ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обычай, что после рождения третьего ребенка кукла Рождаемости (по другому Плодородия) должна быть отдана, так как считается несчастливым дальше держать ее дома. Для различных обрядов изготавливаются разные куклы, каждая из которых несет различное культурное значение.
1.1.4 Древний Рим
В Древнем Риме существовали интересные легенды о куклах. Согласно одной из них маленьком девочкам в честь празднования Дня Сатурна дарили куклы, которые сопровождали своих владелец до самой свадьбы, во время которой куклу возлагали как дань Богине красоты. Но если девочка не доживала до свадьбы, то куклу клали в гробницу как самое дорогое. Одну из таких кукол - обнаружили в 1889 году в одной из гробниц. Гробница принадлежала девочке по имени Креперия-Трифена (илл.6). Возраст куклы более 1800 лет. Также есть мнение, что для игр девочек изготавливались целые кукольные домики с необходимыми предметами обихода.
1.1.5 Америка
На других континентах существовали свои особенности изготовления кукол. В Северной Америке индейское племя изготавливало магических кукол, название которым качина. Изготавливались они из натурально материала - дерева, а украшались кожей, перьями. Как и у египетских кукол у них не было лица, - на месте лица мастерилась маска. Изготовление кукол доверялось только мужчинам, которые дарили их девушкам из племени во время особых праздников. Данная кукла считалась воплощением духов, которым покланялись индейцы. Также куклы изготавливались из шелухи кукурузных початков и также без лица, т.к. по легенде считалось, что Дух кукурузы лишил куклу лица за излишнюю гордыню из-за своей красоты.
В Южной Америке в некоторых семьях до сих пор существует обряд кинсеаньера, который являет собой переход из детского возраста во взрослую жизнь и празднуется в день 15-летия. По окончании обряда куклу бросают маленьким гостям.
Иллюстрация 7
1.2 Средние века
С течением времени, в Средние века, образ куклы становился более сложным, процесс изготовления становился более трудоемким. В связи с чем процесс изготовления был разделен между отдельными мастерами – изготовление кукольной мебели, посуды, одежды. Также появилась одежда для кукол.
В Европейских странах начали появляться свои традиции. Английские куклы (илл.7) изготавливались из сосны. Руки и лицо таких кукол покрывали гипсом, а затем окрашивали. Одна из таких кукол храниться в лондонском музее детства. Опытные мастера изготавливали кукол, дорого наряжали. Такие куклы могли быть преподнесены в качестве награды за особые заслуги.
Также куклы использовались для демонстрации моделей одежды придворным. Изабелла д’Эсте – итальянка, славилась чувством стиля, поэтому к ней обращались с просьбой отправить кукол, одетых в ее манере. Французский король Франциск I желал, чтобы его придворные ходили так же.
Иллюстрация 8
Иллюстрация 9
1.3 Новое время
С 14 века куклы становятся прототипами манекенов и начинают свое перевоплощение в произведения искусства. Их используют для демонстрации дамам новых нарядов. Используя кукольное платье как образец, можно было заказать у портнихи модный столичный наряд на себя. Лица и фигуры кукол все еще вырезались из дерева или лепились из глины.
Новые лица куклы получили с освоением в Европе сразу нескольких новых техник: изготовление папье-маше, которое пришло из Китая, воска, подходящего для изготовления кукол и фарфора. С 17 века начинается «золотое время» для кукол.
Куклы-модницы, названные «Пандоры» (илл.8), с 18 века стают действительно прекрасными, дополненные модными дорогими нарядами известных портных. Воск, благодаря своей полупрозрачности и цвету наиболее близок к человеческой коже, чем все используемые ранее материалы. Восковые куклы прекрасны, но из-за непрочности материала их легко повредить или просто перегреть. Кукла — все еще модный элемент декора богатого дома, а не детская игрушка. Следующим витком в эволюции кукол стало освоение производства фарфора.
1.4 20 и 21 века
Действительно доступными и прочными куклы стали с изобретением нового материала – целлулоида. Он не настолько твердый, как современные пластики, но игрушки из нового материала одарили кукол несколькими преимуществами – прочностью, невысокой ценой и влагоустойчивостью. Можно только представить восторг юных барышень от того, что детками-пупсиками можно смело играть и даже купать их! С тех пор пупсы мало изменились по форме, с развитием химической промышленности в послевоенные годы, стали меняться только материалы – резина, каучук, полиэтилен.
В конце 50х годов 20 века американка Рут Хэндлер решила, что засилие пупсиков это хорошо, но после 4-5 лет девочки теряют к ним интерес. Им надоедает возиться с малышами, но альтернативы в виде куклы постарше, например, подростка – нет. Так началась история самой популярной
современной игрушки – куклы Барби (илл.9). Первые экземпляры Барбары не были похожи на подростка, скорее на взрослую женщину с изобилием макияжа и прической. Поэтому кукла несколько раз модифицировалась, чтобы придать ей подростковый вид, но все равно, Барби скорее похожа на взрослую девушку. Да и бойфренд у нее имеется, и несколько профессий, и дом с обстановкой.
Что представляет собой современная кукла? Все, что было за всю историю человека, и сразу. У нас огромный выбор, чем порадовать своих детей или даже себя. Доступны примитивные деревянные или глиняные эко-игрушки, тканевые куклы, шарнирные, роскошные авторские Пандоры, пупсики и взрослые, механические и электронные. Остается только выбрать по душе.
Куклам придали максимально реалистичный вид, научили двигаться, даже разговаривать. Казалось бы, что дальше? Дальше, разрабатываются куклы, умеющие то, что присуще только человеку – думать. Уже есть прототипы Барби, которая может не только разговаривать с ребенком, но и сохранять через Wi-Fi диалоги в «облако», чтобы развивать навыки общения.
Иллюстрация 10
1.5 Кукольная традиция в России
У куклы во времена Руси можно выделить несколько функций: целительную, оберегающую, обрядовую, игровую.
Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.
Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.
Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали
свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.
У славян Древней Руси без куклы (илл.10) не проводили свадебные и похоронные церемонии, их брали в дорогу, чтобы кукла оберегала от напасти. Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы-обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес — это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок — чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения.
Иллюстрация 11
Иллюстрация 12
Иллюстрация 13
Иллюстрация 14
Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые.
Тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу уже могла делать любая девочка.
1.5 Художники, которые создавали кукол.
В этом разделе мы предлагаем рассмотреть куклы, созданные художниками в 19-20 веках. Все из них не специализировались в области кукольного дела – они занимались живописью, скульптурой, архитектурой и т.д.
при этом их куклы имеют большой интерес как для исследователя, так и для зрителя.
Первый художник, которого мы рассмотрим будет Эдгар Дега, представивший восковую статуетку «Petite Danseuse» («Маленькая танцовщица») (илл.11).
Она была сделана в единственном экземпляре, одежда для куклы выполнена из текстиля, использовавшегося для пошива человеческих предметов гардероба.
Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов, и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин - танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры он доводил до конца, а выставил за всю свою жизнь только одну - "Четырнадцатилетнюю танцовщицу".
Тогда, в 1881 году, произведение шокировало публику — никто раньше не осмеливался изображать танцовщиц такими. Как пишет в своей книге The Spectacular Body («Показательное тело» ) профессор Антеа Кэллен (Anthea Callen), отвращение буржуазных критиков и зрителей было вызвано тем, что Дега не просто натуралистично изобразил девочку, он придал ее лицу «дегенеративные» черты, которые отсутствовали у модели — дочери прачки и портного Мари ван Гётем.
В то время была популярна теория Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso), который говорил о важности применения методов естествознания в криминологии: преступники, по его мнению, отличались от всех остальных людей «атавистическими» внешними признаками, свидетельствовавшими об отставании в развитии. Дега усилил эффект от своей скульптуры, выставив рядом с ней рисунки с изображением убийц, чьи лица были поразительно похожи на «преступные типажи» Ломброзо.
Кроме того, он распорядился поместить «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» в стеклянную витрину, что для любителей искусства было в новинку.
Материалы, которые использовал Дега, тоже были нетрадиционными: художник вылепил фигуру девочки из воска, надел на нее настоящие лиф, пачку и пуанты и даже сделал ей шевелюру из человеческих волос. Вышло возмутительно натуралистично — скульптура походила на восковую фигуру из Музея мадам Тюссо.
1.1.4 Древний Рим
В Древнем Риме существовали интересные легенды о куклах. Согласно одной из них маленьком девочкам в честь празднования Дня Сатурна дарили куклы, которые сопровождали своих владелец до самой свадьбы, во время которой куклу возлагали как дань Богине красоты. Но если девочка не доживала до свадьбы, то куклу клали в гробницу как самое дорогое. Одну из таких кукол - обнаружили в 1889 году в одной из гробниц. Гробница принадлежала девочке по имени Креперия-Трифена (илл.6). Возраст куклы более 1800 лет. Также есть мнение, что для игр девочек изготавливались целые кукольные домики с необходимыми предметами обихода.
1.1.5 Америка
На других континентах существовали свои особенности изготовления кукол. В Северной Америке индейское племя изготавливало магических кукол, название которым качина. Изготавливались они из натурально материала - дерева, а украшались кожей, перьями. Как и у египетских кукол у них не было лица, - на месте лица мастерилась маска. Изготовление кукол доверялось только мужчинам, которые дарили их девушкам из племени во время особых праздников. Данная кукла считалась воплощением духов, которым покланялись индейцы. Также куклы изготавливались из шелухи кукурузных початков и также без лица, т.к. по легенде считалось, что Дух кукурузы лишил куклу лица за излишнюю гордыню из-за своей красоты.
В Южной Америке в некоторых семьях до сих пор существует обряд кинсеаньера, который являет собой переход из детского возраста во взрослую жизнь и празднуется в день 15-летия. По окончании обряда куклу бросают маленьким гостям.
Иллюстрация 7
1.2 Средние века
С течением времени, в Средние века, образ куклы становился более сложным, процесс изготовления становился более трудоемким. В связи с чем процесс изготовления был разделен между отдельными мастерами – изготовление кукольной мебели, посуды, одежды. Также появилась одежда для кукол.
В Европейских странах начали появляться свои традиции. Английские куклы (илл.7) изготавливались из сосны. Руки и лицо таких кукол покрывали гипсом, а затем окрашивали. Одна из таких кукол храниться в лондонском музее детства. Опытные мастера изготавливали кукол, дорого наряжали. Такие куклы могли быть преподнесены в качестве награды за особые заслуги.
Также куклы использовались для демонстрации моделей одежды придворным. Изабелла д’Эсте – итальянка, славилась чувством стиля, поэтому к ней обращались с просьбой отправить кукол, одетых в ее манере. Французский король Франциск I желал, чтобы его придворные ходили так же.
Иллюстрация 8
Иллюстрация 9
1.3 Новое время
С 14 века куклы становятся прототипами манекенов и начинают свое перевоплощение в произведения искусства. Их используют для демонстрации дамам новых нарядов. Используя кукольное платье как образец, можно было заказать у портнихи модный столичный наряд на себя. Лица и фигуры кукол все еще вырезались из дерева или лепились из глины.
Новые лица куклы получили с освоением в Европе сразу нескольких новых техник: изготовление папье-маше, которое пришло из Китая, воска, подходящего для изготовления кукол и фарфора. С 17 века начинается «золотое время» для кукол.
Куклы-модницы, названные «Пандоры» (илл.8), с 18 века стают действительно прекрасными, дополненные модными дорогими нарядами известных портных. Воск, благодаря своей полупрозрачности и цвету наиболее близок к человеческой коже, чем все используемые ранее материалы. Восковые куклы прекрасны, но из-за непрочности материала их легко повредить или просто перегреть. Кукла — все еще модный элемент декора богатого дома, а не детская игрушка. Следующим витком в эволюции кукол стало освоение производства фарфора.
1.4 20 и 21 века
Действительно доступными и прочными куклы стали с изобретением нового материала – целлулоида. Он не настолько твердый, как современные пластики, но игрушки из нового материала одарили кукол несколькими преимуществами – прочностью, невысокой ценой и влагоустойчивостью. Можно только представить восторг юных барышень от того, что детками-пупсиками можно смело играть и даже купать их! С тех пор пупсы мало изменились по форме, с развитием химической промышленности в послевоенные годы, стали меняться только материалы – резина, каучук, полиэтилен.
В конце 50х годов 20 века американка Рут Хэндлер решила, что засилие пупсиков это хорошо, но после 4-5 лет девочки теряют к ним интерес. Им надоедает возиться с малышами, но альтернативы в виде куклы постарше, например, подростка – нет. Так началась история самой популярной
современной игрушки – куклы Барби (илл.9). Первые экземпляры Барбары не были похожи на подростка, скорее на взрослую женщину с изобилием макияжа и прической. Поэтому кукла несколько раз модифицировалась, чтобы придать ей подростковый вид, но все равно, Барби скорее похожа на взрослую девушку. Да и бойфренд у нее имеется, и несколько профессий, и дом с обстановкой.
Что представляет собой современная кукла? Все, что было за всю историю человека, и сразу. У нас огромный выбор, чем порадовать своих детей или даже себя. Доступны примитивные деревянные или глиняные эко-игрушки, тканевые куклы, шарнирные, роскошные авторские Пандоры, пупсики и взрослые, механические и электронные. Остается только выбрать по душе.
Куклам придали максимально реалистичный вид, научили двигаться, даже разговаривать. Казалось бы, что дальше? Дальше, разрабатываются куклы, умеющие то, что присуще только человеку – думать. Уже есть прототипы Барби, которая может не только разговаривать с ребенком, но и сохранять через Wi-Fi диалоги в «облако», чтобы развивать навыки общения.
Иллюстрация 10
1.5 Кукольная традиция в России
У куклы во времена Руси можно выделить несколько функций: целительную, оберегающую, обрядовую, игровую.
Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.
Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.
Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали
свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.
У славян Древней Руси без куклы (илл.10) не проводили свадебные и похоронные церемонии, их брали в дорогу, чтобы кукла оберегала от напасти. Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы-обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес — это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок — чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения.
Иллюстрация 11
Иллюстрация 12
Иллюстрация 13
Иллюстрация 14
Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые.
Тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу уже могла делать любая девочка.
1.5 Художники, которые создавали кукол.
В этом разделе мы предлагаем рассмотреть куклы, созданные художниками в 19-20 веках. Все из них не специализировались в области кукольного дела – они занимались живописью, скульптурой, архитектурой и т.д.
при этом их куклы имеют большой интерес как для исследователя, так и для зрителя.
Первый художник, которого мы рассмотрим будет Эдгар Дега, представивший восковую статуетку «Petite Danseuse» («Маленькая танцовщица») (илл.11).
Она была сделана в единственном экземпляре, одежда для куклы выполнена из текстиля, использовавшегося для пошива человеческих предметов гардероба.
Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов, и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин - танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры он доводил до конца, а выставил за всю свою жизнь только одну - "Четырнадцатилетнюю танцовщицу".
Тогда, в 1881 году, произведение шокировало публику — никто раньше не осмеливался изображать танцовщиц такими. Как пишет в своей книге The Spectacular Body («Показательное тело» ) профессор Антеа Кэллен (Anthea Callen), отвращение буржуазных критиков и зрителей было вызвано тем, что Дега не просто натуралистично изобразил девочку, он придал ее лицу «дегенеративные» черты, которые отсутствовали у модели — дочери прачки и портного Мари ван Гётем.
В то время была популярна теория Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso), который говорил о важности применения методов естествознания в криминологии: преступники, по его мнению, отличались от всех остальных людей «атавистическими» внешними признаками, свидетельствовавшими об отставании в развитии. Дега усилил эффект от своей скульптуры, выставив рядом с ней рисунки с изображением убийц, чьи лица были поразительно похожи на «преступные типажи» Ломброзо.
Кроме того, он распорядился поместить «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» в стеклянную витрину, что для любителей искусства было в новинку.
Материалы, которые использовал Дега, тоже были нетрадиционными: художник вылепил фигуру девочки из воска, надел на нее настоящие лиф, пачку и пуанты и даже сделал ей шевелюру из человеческих волос. Вышло возмутительно натуралистично — скульптура походила на восковую фигуру из Музея мадам Тюссо.