Файл: Реферат характерные черты эпохи Возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»

(БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»)

Факультет




Р




Международного промышленного менеджмента и коммуникации

Кафедра




Р10




Философия







шифр




наименование обеспечивающей кафедры

Дисциплина




Философия







наименование дисциплины

РЕФЕРАТ

Характерные черты эпохи Возрождения

Выполнил студент группы




И424Б

Пономаренко С.А

Фамилия И.О.

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Лысенко Е.М







Фамилия И.О Подпись

Оценка




«




» _________________ 20____г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2023 г.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика эпохи Возрождения

2. Характерные черты философии Возрождения

2.1. Гуманизм — возвышение человека

2.2. Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования


2.3 Скептицизм эпохи Возрождения

2.4. Рождение науки Нового времени

3. Заключение

4. Список использованной литературы.

Введение

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–17 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для здания новой культуры послужила античность, которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии.

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.

Этот термин стал означать светскую власть, образованность, науку, в противоположность богословию. В новых исторических условиях гуманизм продолжал традицию античного гуманизма, но коренным образом отличался от него. Связь с античностью подчеркивали сами гуманисты - отсюда и термин "Возрождение" (по-французски "Ренессанс", по-итальянски - "Ринашименто"), означавший возрождение античной культуры.

В данной работе рассмотрены характерные черты философии эпохи Возрождения: гуманизм, скептицизм, Антропоцентризм, также рассмотрены научные достижения эпохи Возрождения.

1. Общая характеристика эпохи Возрождения

Возрождение (Ренессанс) – это особенный период в истории Европы, продолжавшийся с 14 по 17 век, представляющий собой время расцвета культуры, науки, искусства. Свое название эпоха получила за стремление европейцев к возрождению античных ценностей (в искусстве, философии, науке, политике). Однако творцы эпохи Возрождения не стремились к возврату в прошлое, во времена античности, они старались сотворить нечто новое, вдохновляясь античными идеалами. Открытие новых земель, образование централизованных монархий, развитие торговли, зарождение капиталистических отношений, рост числа городов – непосредственно воздействовали на духовный мир человека, меняли его мировоззрение, расширяли его кругозор. Вместо традиционного для Средневековья интереса к загробному миру, человек стал интересоваться познанием окружающего пространства и самого себя. Человек эпохи Возрождения жаждал великих открытий и свершений, наслаждался красотой природы, стремился познать возможности человеческого разума. Отличительные черты эпохи Возрождения: Отказ от авторитетов Средневековья. Произошел отказ от многих средневековых представлений о мире (например, от утверждения, что Земля плоская). Мыслители Ренессанса больше не полагались на фантазии и догадки, принимали за истину только знания проверенные на опыте. Это стало возможно благодаря новым техническим изобретениям (таким как астролябия, телескоп, барометр), развитию науки (географии, медицины, астрономии, механики). Главным объектом познания становится человек. В период Средневековья все внимание общества было приковано к загробной жизни, но с 16 века начинается процесс обмирщения сознания–общество утрачивает интерес к религиозной жизни и стремится к достижению счастья здесь и сейчас на этой земле. В центре внимания философов, ученых, художников оказывается человек: его тело и разум, внутренний мир. Утверждаются принципы гуманизма – мировоззрение, признающее человека и его жизнь высшей ценностью в обществе. Возрождаются идеалы античности: стремление к гармонии материального и духовного, культ красивого человеческого тела, рациональный тип мышления и прочие. Культура и наука постепенно освобождаются от власти религии. В

Средневековье отвергались любые научные знания, которые противоречили текстам Священных писаний. Даже в эпоху Раннего Возрождения ученых, посмевших перечить авторитету церкви, сжигали на костре (Например, Джордано Бруно).

2. Характерные черты философии эпохи Возрождения

2.1. Гуманизм-возвышение человека

Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма: признание человека в качестве высшей ценности; повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума; воспевание красоты человеческого тела; внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека. Ученых, мыслителей, философов, разделявших данные идеи стали называть гуманистами. Наиболее известные гуманисты эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор. Франческо Петрарка – итальянский поэт, живший с 1304 по 1374 год, вошедший в историю как родоначальник гуманизма. Петрарка впервые выразил интерес к человеку, представил его центральным объектом познания философии, истории, литературы. Петрарка считал, что человек непременно должен узнать смысл своей жизни, собственного существования, в чем ему должны помогать философия и наука. Свои идеи, интерес и стремление к самоанализу Петрарка выразил в произведениях: «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы», «Моя тайна», «О выдающихся людях», «Об уединенной жизни», «Книга песен».

Эразм Роттердамский – нидерландский богослов, живший с 1466 года по 1536 год. Эразм познакомил современных ему читателей с античной культурой, выпустив «Адагии» - сборник сочинений, поговорок, анекдотов древнегреческих и древнеримских писателей. Позднее Эразм публикует «Разговоры запросто», «О приличии детских нравов», - в которых воспитывает учеников, учит их правильному поведению. Самым знаменитым произведением Эразма Роттердамского стала «Похвала Глупости». Эразм одухотворил Глупость, изобразив ее как высокопоставленную особу, одетую в почетную мантию ученого. Перед многолюдным собранием людей, Глупость произносит речь, в которой утверждает, что на самом деле она правит всем миром. Именно ей, Глупости, повинуются все монархи, она руководит религией, философией, судебной системой и органами власти. Таким образом, Эразм Роттердамский высмеивал современное ему общество, со всеми его недостатками и пороками.


Томас Мор – английский гуманист, юрист и философ, живший с 1478 по 1535 год. Томас получил высшее образование, долгие годы изучал право и стал прекрасным юристом. При дворе короля Томас заслужил высшую должность в государстве- пост лорда-канцлера. Свои гуманистические идеи Томас Мор изложил в произведении под названием «Утопия». С одной стороны, в произведении Томаса описывается жизнь Англии: тяжелое положение рабочих, бесправие крестьян, толпы бедняков и бродяг, заполнявших улицы городов. В противоположность этой жизни Томас описывает жизнь людей на острове под названием «Утопия». На острове нет частной собственности - все имущество общественное, поэтому среди людей царит мир и согласие, нет борьбы, войн, противостояния бедных и богатых. Свободные от жадности и корысти жители острова заботятся о всеобщем благе, возделывают поля, разводят скот, высаживают плодовые деревья. «Утопия» Томаса Мора настолько противоречила реальности, что с тех пор словом утопия стали обозначать любое идеальное, но несбыточное положение вещей, явление в обществе.

Франсуа Рабле - французский гуманист, сатирик, живший с 1494 по 1553 год. Хотя Франсуа получил церковное образование, больше чем религия его интересовала медицина, ботаника, химия, астрономия, греческий язык. В своих гуманистических идеях Франсуа Рабле провозглашал необходимость достижения гармонии между материальным и духовным, восхвалял все радости человеческой жизни. Франсуа стал знаменитым благодаря своему сатирическому роману о великанах, под названием «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе Франсуа Рабле высмеивал глупость, жадность и другие пороки власть имущих.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности.

Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Батиста Альберта (1404—1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».


Но нельзя совсем идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто- то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день.

Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса — как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог». В подобных рассуждениях проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

 2.2. Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования

Антропоцентризм - черта мировоззрения, при которой человек рассматривается как центральное звено всего космического бытия, вершина мироздания.

Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его земном образе жизни. Мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность — будь то в искусстве, политике, технике и т. д. Феодальному аскетизму, авторитету церкви, вере в потусторонний мир противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.