Файл: Пояснительная записка Цель обучение движениям под музыку, игре на элементарных музыкальных инструментах, слушанию музыки и пению а также работа над выразительностью речи слабослышащих обучающихся,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специальная (коррекционная) работа по развитию правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений, чувства равновесия, формированием правильной осанки, умениями расслаблять и напрягать мышцы положительно влияет на формирование у обучающихся произносительной стороны речи, в том числе при использовании фонетической ритмики. Взаимодействие музыки и устной речи при декламации и пении песен, целенаправленное побуждение вслушиваться в мелодию, ее мелодическую, темпоритмическую организацию, динамические оттенки, имеет важное значение для формирования более естественного звучания голоса, его модуляций, развития ритмико-интонационной структуры речи, закрепления навыков воспроизведения звукового состава речи.

Основные виды деятельности учащихся:

- автоматизация произносительных навыков;

- слушание музыки;

- музыкально-пластическое движение;

- декламация песен под музыку;

- игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле;

- инсценирование (драматизация).

Автоматизация произносительных навыков (восприятие и воспроизведение устной речи).

Важный раздел обучения на музыкально-ритмических занятиях — совершенствование произносительной стороны устной речи учащихся. Учитель постоянно побуждает их к внятной выразительной речи, наиболее полной реализации своих произносительных возможностей. Кроме того, он осуществляет специальную работу над произношением при декламации песен, инсценирование музыкальных сказок, а также при проведении специальных упражнений, направленных на автоматизацию произносительных умений и навыков (с использованием фонетической ритмики).

Слушание музыки.

Восприятие музыки на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т.е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух при постоянном использовании средств электроакустической коррекции. Слушание музыки в исполнении учителя и аудиозаписи, словесное определение жанра, характера музыки, использование доступных средств музыкальной выразительности.

Музыкально-пластическое движение.

Развитие двигательных навыков, формирование хорошей осанки. Эмоциональное, выразительное правильное и ритмичное выполнение под музыку основных движений (ходьба, бег, хлопки, прыжки и др.), танцевальных и гимнастических упражнений, исполнение элементов танца и пляски, несложных композиционных народных, бальных и современных танцев. Развитие музыкально-пластической импровизации.


Декламация песен под музыку.

Обучение декламации песен под музыку, совершенствование произносительных навыков, развитие проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительное коллективное ее исполнение. Эмоциональная, выразительная и внятная декламация песен в ансамбле под музыкальное сопровождение и управление учителя. Точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.). Обучение пению.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Развитие восприятия музыки, умений исполнять на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и др. в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет учитель на фортепьяно или ученики на металлофоне, ксилофоне, пианоле и др.).

Инсценирование (драматизация).

Участие в театрализованных формах музыкально-творческой деятельности: музыкальные игры, инсценирование песен, игры (драматизации, инсценирование фрагментов музыкальных сказок). Выражение образного содержания музыкально – художественных произведений с помощью средств выразительности различных искусств, прежде всего, с помощью музыкально-пластической и речевой деятельности.

Развитие речевого дыхания, голоса, закрепление звукового состава речи, восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведение слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная (на занятии работа может быть организована парами и группами).

Тематическое планирование

1 класс



п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Обследование

1

2

Обследование

1

3

Обследование

1

4

Обследование

1

5

Построение в шеренгу, в колонну, бег под музыку

1

6

Темп. Восклицательная, вопросительная интонации. Песня «Осень»

1

7

Хороводный шаг

1

8

Построение в колонну по два. Высокие и низкие звуки

1

9

Низкие и высокие звуки. Дифференциация звуков п,б.

1

10

Построение в колонну по три. Пляска «Ну и до свидания!»

1

11

Построение в колонну по три. Пляска «Ну и до свидания!»

1

12

Различение интонации (вопросительной, восклицательной) и эмоциональной окраски (ласковый, нежный, радостный)

1

13

Интонирование песни «Осень», ходьба змейкой, ритм, слитность

1

14

«Осенняя песенка», муз. Д.Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева

1

15

Ритм, темп песни

1

16

Закрепление

1

17

Повторение

1

18

Повторение

1

19

Закрепление музыкально-ритмических навыков

1

20

Закрепление музыкально-ритмических навыков

1

21

Произнесение звуком с сужением и расширением круга. Песня «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

1

22

Произнесение звуком с сужением и расширением круга. Песня «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

1

23

Песня «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Понятие долгий и короткий звук. Танец «Зимний танец»

1

24

Песня «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Понятие долгий и короткий звук. Танец «Зимний танец»

1

25

Хоровод «Ёлочка», ранец «Зимний танец»

1

26

Хоровод «Ёлочка». Песня «Дед Мороз», муз. В. Витлина, сл. С. Погореловского Ритмическая последовательность звуков.

1

27

Хоровод «Ёлочка». Песня «Дед Мороз», муз. В. Витлина, сл. С. Погореловского Ритмическая последовательность звуков.

1

28

Песня «Дед Мороз». Танец с бусинками.

1

29

Хороводы, танцы, песни. Интонация в тексте.

1

30

Хороводы, танцы, песни. Интонация в тексте.

1

31

Повторение

1

32

Повторение

1

33

Закрепление полученных навыков

1

34

Закрепление полученных навыков

1

35

Закрепление полученных навыков

1

36

Выполнение движений в соответствии с характером музыки

1

37

Темп и характер музыки.

1

38

Интонация в стихотворном тексте. Игра на музыкальных инструментах

1

39

Интонация в стихотворном тексте. Игра на музыкальных инструментах

1

40

Темп, ритм, интонация в стихотворении и песне. Игра на музыкальных инструментах

1

41

Темп, ритм, интонация в стихотворении и песне. Игра на музыкальных инструментах

1

42

Ходьба врассыпную. Танцы парами. Игра на музыкальных инструментах

1

43

Ходьба врассыпную. Танцы парами. Игра на музыкальных инструментах

1

44

Ходьба врассыпную. Танцы парами. Игра на музыкальных инструментах

1

45

Характер музыкального произведения.

1

46

Характер музыкального произведения.

1

47

Характер музыкального произведения.

1

48

Характер музыкального произведения.

1

49

Умеренный, быстрый и очень быстрый темп музыки. Акцент в музыке

1

50

Умеренный, быстрый и очень быстрый темп музыки. Акцент в музыке

1

51

Музыкальный темп. Интонирование стихотворного текста. Музыкально-ритмические движения

1

52

Закрепление

1

53

Повторение

1

54

Перестроение под музыку

1

55

Перестроение под музыку

1

56

Перестроение под музыку

1

57

Изменение движение под музыку

1

58

Сравнение музыкальных произведений

1

59

Сравнение музыкальных произведений

1

60

Сравнение музыкальных произведений

1

61

Сравнение музыкальных произведений

1

62

Движения под музыку

1

63

Движения под музыку

1

64

Закрепление

1

65

Закрепление

1

66

Закрепление

1



2 класс



п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Музыка рядом с нами. Вводное занятие.

1

2

Шумовые звуки. Восприятие музыки. Построение.

1

3

Высокие и низкие звуки. Восприятие музыки.

1

4

Динамика музыки: громко-тихо. Темп музыки и речи.

1

5

Динамика музыки: громко-тихо. Темп музыки и речи.

1

6

Темп музыки: быстрый.

1

7

Темп музыки: быстрый.

1

8

Темп музыки: медленный.

1

9

Темп музыки: медленный.

1

10

Темп музыки: умеренный.

1

11

Темп музыки: умеренный.

1

12

Музыкальные жанры: марш, полька, вальс.

1

13

Музыкальные жанры: марш, полька, вальс.

1

14

Характер музыки.

1

15

Характер музыки.

1

16

Контрольно- обобщающее занятие за I четверть.

1

17

Высотные соотношения звуков.

1

18

Высотные соотношения звуков.

1

19

Высотные соотношения звуков.

1

20

Высотные соотношения звуков.

1

21

Марш, танец, песня.

1

22

Марш, танец, песня.

1

23

Марш, танец, песня.

1

24

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп. Русский танец

1

25

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп. Русский танец

1

26

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп. Русский танец

1

27

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп. Русский танец

1

28

Русская народная музыка: народные инструменты.

1

29

Русская народная музыка: народные инструменты.

1

30

Контрольно- обобщающее занятие за II четверть

1

31

Жанр и характер музыки: русский перепляс.

1

32

Характер музыки.

1

33

Характер музыки.

1

34

Характер музыки.

1

35

Характер музыки.

1

36

Жанр и характер музыки: марш.

1

37

Жанр и характер музыки: танец.

1

38

Жанр и характер музыки: песня.

1

39

Жанр и характер музыки: марш, танец, песня..

1

40

Жанр и характер музыки: марш, танец, песня..

1

41

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, высотные отношения.

1

42

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, высотные отношения.

1

43

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, высотные отношения.

1

44

Музыкальная сказка: «Теремок».

1

45

Музыкальная сказка: «Теремок».

1

46

Музыкальная сказка: «Теремок».

1

47

Музыкальная сказка: «Теремок».

1

48

Контрольно -обобщающее занятие за III четверть.

1

49

Творчество композитора. П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков».

1

50

Творчество композитора. П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Вальс».

1

51

Творчество композитора. П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Полька».

1

52

Творчество композитора. П. И. Чайковский «Детский альбом».

1

53

Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр.

1

54

Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр.

1

55

Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр.

1

56

Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр.

1

57

Народные инструменты. Русский народный танец. Колыбельная песня.

1

58

Народные инструменты. Русский народный танец. Колыбельная песня.

1

59

Народные инструменты. Русский народный танец. Колыбельная песня.

1

60

Народные инструменты. Русский народный танец. Колыбельная песня.

1

61

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, высотные отношения.

1

62

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, высотные отношения.

1

63

Жанр и характер музыки.

1

64

Музыкальные жанры: марш, полька, вальс.

1

65

Музыкальные жанры: марш, полька, вальс.

1

66

Контрольно- обобщающее занятие за год.

1



3 класс



п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводное занятие на тему: «Музыка - наш лучший друг».

1

2

Совершенствование движений и элементов танцев: разучивание припляса.

1

3

Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».

1

4

Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».

1

5

Музыкальные инструменты. Игра на металлофоне.

1

6

Музыкальные инструменты. Игра на металлофоне.

1

7

Песня Ю. Чичкова «Выглянуло солнышко»

1

8

Песня Ю. Чичкова «Выглянуло солнышко»

1

9

Песня Ю. Чичкова «Выглянуло солнышко»

1

10

Песня Ю. Чичкова «Выглянуло солнышко»


1

11

Совершенствование движений и элементов танцев: веревочка, присядка.

1

12

Симфонический оркестр.

1

13

Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»

1

14

Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»

1

15

Игра на металлофоне.

1

16

Игра на металлофоне.

1

17

Темп музыки. Обобщающее занятие за I четверть.

1

18

Музыкальная интонация.

1

19

Музыкальная интонация.

1

20

Ноты долгие и короткие.

1

21

Ноты долгие и короткие.

1

22

Вальсовая дорожка.

1

23

Музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и Волк».

1

24

Музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и Волк».

1

25

Музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и Волк».

1

26

Игра «Угадай музыкальный инструмент»

1

27

Русская народная песня: «Посею лебеду на берегу».

1

28

Русская народная песня: «Посею лебеду на берегу».

1

29

Русская народная песня: «Посею лебеду на берегу».

1

30

Зима – поэт – художник – композитор.

1

31

Зима – поэт – художник – композитор. Обобщающее занятие за II четверть.

1

32

Ритмический аккомпанемент.

1

33

Для чего нужен музыкальный размер.

1

34

Для чего нужен музыкальный размер.

1

35

Марш Черномора.

1

36

Марш Черномора.

1

37

Д. Кабалевский: «Наш край»

1

38

Д. Кабалевский: «Наш край»

1

39

Д. Кабалевский: «Наш край»

1

40

Инструмент-оркестр. Фортепиано.

1

41

Инструмент-оркестр. Фортепиано.

1

42

Построения и перестроения.

1

43

Музыкальный аккомпанемент.

1

44

Музыкальный аккомпанемент.

1

45

«Где это видано…»(смешные истории о музыке)

1

46

Русская народная музыка.

1

47

Русская народная музыка.

1

48

Освоение перестроения группы: сведение и разведение.

1

49

Сказка в музыке.

1

50

Запев, припев мелодии. Обобщающее занятие за III четверть.

1

51

П. И. Чайковский «Времена года».

1

52

П. И. Чайковский «Времена года».

1

53

Весна: поэт – художник – композитор.

1

54

Весна: поэт – художник – композитор.

1

55

Звуки-краски.

1

56

Тембры-краски.

1

57

Колокольные звоны.

1

58

Песня: «Смешной человечек».

1

59

Песня: «Смешной человечек».

1

60

Музыкальные игры.

1

61

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, регистр. Русская народная песня «В сыром бору тропина».

1

62

Средства музыкальной выразительности: динамика, темп, регистр. Русская народная песня «В сыром бору тропина».

1

63

Бег по кругу: рондо.

1

64

Бег по кругу: рондо.

1

65

Освоение перестроения группы: змейка, построение цепочками.

1

66

Обобщающее занятие за год

1



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Кагарлицкая А. С, Тугова Н. А., Шелгунова Н. И. Музыкально-ритмические занятия в школе для слабослышащих детей (1—4 годы обучения).— М.: Просвещение, 1992.

  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., Учебная литература,1997.

  3. Яхнина. Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. Учебное пособие. – М., Владос, 2003.

  4. Шелгунова Н. И. Работа над произношением в школе для слабослышащих детей.—М., 1989.

Музыкально – ритмические занятия с обучающимися проводятся с использованием индивидуальных слуховых аппаратов / кохлеарных имплантов. Кабинеты музыкально – ритмических занятий могут быть оснащены индукционной петлей или аппаратурой, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение