Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) сократить масштабы безработицы, особенно ее структурных и технологических составляющих.
В настоящее время усиление роли государства в регулировании профессионального образования незанятого населения вызвано, в первую очередь, тем состоянием экономического кризиса, в котором находится большинство предприятий и отраслей. Это состояние не позволяет говорить о существовании целостной системы подготовки кадров по целому ряду профессий и специальностей и, прежде всего, касается рабочих. Большинство отраслей народного хозяйства страны (и, соответственно, предприятий их составляющих) не в состоянии самостоятельно готовить кадры на перспективу, которая для большинства предприятий пока не ясна. Поэтому деятельность государственных структур (в том числе и службы занятости) в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров из числа незанятых граждан направляется в большей мере на снижение безработицы, чем на трансформацию профессионально-квалификационного состава трудового потенциала страны. Это связано с тем, что безработица в современной России вызвана спадом производства, а не его технологическим перевооружением, и поэтому она не носит структурного характера.
Подпрограмма содействия малому и среднему предпринимательству, развитию форм занятости. Многие квалифицированные специалисты, оставшиеся без работы, стремятся найти себя в малом и среднем бизнесе, открыть собственное дело. В то же время социологические исследования показывают, что только 3-5% безработных имеют необходимые данные, чтобы стать предпринимателем, т.е. обладают нужной энергией, умением коммерчески мыслить и строить свои взаимоотношения с людьми, коммуникабельны, владеют знаниями в области техники и технологии.
Службы занятости – государственные и негосударственные – уделяют большое внимание ориентации лиц, потерявших работу, на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов. Малое предпринимательство – альтернатива сокращению производства в отраслях экономики, поскольку создает новые рабочие места.
Региональные органы службы занятости содействуют безработным в организации малого бизнеса, оказывая помощь в ориентировании (тестирование в целях выявления деловых качеств, необходимых предпринимателю), консультационные услуги по составлению бизнес-планов, ведению бухгалтерии, компенсируя часть расходов по организации собственного дела ( оплата госпошлины, пакеты примерных учредительных документов и др.).
Главные блоки Комплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства включают: создание соответствующей инфраструктуры; организацию специального обучения безработных и повышения квалификации занимающихся малым бизнесом; создание системы финансовой поддержки малого предпринимательства.
Подпрограмма материальной поддержки безработных, содействия профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов. Одной из задач государственной политики занятости является материальная поддержка безработных граждан. При признании гражданина безработным решается вопрос о сроках и размерах выплаты пособия по безработице. Для этого требуется представление соответствующих документов.
Государственная политика доходов.
Государственная политика доходов заключается в регулирование доходов населения в целях, прежде всего, осуществления социальной защиты населения.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению.
К основным элементам механизма социальной защиты населения относятся:
1. минимальный потребительский бюджет (МПБ);
2. минимальная заработная плата;
3. пределы роста заработной платы;
4. индексация доходов населения;
5. государственное регулирование цен;
6. перераспределение доходов через бюджет: выплата минимальных пенсии, стипендий, пособий по безработице, выплата минимальных социальных пособий в виде натуральных выдач;
7. налогообложение доходов населения;
8. социальное партнерство.
В комплексе эти меры могут обеспечивать минимальный уровень потребления товаров и услуг.
1. Минимальный потребительский бюджет (МПБ). Основой построения системы социальной защиты населения является прожиточный минимум. Величина прожиточного минимума непостоянна и изменяется под влиянием факторов социально-экономического развития общества.
Денежная величина прожиточного минимума – это стоимость набора товаров и услуг, призванного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления, а также минимума потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, жилище, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре.
В настоящее время во всех странах в законодательном порядке устанавливается размер минимальной заработной платы, хотя логичнее – законодательное установление МПБ, который должен быть основой поддержания на необходимом уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий. Существующие низкие уровни перечисленных выплат одна из причин бедности определенной части населения. На основе оценки МПБ должен определяться размер минимальной заработной платы.
МПБ – это комплексный показатель, выражающий уровень потребления, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, удовлетворение в минимально допустимых размерах основных физиологических и социальных потребностей.
МПБ должен использоваться:
1) в качестве базы для адресной социальной политики;
2) для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
3) для обоснования размеров минимальной заработной платы и пенсий по старости;
4) для использования в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат и материальной помощи, что делает эти выплаты и помощь адресными.
2. Минимальная заработная плата. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно, исходя из минимальных размеров оплаты труда, и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации, причем традиционные тарифные разряды в последние годы утрачивают свое значение. Размер минимальной заработной платы продолжает сохранять первостепенное значение для малоквалифицированных категорий работников, молодежи, женщин, а также для иммигрантов.
Минимальная заработная плата и ее законодательное установление -главный инструмент социальной защиты наемных работников на рынке труда. Работодатель, независимо от вида деятельности фирмы и формы ее собственности, не имеет права оплачивать труд работника по ставке ниже минимальной заработной платы. Но чтобы минимальная заработная плата выполняла свою функцию по воспроизводству рабочей силы, ее величина не должна быть меньше величины минимального потребительского бюджета; при несоблюдении этого соотношения минимальная заработная плата перестает выполнять свою социальную роль и превращается просто в расчетную величину, отправную точку для построения внутрифирменных систем оплаты труда.
3. Индексация доходов населения. Индексация доходов населения используется в качестве элемента системы социальной защиты в условиях существенной инфляции, которая ведет к обесцениванию номинальной заработной платы, пенсий старых назначений и практически всех видов социальных выплат, которые обычно фиксированы. Существуют различные способы защиты доходов населения от инфляции, и выбор конкретного из них базируется на анализе темпов инфляции, долгосрочном прогнозе социально-экономического развития страны.
Индексация - это увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
В практике индустриально развитых стран в различные периоды использовались следующие методы защиты фиксированных доходов населения:
1) компенсация – это либо единовременная выплата, либо фиксированное увеличение размеров выплат за счет государственных средств всем категориям населения в одинаковом размере. Это может быть увеличение размеров тарифных ставок и должностных окладов на одну и ту же сумму, независимо от уровня квалификации и должности, или увеличение размеров пенсий всем получающим их также на одинаковую сумму. Таким образом, государство стремится компенсировать рост цен, но не пропорционально уровню фиксированных доходов, а исходя из минимального необходимого уровня потребления, в соответствии с которым и определяется размер компенсационных выплат. Существуют определенные негативные последствия использования компенсации. Это нарушение принципов материального стимулирования, заложенных в системе оплаты труда. Так как сумма компенсаций одинакова, в наибольшей степени выигрывают от нее малооплачиваемые неквалифицированные работники, тогда как высококвалифицированные сотрудники уже не ощущают существенного превышения своего заработка по сравнению с остальными категориями персонала.
2) адаптация, которая касается в основном пенсионного обеспечения и предполагает увеличение пенсий старых назначений в связи с динамикой цен. Рост цен со временем приводит к росту заработной платы; поэтому пенсии, рассчитанные исходя из заработков 10-летней давности (а то и более) несопоставимы с уровнями цен и зарплат сегодняшнего дня. Необходимость в адаптации пенсий старых назначений возникает обычно в условиях высокой инфляции, а размеры адаптационного увеличения пенсий зависят от темпов инфляции.
3) индексация доходов для поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация – это механизм увязки номинальных показателей доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее установленной процедурой. В большинстве случаев индексация осуществляется в размерах меньших, чем увеличение индекса цен. Государство при этом покрывает только часть потерь населения. Чем выше уровень индексации доходов, тем ярче будет выражен следующий виток инфляции. Все это позволяет сделать вывод, что с точки зрения социальной защиты эффективнее наличие низких темпов инфляции, чем борьба с ее последствиями в социальной сфере.
4. Пределы роста заработной платы. Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения нормальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства.
Такая политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.
5. Государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен в качестве элемента системы социальной защиты обычно охватывает товары и услуги, признанные в обществе социально значимыми. Круг этих товаров и услуг обычно очень ограничен, так как в условиях рыночной экономики цена увязывает спрос и предложение как результирующая величина. Именно государственное регулирование цен в сочетании с индексацией доходов населения являются своеобразным связующим звеном между натуральной минимальной «потребительской корзиной» и денежной величиной прожиточного минимума.
6. Перераспределение доходов через бюджет. Через распределение бюджета значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущим слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размеров налогообложения доходов.