Файл: Пояснительная записка Цель обучение движениям под музыку, игре на элементарных музыкальных инструментах, слушанию музыки и пению а также работа над выразительностью речи слабослышащих обучающихся,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специальная (коррекционная) работа по развитию правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений, чувства равновесия, формированием правильной осанки, умениями расслаблять и напрягать мышцы положительно влияет на формирование у обучающихся произносительной стороны речи, в том числе при использовании фонетической ритмики. Взаимодействие музыки и устной речи при декламации и пении песен, целенаправленное побуждение вслушиваться в мелодию, ее мелодическую, темпоритмическую организацию, динамические оттенки, имеет важное значение для формирования более естественного звучания голоса, его модуляций, развития ритмико-интонационной структуры речи, закрепления навыков воспроизведения звукового состава речи.
Основные виды деятельности учащихся:
- автоматизация произносительных навыков;
- слушание музыки;
- музыкально-пластическое движение;
- декламация песен под музыку;
- игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле;
- инсценирование (драматизация).
Автоматизация произносительных навыков (восприятие и воспроизведение устной речи).
Важный раздел обучения на музыкально-ритмических занятиях — совершенствование произносительной стороны устной речи учащихся. Учитель постоянно побуждает их к внятной выразительной речи, наиболее полной реализации своих произносительных возможностей. Кроме того, он осуществляет специальную работу над произношением при декламации песен, инсценирование музыкальных сказок, а также при проведении специальных упражнений, направленных на автоматизацию произносительных умений и навыков (с использованием фонетической ритмики).
Слушание музыки.
Восприятие музыки на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т.е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух при постоянном использовании средств электроакустической коррекции. Слушание музыки в исполнении учителя и аудиозаписи, словесное определение жанра, характера музыки, использование доступных средств музыкальной выразительности.
Музыкально-пластическое движение.
Развитие двигательных навыков, формирование хорошей осанки. Эмоциональное, выразительное правильное и ритмичное выполнение под музыку основных движений (ходьба, бег, хлопки, прыжки и др.), танцевальных и гимнастических упражнений, исполнение элементов танца и пляски, несложных композиционных народных, бальных и современных танцев. Развитие музыкально-пластической импровизации.
Декламация песен под музыку.
Обучение декламации песен под музыку, совершенствование произносительных навыков, развитие проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительное коллективное ее исполнение. Эмоциональная, выразительная и внятная декламация песен в ансамбле под музыкальное сопровождение и управление учителя. Точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.). Обучение пению.
Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Развитие восприятия музыки, умений исполнять на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и др. в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет учитель на фортепьяно или ученики на металлофоне, ксилофоне, пианоле и др.).
Инсценирование (драматизация).
Участие в театрализованных формах музыкально-творческой деятельности: музыкальные игры, инсценирование песен, игры (драматизации, инсценирование фрагментов музыкальных сказок). Выражение образного содержания музыкально – художественных произведений с помощью средств выразительности различных искусств, прежде всего, с помощью музыкально-пластической и речевой деятельности.
Развитие речевого дыхания, голоса, закрепление звукового состава речи, восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведение слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная (на занятии работа может быть организована парами и группами).
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Обследование | 1 |
2 | Обследование | 1 |
3 | Обследование | 1 |
4 | Обследование | 1 |
5 | Построение в шеренгу, в колонну, бег под музыку | 1 |
6 | Темп. Восклицательная, вопросительная интонации. Песня «Осень» | 1 |
7 | Хороводный шаг | 1 |
8 | Построение в колонну по два. Высокие и низкие звуки | 1 |
9 | Низкие и высокие звуки. Дифференциация звуков п,б. | 1 |
10 | Построение в колонну по три. Пляска «Ну и до свидания!» | 1 |
11 | Построение в колонну по три. Пляска «Ну и до свидания!» | 1 |
12 | Различение интонации (вопросительной, восклицательной) и эмоциональной окраски (ласковый, нежный, радостный) | 1 |
13 | Интонирование песни «Осень», ходьба змейкой, ритм, слитность | 1 |
14 | «Осенняя песенка», муз. Д.Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева | 1 |
15 | Ритм, темп песни | 1 |
16 | Закрепление | 1 |
17 | Повторение | 1 |
18 | Повторение | 1 |
19 | Закрепление музыкально-ритмических навыков | 1 |
20 | Закрепление музыкально-ритмических навыков | 1 |
21 | Произнесение звуком с сужением и расширением круга. Песня «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной | 1 |
22 | Произнесение звуком с сужением и расширением круга. Песня «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной | 1 |
23 | Песня «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Понятие долгий и короткий звук. Танец «Зимний танец» | 1 |
24 | Песня «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Понятие долгий и короткий звук. Танец «Зимний танец» | 1 |
25 | Хоровод «Ёлочка», ранец «Зимний танец» | 1 |
26 | Хоровод «Ёлочка». Песня «Дед Мороз», муз. В. Витлина, сл. С. Погореловского Ритмическая последовательность звуков. | 1 |
27 | Хоровод «Ёлочка». Песня «Дед Мороз», муз. В. Витлина, сл. С. Погореловского Ритмическая последовательность звуков. | 1 |
28 | Песня «Дед Мороз». Танец с бусинками. | 1 |
29 | Хороводы, танцы, песни. Интонация в тексте. | 1 |
30 | Хороводы, танцы, песни. Интонация в тексте. | 1 |
31 | Повторение | 1 |
32 | Повторение | 1 |
33 | Закрепление полученных навыков | 1 |
34 | Закрепление полученных навыков | 1 |
35 | Закрепление полученных навыков | 1 |
36 | Выполнение движений в соответствии с характером музыки | 1 |
37 | Темп и характер музыки. | 1 |
38 | Интонация в стихотворном тексте. Игра на музыкальных инструментах | 1 |
39 | Интонация в стихотворном тексте. Игра на музыкальных инструментах | 1 |
40 | Темп, ритм, интонация в стихотворении и песне. Игра на музыкальных инструментах | 1 |
41 | Темп, ритм, интонация в стихотворении и песне. Игра на музыкальных инструментах | 1 |
42 | Ходьба врассыпную. Танцы парами. Игра на музыкальных инструментах | 1 |
43 | Ходьба врассыпную. Танцы парами. Игра на музыкальных инструментах | 1 |
44 | Ходьба врассыпную. Танцы парами. Игра на музыкальных инструментах | 1 |
45 | Характер музыкального произведения. | 1 |
46 | Характер музыкального произведения. | 1 |
47 | Характер музыкального произведения. | 1 |
48 | Характер музыкального произведения. | 1 |
49 | Умеренный, быстрый и очень быстрый темп музыки. Акцент в музыке | 1 |
50 | Умеренный, быстрый и очень быстрый темп музыки. Акцент в музыке | 1 |
51 | Музыкальный темп. Интонирование стихотворного текста. Музыкально-ритмические движения | 1 |
52 | Закрепление | 1 |
53 | Повторение | 1 |
54 | Перестроение под музыку | 1 |
55 | Перестроение под музыку | 1 |
56 | Перестроение под музыку | 1 |
57 | Изменение движение под музыку | 1 |
58 | Сравнение музыкальных произведений | 1 |
59 | Сравнение музыкальных произведений | 1 |
60 | Сравнение музыкальных произведений | 1 |
61 | Сравнение музыкальных произведений | 1 |
62 | Движения под музыку | 1 |
63 | Движения под музыку | 1 |
64 | Закрепление | 1 |
65 | Закрепление | 1 |
66 | Закрепление | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Музыка рядом с нами. Вводное занятие. | 1 |
2 | Шумовые звуки. Восприятие музыки. Построение. | 1 |
3 | Высокие и низкие звуки. Восприятие музыки. | 1 |
4 | Динамика музыки: громко-тихо. Темп музыки и речи. | 1 |
5 | Динамика музыки: громко-тихо. Темп музыки и речи. | 1 |
6 | Темп музыки: быстрый. | 1 |
7 | Темп музыки: быстрый. | 1 |
8 | Темп музыки: медленный. | 1 |
9 | Темп музыки: медленный. | 1 |
10 | Темп музыки: умеренный. | 1 |
11 | Темп музыки: умеренный. | 1 |
12 | Музыкальные жанры: марш, полька, вальс. | 1 |
13 | Музыкальные жанры: марш, полька, вальс. | 1 |
14 | Характер музыки. | 1 |
15 | Характер музыки. | 1 |
16 | Контрольно- обобщающее занятие за I четверть. | 1 |
17 | Высотные соотношения звуков. | 1 |
18 | Высотные соотношения звуков. | 1 |
19 | Высотные соотношения звуков. | 1 |
20 | Высотные соотношения звуков. | 1 |
21 | Марш, танец, песня. | 1 |
22 | Марш, танец, песня. | 1 |
23 | Марш, танец, песня. | 1 |
24 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп. Русский танец | 1 |
25 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп. Русский танец | 1 |
26 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп. Русский танец | 1 |
27 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп. Русский танец | 1 |
28 | Русская народная музыка: народные инструменты. | 1 |
29 | Русская народная музыка: народные инструменты. | 1 |
30 | Контрольно- обобщающее занятие за II четверть | 1 |
31 | Жанр и характер музыки: русский перепляс. | 1 |
32 | Характер музыки. | 1 |
33 | Характер музыки. | 1 |
34 | Характер музыки. | 1 |
35 | Характер музыки. | 1 |
36 | Жанр и характер музыки: марш. | 1 |
37 | Жанр и характер музыки: танец. | 1 |
38 | Жанр и характер музыки: песня. | 1 |
39 | Жанр и характер музыки: марш, танец, песня.. | 1 |
40 | Жанр и характер музыки: марш, танец, песня.. | 1 |
41 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, высотные отношения. | 1 |
42 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, высотные отношения. | 1 |
43 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, высотные отношения. | 1 |
44 | Музыкальная сказка: «Теремок». | 1 |
45 | Музыкальная сказка: «Теремок». | 1 |
46 | Музыкальная сказка: «Теремок». | 1 |
47 | Музыкальная сказка: «Теремок». | 1 |
48 | Контрольно -обобщающее занятие за III четверть. | 1 |
49 | Творчество композитора. П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков». | 1 |
50 | Творчество композитора. П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Вальс». | 1 |
51 | Творчество композитора. П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Полька». | 1 |
52 | Творчество композитора. П. И. Чайковский «Детский альбом». | 1 |
53 | Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр. | 1 |
54 | Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр. | 1 |
55 | Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр. | 1 |
56 | Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр. | 1 |
57 | Народные инструменты. Русский народный танец. Колыбельная песня. | 1 |
58 | Народные инструменты. Русский народный танец. Колыбельная песня. | 1 |
59 | Народные инструменты. Русский народный танец. Колыбельная песня. | 1 |
60 | Народные инструменты. Русский народный танец. Колыбельная песня. | 1 |
61 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, высотные отношения. | 1 |
62 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, высотные отношения. | 1 |
63 | Жанр и характер музыки. | 1 |
64 | Музыкальные жанры: марш, полька, вальс. | 1 |
65 | Музыкальные жанры: марш, полька, вальс. | 1 |
66 | Контрольно- обобщающее занятие за год. | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие на тему: «Музыка - наш лучший друг». | 1 |
2 | Совершенствование движений и элементов танцев: разучивание припляса. | 1 |
3 | Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик». | 1 |
4 | Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик». | 1 |
5 | Музыкальные инструменты. Игра на металлофоне. | 1 |
6 | Музыкальные инструменты. Игра на металлофоне. | 1 |
7 | Песня Ю. Чичкова «Выглянуло солнышко» | 1 |
8 | Песня Ю. Чичкова «Выглянуло солнышко» | 1 |
9 | Песня Ю. Чичкова «Выглянуло солнышко» | 1 |
10 | Песня Ю. Чичкова «Выглянуло солнышко» | 1 |
11 | Совершенствование движений и элементов танцев: веревочка, присядка. | 1 |
12 | Симфонический оркестр. | 1 |
13 | Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» | 1 |
14 | Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» | 1 |
15 | Игра на металлофоне. | 1 |
16 | Игра на металлофоне. | 1 |
17 | Темп музыки. Обобщающее занятие за I четверть. | 1 |
18 | Музыкальная интонация. | 1 |
19 | Музыкальная интонация. | 1 |
20 | Ноты долгие и короткие. | 1 |
21 | Ноты долгие и короткие. | 1 |
22 | Вальсовая дорожка. | 1 |
23 | Музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и Волк». | 1 |
24 | Музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и Волк». | 1 |
25 | Музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и Волк». | 1 |
26 | Игра «Угадай музыкальный инструмент» | 1 |
27 | Русская народная песня: «Посею лебеду на берегу». | 1 |
28 | Русская народная песня: «Посею лебеду на берегу». | 1 |
29 | Русская народная песня: «Посею лебеду на берегу». | 1 |
30 | Зима – поэт – художник – композитор. | 1 |
31 | Зима – поэт – художник – композитор. Обобщающее занятие за II четверть. | 1 |
32 | Ритмический аккомпанемент. | 1 |
33 | Для чего нужен музыкальный размер. | 1 |
34 | Для чего нужен музыкальный размер. | 1 |
35 | Марш Черномора. | 1 |
36 | Марш Черномора. | 1 |
37 | Д. Кабалевский: «Наш край» | 1 |
38 | Д. Кабалевский: «Наш край» | 1 |
39 | Д. Кабалевский: «Наш край» | 1 |
40 | Инструмент-оркестр. Фортепиано. | 1 |
41 | Инструмент-оркестр. Фортепиано. | 1 |
42 | Построения и перестроения. | 1 |
43 | Музыкальный аккомпанемент. | 1 |
44 | Музыкальный аккомпанемент. | 1 |
45 | «Где это видано…»(смешные истории о музыке) | 1 |
46 | Русская народная музыка. | 1 |
47 | Русская народная музыка. | 1 |
48 | Освоение перестроения группы: сведение и разведение. | 1 |
49 | Сказка в музыке. | 1 |
50 | Запев, припев мелодии. Обобщающее занятие за III четверть. | 1 |
51 | П. И. Чайковский «Времена года». | 1 |
52 | П. И. Чайковский «Времена года». | 1 |
53 | Весна: поэт – художник – композитор. | 1 |
54 | Весна: поэт – художник – композитор. | 1 |
55 | Звуки-краски. | 1 |
56 | Тембры-краски. | 1 |
57 | Колокольные звоны. | 1 |
58 | Песня: «Смешной человечек». | 1 |
59 | Песня: «Смешной человечек». | 1 |
60 | Музыкальные игры. | 1 |
61 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, регистр. Русская народная песня «В сыром бору тропина». | 1 |
62 | Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, регистр. Русская народная песня «В сыром бору тропина». | 1 |
63 | Бег по кругу: рондо. | 1 |
64 | Бег по кругу: рондо. | 1 |
65 | Освоение перестроения группы: змейка, построение цепочками. | 1 |
66 | Обобщающее занятие за год | 1 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
-
Кагарлицкая А. С, Тугова Н. А., Шелгунова Н. И. Музыкально-ритмические занятия в школе для слабослышащих детей (1—4 годы обучения).— М.: Просвещение, 1992. -
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., Учебная литература,1997. -
Яхнина. Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. Учебное пособие. – М., Владос, 2003. -
Шелгунова Н. И. Работа над произношением в школе для слабослышащих детей.—М., 1989.
Музыкально – ритмические занятия с обучающимися проводятся с использованием индивидуальных слуховых аппаратов / кохлеарных имплантов. Кабинеты музыкально – ритмических занятий могут быть оснащены индукционной петлей или аппаратурой, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение