Файл: Кукла архетип и образ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Своей «инсталляцией» Дега предвосхитил многие открытия художников XX века, считавших, что контекст, в рамках которого зритель воспринимает произведение искусства, является его составным элементом.
Вторым автором, о котором хочется вспомнить, будет швейцарский художник-авангардист Пауль Клее (1879−1940).
Своих кукол художник сделал для сына Феликса, которого поразил кукольный ярморочный театр. Героями он вдохновлялся в образах немецкого народного творчества (илл.12). Один из главных героев - носатый забияка Касперль — родной брат английского Панча, французского Гиньоля, итальянского Пульчинеллы, русского Петрушки. 
Тогда семейство Клее проживало в мюнхенском предместье в крохотной квартирке, где импровизированные спектакли устраивались прямо в дверном проеме между спальней и гостиной. Роль авансцены исполняли старые подрамники, драпированные занавесками, а декорациями служили коллажи из полосок ткани, журнальных иллюстраций и живописных фрагментов.
Позднее в «перчаточной братии» появились шаржированные фигуры политиков и коллег-художников, полуабстрактные фантастические создания в дадаистском духе и даже автопортрет художника.
Себя Пауль Клее изобразил в виде гротескной куклы-бедуина с подчеркнуто семитскими чертами лица, нарисованного на говяжьей кости. Намного позже, в период гонений на мастера, нацистская немецкая газета напишет: «…хотя он говорит всем, что является чистокровным арабом, на самом деле он типичный галисийский еврей». А пока, с 1921 года и до начала 30-х, Клее успешно преподает в знаменитом Баухаузе, и его новые кукольные персонажи становятся все более авангардными.
Гротескные и ироничные куклы Клее обитают на зыбкой границе, разделяющей мир игрушек и мир арт-объектов. Являясь плодом творческого эксперимента художника, они вместе с тем выступают инструментом диалога между взрослым и ребенком, между отцом и сыном. Вся кукольная серия пронизана нежностью, теплотой, желанием помочь маленькому человечку в преодолении детских страхов, ведь даже Смерть в исполнении Клее — всего лишь тряпичный болванчик, грубовато сработанное нелепое пугало, на которое несложно найти управу.
Немного о технике мастера: кукольные головки художник формовал из марли, пропитанной гипсовой массой, а различные мелкие предметы служили для них каркасной основой. Часто эти коробки и скорлупки проглядывали сквозь неплотный слой гипса, придавая кукольным лицам дополнительные оригинальные черты. На просохшую заготовку наносился красноватый грунт, поверх него ложился слой «лицевых белил», по которому велась роспись.

Хочется вспомнить и о работах Софи Тойбер-Арп. Её диапазон охватывал от абстрактных современных форм танца, вдохновляемых Лабаном, изобразительного искусства, текстильного дизайна и кукол. Она выставляла свои работы с конструктивистами и сюрреалистами. Принимала активное участие в движении дадаизма и авангарда в целом. В 1918 году Софи Тойбер-Арп разработала дизайн декораций и кукол для спектакля (Король Олень) Карло Гоцци. Куклы Софи трехмерны и геометричны (илл.13), включают в себя цилиндры, шары, конусы , соединенные между собой металлическими кольцами.
Отдельное внимание хочется уделить Александре Эксетр. Особый интерес в её творчестве был проявлен к декоративно-прикладному искусству и созданию текстиля. Александра Экстер принимала участие (вместе с Н.Ламановой и В.Мухиной) в оформлении выставочного павильона Советской России в Париже (1924).
Александра Экстер была настоящим экспериментатором и первопроходцем в деле развития нового театрального искусства. Марионетки в исполнении Экстер - свидетельство игры художницы с трехмерной формой в процессе проектирования для театра. Убедительных свидетельств тому, что были поставлены спектакли с участием ее кукол не найдены. Она также делала макеты костюмов/персонажей для сцены в объеме, создавала эскизы костюмов обычным методом акварели на бумаге. Таким образом, куклы-марионетки позволяли создать модель движения актера в костюме в процессе театрализованного представления и вносить правки на этапе конструирования до момента пошива готового костюма.
Также работы в кукольной технике создавал Сергей Параджанов, гений российского кинематографа. Кукла «Лиля Брик» (илл.14) была сделана режиссёром в 1974 году, о чём свидетельствует текст одного из писем: «Я из мешков сделал куклу Лиля Брик - этот шедевр не знаю, как послать, Суренчику к 10 ноября»”“. Кукла выполнена в технике скрутки - это древняя славянская техника создания кукол, служивших их владельцам оберегами. Изготовлено произведение из сахарного мешка -— Параджанов работал в цеху, где шили такие изделия.
Две следующие работы — «Святая просветительница Нино» и «Царица Тамара» — принимали участие в съёмках картины «Легенда о Сурамской крепости» в сцене урока патриотизма, который даёт маленькому Зурабу Потешный Волынщик. Они открывают в нашем альбоме большую главу, посвящённую куклам Сергея Параджанова, уникальным предметам, к которым режиссёр обращается на протяжении всей своей творческой карьеры. В юности Сергей Иосифович работал на фабрике по производству кукол, и страсть к ним сохранилась у него на всю жизнь. Так, в «Тенях забытых предков» кукла предстаёт перед нами как одно из орудий мольфара Юрия, в «Цвете граната»

сквозь фильм следует образ золотого ангела; кукла является неотъемлемой частью многих ассамбляжей, становится автопортретом.
В руках героиня ассамбляжа держит крест. Согласно восточно-православной житийной литературе, этот крест из виноградной лозы вручила святой Нино сама Дева Мария перед тем, как направить её в Грузию. Крест имеет богатую историю, с 1802 года и по настоящее время хранится в тифлисском Сионском кафедральном соборе.
Две нижеследующие работы посвящены одному герою — Юрию Гагарину. Первая из композиций, посвящённых Юрию Гагарину. В центре ассамбляжа находится фигура главного героя, олову которого венчает «шлем космонавта», выполненный из множества материалов — кожи, пластмассовой расчё- ски, чёрных и белых прищепок и блистера таблеток. Грудь «Юрика» украшена орденами, созданными из алюминиевых чайных ложек, эти награды крепятся к металлической проволоке, опоясывающей главного героя. В пространстве работы «Юрик» летит на фантастическом космическом корабле на фоне ангелов и райских яблок. Левая нога героя украшена часами, на которых выставлено точное время старта гагаринского корабля «Восток» 12 апреля 1961 года - 9 часов 7 минут, что, с одной стороны, Рубикон в жизни самого Гагарина и всего человечества в целом, ас другой — символ краткого земного часа, отпущенного космонавту.
Во второй работе художник изобразил Гагарина в образе античного бога, парящего над миром на фоне золотых облаков с льющимся сквозь них солнечным цветом, выполненным из желтого тюля. Основой фигуры главного героя служит шарнирная кукла, голова которой помещена в богатую раму, как

на парадном портрете. И в этот раз торс героя опоясывают путы стального цвета, а в руках космонавт держит вязанные крючком цветы анютиных глазок, олицетворяющие утрату и размышления о вечной памяти. В правом верхнем от зрителя углу расположена крупная хрустальная бусина, символизирующая путеводную звезду, к которой в полёте устремляется фигура главного героя.



Список литературы

1. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Куклы в системе культуры. Таллинн Александра: 1992-1993
2. Миронова О. Сказочные образы народной куклы. Москва ФОРМАТ-М: 2022
3. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре (историко- культурологические аспекты) Санкт-Петербург: 1999

4. Артамонова Е. Куклы: Изготовление. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000
5. Трифонова Е.И. Игрушка как орудие деятельности ребенка 2016
6. Бесчастная А. А. Детство: история и современность. - СПб.: Нестор-история, 2007
7. Генсицкая Н. Кукла из пластика // Кукольный мастер. - 2003
8. Горалик Л. Полая женщина. Мир Барби изнутри. - М.: Новое лит. обозрение, 2005
9. Катаева Е. А., Катаев В. А. История русской промышленной игрушки XIX-XX веков. - М.: МАКС Пресс, 2005
10.
 Хэл Фостер, Розалинда Краусс Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Ад Маргинем Пресс.: 2019
11.Бархудян В.А. Журавлева В.И. Сергей Параджанов
MAESTRO – Санкт-Петербург: Антарес, Parajanov Art Laboratorium, 2019
12. Войтановская Е. Авторская интерьерная кукла. – Санкт-Петербург. – Питер. 2014