Файл: Кукла архетип и образ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова»
Факультет «МД и ДПИ»
Кафедра «Художественный металл»
Специальность 54.03.02 ДПИ и народные промыслы;

профиль «Художественный металл»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к выпускной квалификационной работе (бакалаврской работе)

Обучающегося Болдырева Борислава Владимировича

(фамилия, имя, отчество)
На тему: Кукла – архетип и образ
Руководитель: Ларин А.Н. (подпись)

(ученая степень, звание, ФИО)





«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

«Художественный металл»

Е. Н. Даутов

«29» июня 2019 г.


Москва

2023

Аннотация






СОДЕРЖАНИЕ
:
ВВЕДЕНИЕ

  1. ГЛАВА 1 «ИСТОРИКО КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ РОЛИ КУКЛЫ В ТРАДИЦИЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ»

    1. Античность и древние века
      1.1.1 Греция
      1.1.2 Египет
      1.1.3 Африка
      1.1.4 Древний Рим
      1.1.5 Америка

    2. Средние века

    3. Новое время

    4. 20 и 21 века

    5. Кукольная традиция в России

    6. Художники, которые создавали кукол

  2. ГЛАВА 2 «КОНСТРУКТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА»

    1. Концепция проекта

    2. Эскизная часть

    3. Технологическая часть

    4. Работа с материалом (синтез – взаимодействие материалов)

    5. Техника безопасности

    6. Экономическое обоснование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Чертежи, рендеры

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Технологическая карта совместно с итоговым расчетом себестоимости проекта

ВВЕДЕНИЕ
Кукла — предмет для игры: вот первая ассоциация для современного европейца. На самом деле этот предмет, можно сказать культурное явление, идёт рука об руку с человеком на протяжении множества веков. Сейчас учёные называют дату 35 тыс. лет назад. Это возраст фигурки из кости мамонта, найденной в Чехии в захоронении «Броно-2». И эта кукла имела непривычное нам значение — ритуальное. Позже, с развитием человеческого общества мы встречаем неожиданные, утраченные способы взаимодействия с этим предметом: с помощью него готовили детей к взрослой жизни, учили обрядам, использовали как способ распространения модных тенденций. А в средние века куклы были отличительным знаком: их мог позволить себе только состоятельный класс. Однако между древней куклой и современной Барби можно протянуть красную нить: и тогда, и сейчас кукла — это ролевая модель, проекция человека или большого явления в материальном воплощении.


Каждая культура по-своему относилась к внешнему и внутреннему содержанию куклы: различные географические и исторические факторы заставляли народы двигаться по уникальным путям развития. А значит, они предавали предметам разные форму, значение, впечатление, производимое на человека. Различались также и способы взаимодействия с предметом: он мог быть идолом на алтаре, частью театрального представления или массовым доступным продуктом.

Сейчас кукла - это не только мечта для ребёнка, но и часть экономического процесса, образ из фильмов ужасов и предмет сексуального потребления.

В данной работе рассматривается образ куклы как культурный феномен, и задается вопрос: каким образом современный человек воспримет объект, отсылающий к другому веку, культуре, обычаю, при том что этот объект по определению является собственным психологическим переносом - ролевой моделью?

Серия арт-объектов не является коллекцией: они сделаны из разных материалов, не имеют общего модуля, передают разные эмоции. Таким образом, их объединяет лишь идея и форма воплощения, что соответствует описанной концепции.
Цель проекта: привлечь внимание к внутреннему миру зрителя, вызвать рефлексию.
Предмет изучения: проекции человека на неодушевленный предмет (кукла).
Реализация потребностей: Потребность в рефлексии
Вопрос: зачем человеку потребовалось создавать неодушевленное подобие себя?
Ответ: чтобы создавать переносы себя и больших непонятных явлений на небольшой, подвластный человеку предмет.
Для кого: посетители и работники выставочных залов. Количеств людей зависит от трафика галереи.
Где может экспонироваться: галереи современного искусства, музей ДПИ на Делегатской.
Конечный результат проекта: Презентация 4-х выставочных арт-объектов «Кукла». Все представлены на графических листах, минимум 2 из них выполнены в материале.
Материал: Металл (Латунь, нержавеющая сталь), металлизированные ткани, использование разных фактур из металла.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена важностью привлечения внимания к вопросу рефлексии по поводу человеческих различий в условиях возрастающей глобализации. Эти различия могут быть внешними и внутренними, врожденными и приобретенными. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, потому что на почве различия рождается множество споров и конфликтов в обществе. Людям непросто принять «непохожесть» другого человека, для этого у них должен быть шанс осмыслить ее до критической ситуации.



В современном искусстве поднимаются темы толерантности, личных границ, права на самоопределение отдельных групп. Обычно эти произведения привлекают внимание к проблеме угнетения и рассматривают вопрос с точки зрения пострадавшей стороны. В представленном проекте рассматривается вопрос принятия и сопереживания отстранённо, путем эмоционального и зрительного контакта. Таким образом, вопрос различий рассматривается не с негативной, а с нейтральной точки зрения, что дает зрителю возможность проявить интерес к новой информации и составить собственное мнение.

Также, представленную работу можно рассматривать через призму современного течения – метамодерна. Манифест к нему был написан в 2010 Люком Тернером. «Метамодернизм следует определять как непостоянное состояние между иронией и искренностью, наивностью и знанием, релятивизмом и правдой, оптимизмом и сомнением и за их пределами, в погоне за множеством разрозненных и неуловимых горизонтов. Мы должны идти вперед и колебаться», — так завершает манифест Тернер. Таким образом, колебания, обращение к чувствам и неопределенность – признаки, отличающие метамодерн. Они особенно выражены в графической части проекта: отсутствие единого стиля и эмоциональная экспрессия отсылает к новому течению.

Таким образом, дипломная работа поднимает темы, актуальные для общества, и рассматривает привычный культурный феномен – куклу - в новой интерпретации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Античность и Древние века


Иллюстрация 1

Иллюстрация 2
Куклы-игрушки и куклы-обереги, куклы как желанный предмет коллекционирования и как учебные пособия — функции и предназначение привычных всем предметов обихода изменялись с течением времени, оставляя огромный след в истории человечества. В момент своего появления куклы не были игрушками, их использовали в ритуальных целях в качестве талисманов и оберегов. Для изготовления таких тотемов применяли природные материалы: дерево, камень, глину и даже кости животных. В каждой стране к куклам и их изготовлению относились по-разному, везде были свои традиции и особенности.

Древнейшей из найденных кукол считают марионетку, сделанную из кости мамонта. Такие предметы находили во время раскопок старого города Брно в Чехии (илл. 1) . Возраст найденной там куклы явно мужского пола, по мнению ученых, составляет не менее 28 тыс. лет. У тотема были подвижные конечности, тогда как его владелец, с которым изделие, собственно, и похоронили, явно страдал от болей в суставах. По мнению экспертов, найденный в захоронении предмет является обрядовой куклой, которая использовалась во время лечебных ритуалов. В момент обнаружения кукла частично разрушилась, но ее удалось реконструировать, и сегодня она находится в одном из чешских музеев.
Далее будут рассмотрены примеры древних и античных кукол – археологических находок, сохранившихся до наших дней.

1.1.1 Греция
Классическая греческая кукла публично была представлена в 2004 году на открытии Международных комплексных спортивных соревнований в 2004 году в Афинах. При их изготовлении использовались данные, полученные при древних раскопках. Ранее, в Древней Греции, куклы изготавливались кустарным способом, используя только натуральные природные материалы: дерево, глина, камень и т.п. Особенностью у таких кукол были подвижные руки, ноги и голова. (илл.2)
В Древней Греции существовало настоящее кукольное производство – ремесленники-кукольники создавали свои товары из глины (терракоты), а еще из воска или кости. Костяные фигурки были найдены при раскопках Трои и датированы VIII – IV вв. до н.э. Впрочем, еще раньше традиции кукольного производства активно развивались в государствах Древнего Египта и Древнего Востока – подтверждением тому служат находки в гробницах.
Глиняные куклы с большой степенью сходства с женской фигурой считались в Греции чем-то вроде кукол Барби XX века – красивые, с тщательно вырезанными прическами, дополненные аксессуарами и одеждой – нарисованной на самой статуэтке или же сшитой из ткани. Особенно ценилась «подвижность» рук и ног – способность сгибать их в коленях и локтях – для этого гончары предусматривали специальные шарниры. Кукла сопровождала девочку до момента выхода замуж, а накануне свадьбы игрушку, согласно традиции, посвящали богине Артемиде.
1.1.2 Египет
В музеях мира можно встретить кукол, найденных во время раскопок. И Британский музей не исключение. Среди экспонатов можно встретить куклу, изготовленную за 1,5 тыс. лет до нашей эры – деревянная женская фигура с волосами из бусин выглядит весьма правдиво и очень красиво. Существует много версий о предназначении кукол. По одной из версий кукол помещали рядом с усопшим мужчиной для оказания intimate услуг в потустороннем мире. Согласно другой версии кукла помещалась рядом с умершим для получения нового выражения при реинкарнации.



Иллюстрация 3
Не менее интересная находка – тряпичная кукла. Также как и греческая, кукла была изготовлена из натурального грубого льняного материала. Внутри куклы были обнаружены обрезки ткани и травянистые растения. Отличало куклу отсутствие лица. Что интересно, такие куклы встречаются и у славянских народов в качестве игрушек, но при этом могли быть и при проведении магических или религиозных обрядов.


Иллюстрация 4

Иллюстрация 5

Иллюстрация 6

1.1.3 Африка
Акуаба – деревянная кукла, наиболее распространённая на территории Африки, является символом женственности и красоты, несмотря на исполнении головы в форме диска (илл.4). По крайней мере так считают представители племени ашанти, основоположники в изготовлении религиозных и магических статуэток. Женщины, не смогшие родить ребенка, и в наши дни заказывают и носят на спине (как представительницы племени ашанти) куклу акуаба для рождения здорового ребенка.
Африканские церемониальные куклы ндебеле (илл.5) изготавливались в основном для различных обрядов. Изготовление традиционных кукол является очень древним искусством. Кукол делают женщины вручную и богато украшают бисером. Ноги кукол делают из проволоки, представляющих кольца, так как сами женщины их носят. Для украшения одежды на куклах
используются бисер, тесьма, кольца.Браслеты, пояса, головные уборы, а часто и сама кукла, все сплошь расшивается бисерными рядами и орнаментами в геометрической форме. Каждая кукла Ндебеле уникальна, так как делается в единственном экземпляре, и никогда не повторяется по цветовой гамме и узорам вышивки. Самое большое традиционное значение для ндебеле имеет кукла Рождаемости. Она выполняется для невесты (до ритуала куклу не показывают) и дарится после свадебной церемонии. У ндебеле существует