навыков, формирование хорошей осанки. Эмоциональное, выразительное правильное и ритмичное выполнение под музыку основных движений (ходьба, бег, хлопки, прыжки и др.), танцевальных и гимнастических упражнений, исполнение элементов танца и пляски, несложных композиционных народных, бальных и современных танцев. Развитие музыкально – пластической импровизации.

Декламация песен под музыку. Обучение декламации песен под музыку, совершенствование произносительных навыков, развитие проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительное коллективное ее исполнение. Эмоциональная, выразительная и внятная декламация песен в ансамбле под музыкальное сопровождение и управление учителя. Точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.). Обучение пению.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.Развитие восприятия музыки, умений исполнять на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и др. в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет учитель на фортепьяно или ученики на металлофоне, ксилофоне, пианоле и др).


Инсценирование (драматизация). Участие в театрализованных формах музыкально– творческой деятельности: музыкальные игры, инсценированиепесен, игры–драматизации, инсценирование фрагментов музыкальных сказок. Выражение образного содержания музыкально – художественных произведений с помощью средств выразительности различных искусств, прежде всего, с помощью музыкально-пластической и речевой деятельности.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки). Развитие слухо-зрительного и слухового восприятия речи, закрепление навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей.

Развитие модуляции голоса по силе и высоте, по изменению темпа произнесения, по работе над словесным и логическим ударением, над интонационной стороной речи

Развитие речевого дыхания, голоса, закрепление звукового состава речи, восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведение слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера

Формы организации учебных занятий: фронтальная (на уроке работа может быть организована парами и группами).

3 класс
Музыкально – ритмические занятия являются частью образовательно- коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию.

Данная программа включает в себя важные направления работы по развитию слухозрительного и слухового восприятия речи, закрепления навыков внятного, выразительного, достаточно естественного её воспроизведения при реализации всех требований системы формирования устной речи у слабослышащих школьников (с СА и КИ). На каждом музыкально ритмическом занятии проводятся специальные упражнения по автоматизации произносительных навыков с использованием фонетической ритмики.

Развитие ритмико-интонационной структуры речи осуществляется при использовании комплексного подхода с применением двигательного моделирования интонационных структур, специальных упражнений под музыкальное сопровождение. Речевой материал для специальной работы включает слова, словосочетания, фразы, слоги, слогосочетания, отдельные звуки. При подборе речевого материала важно учитывать его необходимость детям в общении (материалу разговорной речи отдается предпочтение), использование знакомого по содержанию и грамматическому оформлению речевого материала, соответствующего фонетическим задачам занятия при соблюдении единства требований в работе над произношением в данном классе.



Коррекционно-развивающая работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи. Ученики воспринимают музыку и речь с помощью слуховых аппаратов и без них.

Практическое применение программы способствует формированию устной речи слабослышащих школьников, проведению элементарного анализа музыки – определение характера, доступных средств музыкальной выразительности, различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них, высказывание отношения к прослушанному. У детей целенаправленно развиваются двигательные навыки. Декламация песен под музыку, использование фонетической ритмики способствует совершенствованию произносительных навыков школьников, игры на элементарных инструментах, инсценирование фрагментов музыкальных сказок предполагают развитие исполнительских навыков, что важно для устной коммуникации слабослышащих со слышащими.

Обучение восприятию музыки как самостоятельному виду деятельности включает следующее:

• формирование слушательской деятельности: обучение внимательному слушанию музыкальных произведений (или фрагментов из них), проведение элементарного анализа (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них;

• формирование сенсорной основы восприятия музыки: обучение различению и узнаванию на слух основных свойств музыкальных звуков (высоты, силы, длительности, тембра) в различных их сочетаниях.

Педагогические технологии и подходы, используемые на музыкально-ритмических занятиях:

- урок как целостный развивающий комплекс;

- игровые технологии;

- технологии индивидуально-дифференцированного подхода;

- информационно-коммуникативные технологии.

На занятиях у детей с нарушением слуха формируется и развивается восприятие музыки (ее характера и доступных средств музыкальной выразительности), они приобщаются к основам музыкальной культуры. Дети обучаются также музыкально-ритмическим движениям (правильному, выразительному и ритмичному исполнению основных, гимнастических и танцевальных движений, несложных их композиций, музыкально-пластической импровизации), выразительной декламации песен под музыку (при точной передаче во внятной, достаточно выразительной речи ритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков), игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. На занятиях ведется целенаправленная работа по автоматизации произносительных навыков обучающихся (с использованием фонетической ритмики и музыки).


Образовательно-коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь.

Важное значение придается развитию эмоционально-образного восприятия музыки при целенаправленном формировании ее сенсорной основы -восприятия на слух доступных средств музыкальной выразительности (звуковысотных, темпоритмических, динамических и тембровых отношений) с использованием специальных педагогических технологий, учитывающих особенности развития слухового восприятия, общего и речевого развития слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных детей. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, приобщение к музыкальной культуре, формирование знаний о музыкальном искусстве как части духовной культуры общества, имеет важное значение для более полноценного развития обучающихся, их социальной Развитие детей с нарушением слуха возможностей восприятия музыки содействует ритмической организации их движений, создает определенный эмоциональный настрой, способствующий формированию выразительных и ритмичных движений под музыку. В свою очередь, движения оказывают положительное влияние на развитие восприятия музыки. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития у глухих детей слухового восприятия музыки.

Специальная (коррекционная) работа по развитию правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений, чувства равновесия, формированием правильной осанки, умениями расслаблять и напрягать мышцы положительно влияет на формирование у обучающихся произносительной стороны речи, в том числе при использовании фонетической ритмики. Взаимодействие музыки и устной речи при декламации и пении песен, целенаправленное побуждение вслушиваться в мелодию, ее мелодическую, темпоритмическую организацию, динамические оттенки, имеет важное значение для формирования более естественного звучания голоса, его модуляций, развития ритмико-интонационной структуры речи, закрепления навыков воспроизведения звукового состава речи.


Педагогические технологии и подходы, используемые на музыкально-ритмических занятиях:

- урок как целостный развивающий комплекс;

- игровые технологии;

- технологии индивидуально-дифференцированного подхода;

- информационно-коммуникативные технологии.

На занятиях у детей с нарушением слуха формируется и развивается восприятие музыки (ее характера и доступных средств музыкальной выразительности), они приобщаются к основам музыкальной культуры. Дети обучаются также музыкально-ритмическим движениям (правильному, выразительному и ритмичному исполнению основных, гимнастических и танцевальных движений, несложных их композиций, музыкально-пластической импровизации), выразительной декламации песен под музыку (при точной передаче во внятной, достаточно выразительной речи ритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков), игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. На занятиях ведется целенаправленная работа по автоматизации произносительных навыков обучающихся (с использованием фонетической ритмики и музыки).

Образовательно-коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь.

Важное значение придается развитию эмоционально-образного восприятия музыки при целенаправленном формировании ее сенсорной основы -восприятия на слух доступных средств музыкальной выразительности (звуковысотных, темпоритмических, динамических и тембровых отношений) с использованием специальных педагогических технологий, учитывающих особенности развития слухового восприятия, общего и речевого развития слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных детей. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, приобщение к музыкальной культуре, формирование знаний о музыкальном искусстве как части духовной культуры общества, имеет важное значение для более полноценного развития обучающихся, их социальной Развитие детей с нарушением слуха возможностей восприятия музыки содействует ритмической организации их движений, создает определенный эмоциональный настрой, способствующий формированию выразительных и ритмичных движений под музыку. В свою очередь, движения оказывают положительное влияние на развитие восприятия музыки. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития у глухих детей слухового восприятия музыки.