Файл: Практическая работа к разделу 2 Страна патриотизм Что мы Родиной зовем Учкекен наша малая Родина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»

«Что мы Родиной зовем? Учкекен- наша малая Родина»

 

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.

Формирующиеся ценности: Патриотические чувства любви к России и малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного поселка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа, интерактивные задания, подключение к интернету, фонограмма песни: «У моей России» (музыка музыка Г. Струве. слова Н. Соловьевой. раздаточный материал, бумага, карандаши, надписи пословиц.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и интерактивную игру.

Ход урока:

Учитель:  Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня понедельник, и мы продолжаем разговоры о важном. А о чем же пойдет речь?

II. Основная часть.

1.     Сообщение темы занятия. Мотивационная часть.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим об очень важной теме для каждого человека. Чтобы вы быстрее догадались, о чем речь, я загадаю вам загадку:

Где белоствольные берёзки

Растут  везде под небом синим?

Они милы и так неброски,

Берёзки родом из (России).

И так тема нашего классного часа- разговора звучит так: «Наша страна - Россия».

2. А сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик.

(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/ Учитель:  Ребята, вам понравился ролик?

Какие кадры из этого ролика вам запомнились больше всего? Какая же она наша Россия? Какие ассоциации у Вас возникают при этом слове?

Р-

О-

С-

С-

И-

Я-

Учитель: Как вы понимаете слово «Родина»? Что такое Родина, как вы думаете? Знакомы ли вам слова «Отечество», «Отчизна»? А что они означают? Объясните, пожалуйста, почему  в моменты опасности, долгой разлуки или радости  Родина становится самой большой ценностью? Как вы понимаете слово- «святыня»? (
 ответы обучающихся)

А сейчас Настя споет нам песню «У моей России»

Вам понравилась песня? Какая же она Россиия?

Учитель: Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует особый уклад, мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни, это корни, традиции и  обычаи, который человек хранит в своем сердце всю жизнь, где бы он не находился.

Учитель: Давайте уточним данные вами определения, обратившись к толковому словарю. Работаем в парах, сравниваем определения слова «Родина», выявляем в них общее, записываем.

 Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей?

Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «Родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Интерактивное задание №1.

Учитель: Ребята, сейчас мы проведем с вами викторину « Наша Родина-Россия», которая состоит из цепочки вопросов. 

1. Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)

2. Столица нашей Родины город? (Москва)

3. Как зовут президента России? (Путин В. В.)

4. Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн)

5. Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага? (белый, синий, красный)

6. Что изображено на Гербе? (двуглавый орел)

7. Назовите первые строки гимна России? (Россия- священная наша держава, Россия-великая наша страна)

8. Как называется наша область? (

9. Какой главный город нашей области? (

10. Как называется наш район? (

11. В каком селе мы живем? (

12. Как называют жителей нашего села? (

13. На какой улице расположена  наша школа? (улица Центральная, 1-А)

14. Как называется река, которая протекает рядом с селом?  15.Чье имя носит наша школа?(

16. Какие объекты расположены в селе? (Школа, аптека, клуб, магазин, детский сад, ФАП, почта, библиотека)

17.Кто директор школы?

18. Какие праздники мы отмечаем всем селом?( День села, День Победы, 8 Марта, 23 февраля)

19. Кто является инспектором по работе с населением? (Волкова Л.И.)

20. Как называется школьный музей?

          Интерактивное задание №2.



Работа с пословицами - установление соответствия.

     Учитель: Ребята, мы с вами поиграем в половицы о Родине. Каждый выходит к доске, где на листочках написана 1 и 2 части пословицы. Вам нужно найти недостающую, соединив правильно 1 и 2 части. Давайте попробуем одну выполнить вместе. На родной стороне- 1 часть, ищем 2 и камешек знаком. Правильно. Все понятно. Тогда за дело! (Ответы уч-ся)

Всякому мила своя сторона.

Родина любимая -  мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Счастье Родины дороже жизни.

Рыбам  -  море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Береги землю родимую, как мать любимую.

На родной сторонушке рад своей воронушке

 Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине -  России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете  -  у вас есть «малая Родина»? Как она называется?( ответы обучающихся) Учкекен основан в 1922 году. Учкекен (карач.-балк. Ючкёкен, дословный перевод — «Три кустарника») — село, административный центр Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии.
Учкекен расположен там, где некогда проходил Великий шелковый путь, где сливаются реки Учкекен (Эшкакон) и Гум (Подкумок), в двадцати километрах западнее Кисловодска, где стоит высокая, одиноко возвышающаяся скалистая гора. В народе её называют «Къалеж къая», а ученому миру она известна как Крепость Рум, Рим-гора. Она является самым крупным памятником из известных в настоящее время исторических памятников на территории Малого Карачая и в районе Кавказских Минеральных Вод. Обследование подножия Рим-Горы показало, что здесь на рубеже первого тысячелетия новой эры существовало крупное поселение землевладельцев и скотоводов. И если Нижне-Архызский город является политическим и духовным центром Западной Алании, город на Рим-горе выполнял функции её экономического центра.

С приходом советской власти крестьянские масы, издавна живущие кошевым хозяйством в урочищах, расположенных в окрестностях Кисловодска, первыми получили возможность заселить эти земли. В начальный период переселение горцев происходило стихийно, но вскоре была налажена материальная и организационная помощь со стороны Советского государства. Когда из года в год горцам предоставлялись дополнительные земли и последовательно проводились землеустроительные работы
, переселенческий поток усилился. Аул за полтора – два года принял вид настоящего населенного пункта, стал неузнаваем.Не прошло и года, как здесь был организован сельский совет. Первым его председателем стал Боташев Касым Таусолтанович. Уроженец Карт — Джурта, Касым был старшиной этого аула, принимал активное участие в основании и других населенных пунктов Малого Ка-рачая. После него в разные годы председателями Учкекенского сельского Совета были: Норий Семенов, Окуб Боташев, Шогай Кочкаров, Казна Джанибеков, Сулемен Аджиев, Халит Саркитов, Махмут Алботов, Добай Ка-ракетов, Мурат Борлаков, Рамазан Узденов, Басият Гаджаев, Алий Аджиев, Парисбий Аппаков, Даут Байчоров, Парисбий Чотчаев, Унух Тамбиев, Абу-Юсуф Чотчаев, Сосланбек Семенов, Батдал Чотчаев, Боташ Боташев, Айгюф Умаров. В 2007 году главой Учкекенского сельского поселения избран Анзор Семенов.

Село стало интенсивно развиваться. В 1924 году открылась первая начальная школа, был построен клуб. Через год из Кисловодска протянули телефонную линию. В 1928 году был организован первый в районе врачебный пункт с роддомом. К концу 1927 года в селе уже проживало более 3200 человек. В период хозяйственного возрождения горского крестьянства исключительно большое внимание уделялось развитию простейших форм кооперации: потребительских, снабженческо-сбытовых, кредитных, сельскохозяйственных и т.д..

Начиная с 1925 года, когда в Малом Карачае было создано кооперативное товарищество «Карачай», началось оживленное развитие производительных объединений. В начале 1926 года товарищество «Карачай» разделилось на две самостоятельные кооперативные организации: потребительское общество «Карачай» и сельскохозяйственное кредитно-смешанное товарищество «Кызыл малчы» («Красный скотовод»). Работу этого товарищества возглавил старейший кооператор Карачая Иммолат Хубиев. Товариществу «Къызыл малчы» удалось восстановить и пустить в ход два маслосырзавода «Малчы» («Скотовод») и «Къошчу» («Кошевик») на которых в том же году было выработано 630 ц. молочных продуктов.

Важным событием в жизни населения стало создание первого колхоза в селе. Он назывался «Берекет», позже переименованный в колхоз им. Кирова. К концу 1938 года в Учкекене их стало четыре: им. Кирова, им. Чкалова, им. Берия, и 18 партсъезда. В 1932 году в Учкекене организуется машинно-сенокосная станция (с тракторами и другими сельскохозяйственными машинами) для обслуживания колхозов района.

Благодаря упорному труду жителей с. Учкекен экономика и культура развивались быстрыми темпами. С развитием экономики появились новые люди- передовики производства, общественные деятели, такие, как Хамид Узденов, делегат 2 Всесоюзного съезда колхозников-ударников, заведующий КТФ Кокай Махаевич Ижаев, первые механизаторы Магомед и Айде-миркан Биджиевы, Азрет и Ибрагим Каракетовы, активные общественницы Джандет Байрамкулова, Ханымсат Биджиева, Дарико Гаджаева и многие другие, внесшие свой вклад в дальнейшее развитие и становление села.


Однако вероломное нападение фашисткой Германии в июне 1941 года нарушило мирный созидательный труд жителей всей страны. Учкекенцы, как и весь советский народ, поднялись на защиту своей Родины. Свыше бОО сыновей Учкекена влились в Красную Армию. Из них более половины сложили головы за свободу своей Отчизны. Оставшиеся в тылу старики, женщины и дети делали все возможное и невозможноедля укрепления тыла и фронта. Их трудовые свершения для фронта были достойны подвигов фронтовиков – учкекенцев. Выполнялся и перевыполнялся план поставок сельхозпродукции, население собирало в фонд обороны тонны мяса, зерна, топленого масла, картофеля, шерсти, овчины. Изготавливали, шили и сдавали валенки, перчатки, меховые рукавицы, кавалерийские бурки, башлыки, полушубки, свитера, шапки-ушанки. Собирали денежные средства для создания авиаэскадрильи «Колхозник Карачая».

В это время наши земляки героически сражались с немецкими захватчиками. Многие были удостоены боевых наград. Среди них Ижаев Абдул Махаевич, наводчик противотанкового ружья, дважды был ранен, награжден многими орденами и медалями, был представлен к званию Героя Советского Союза. К сожалению, это звание ему было присвоено только посмертно, спустя 50 лет после окончания войны. Байчоров Даут Магомедович, Борлаков Салис Абдуллаевич, Дудов Шоллай Хаджибекирович, Ижаев Исхак Матаевич, Байкулов Солтан-Хамит Ильясович, Узденов Сапир Зулдаевич и многие другие также были награждены высокими правительственными наградами.

В 1943 году, вдохновленные освобождением от фашистской оккупации, учкекенцы начали восстановление разрушенной экономики. Однако судьба им приготовила другое, куда более тяжелое испытание. Они в одночасье были выселены с родной земли. Много людей погибло в годы депортации, жертв геноцида было значительно больше, чем погибших на войне.
Несмотря ни на что, наши люди даже в ссылке упорно трудились во имя победы над общим врагом. А после войны активно включились в восстановление народного хозяйства страны.

Наступил 1957 год- год восстановления справедливости по отношению к ни в чем не повинному народу. Учкекенцы вместе с другими жителями района активно включились в общественно-политическую и трудовую жизнь. Во второй половине 60-х годов был построен крупный завод электронной промышленности. Здесь трудились около трех тысяч человек, тысячи женщин были обеспечены работой. Большая личная заслуга в организации строительства завода принадлежит первому секретарю РК КПСС Борлакову Халиту Магометовичу и директору завода Нугзарову Борису Михайловичу. Из райпромбыткомбината выделился и стал самостоятельным крупным промышленным предприятием промкомбинат, где работало более 500 человек, около 90 процентов из них были женщины. Таким образом, проблема трудовой занятости женщин в районе к 1970 году в основном была решена. В Учкекене были расположены несколько строительных организаций: СМУ (ПМК), ДРСУ, РСУ, где трудились люди с большим производственным опытом: начальник СМУ, активный участник Великой отечественной войны, полковник запаса Деккушев Магомет Мамураевич,