Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4. Рождение науки Нового времени
Важнейшим условием достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445 г.
Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования . В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.
Одним из самых известных ученых эпохи Возрождения был выдающийся польский астроном, математик Н. Коперник (1473-1543). Его центральное произведение, в котором Н. Коперник обосновал гелиоцентрическую систему Вселенной, называется «Об обращении небесных сфер».
Идеи гелиоцентризма высказывались еще в античности , но их надо было еще доказать. В античности это было невозможно ввиду неразвитости астрономии и математики. Господствующей картиной мира на более чем тысячу лет стала геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея.
Основные идеи Н. Коперника заключались в следующем:
1. Земля обращается вокруг Солнца и своей оси.
2. Мир конечен.
3. Планеты обращаются вокруг Солнца по круговым орбитам – эпициклам и с постоянной скоростью.
Н. Коперник высказал очень важную мысль о движении, как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненном некоторым общим закономерностям единой механики. Было разрушено представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе», приводящем в движение Вселенную. Теория Н. Коперника прокладывала путь будущему механистическому мировоззрению, рационализму. Система Коперника не сразу была запрещена церковью. В предисловии к работе Н. Коперника было отмечено, что это всего лишь гипотеза, полезная для подсчета движения небесных тел. Лишь в 1616 г. теория Н. Коперника была запрещена, а его работа попала в «Индекс запрещенных книг».
Заслуга в дальнейшем развитии астрономии принадлежит немецкому астроному, математику
И. Кеплеру (1571-1630). И. Кеплер вносит уточнения в коперниканскую модель мира и формулирует следующие законы.
1-й закон. Планеты движутся по эллипсам, а Солнце смещено в один из фокусов эллипса.
2-й закон. Планеты обращаются вокруг Солнца неравномерно.
3-й закон говорит о зависимости времени обращения планет вокруг Солнца от их расстояния до Солнца.
И. Кеплер увлекался астрологией, учением Пифагора о числах как основе гармонии космоса. Поэтому свои работы И. Кеплер назвал по аналогии с работами пифагорейской философской школы: «Гармонии мира» (1619), «Новая астрономия» (1609). И. Кеплер усматривал в неизменности числа планет и их расстояний до Солнца скрытую гармонию, а движения планет вокруг Солнца объяснял действием своеобразных интеллектуальных сил или душ. В науке Возрождения не существовало понятий силы и взаимодействия, которые были изучены только И. Ньютоном.
Ф. Бэкон (1561-1626) – философ и ученый, которого называют последним представителем философии и науки Возрождения или первым представителем науки и философии Нового времени.
Ф. Бэкон полагает, что источником научного знания является опыт, эксперимент, наблюдение. Основой опытно-экспериментальной деятельности является метод индукции. Заслугой Ф. Бэкона в области науки была разработка им метода научной индукции. Данный метод стал основой для развития эмпиризма. Индукция – это умозаключение, в котором вывод расширяет сферу знания, выраженного в посылках. Сущность индукции состоит в непрерывном и постепенном обобщении от частных фактов к положениям более общим. Существует полная и неполная индукция. Полная индукция – это умозаключение, в котором общее заключение о некотором классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса. Полная индукция бывает очень редко и применяется в математике и других строгих доказательствах. До Ф. Бэкона индукцию понимали как полную индукцию, не имеющую большого научного значения. Примером неполной индукции является суждение «Все лебеди белые». Оно является достоверным до тех пор, пока не попадется черный лебедь. Индуктивное умозаключение – вероятностное знание. Неполную индукцию трактовали почти исключительно как вывод на основании наблюдения лишь тех фактов, которые подтверждали доказываемое положение. Это индукция через простое перечисление.
Ф. Бэкон, обосновывая свой метод, говорил, что искать надо факты не только подтверждающие определенный вывод, но и опровергающие его. Поэтому он противопоставляет неполной индукции
истинную (научную) индукцию, дающую максимально достоверные и притом новые выводы. Такие выводы могут быть получены не только и даже не столько в результате наблюдения фактов, подтверждающих его, сколько на основании изучения случаев и явлений, противоречащих доказываемому положению.
Метод истинной (научной) индукции, предложенный Ф.Бэконом, включает в себя несколько этапов.
На предварительной стадии исследования собирается различный материал, находимый в природе (различные минералы, металлы и т.п.). Для исследования причин, управляющих процессами, протекающими в этих конкретных предметах, необходимо исследовать наиболее общие свойства, им присущие: плотность, тяжесть, легкость, холод и т.п.
Дальше составляется список случаев присутствия, например, свойства теплоты в конкретных предметах. Затем составляется список случаев отсутствия того же свойства (например, теплоты) в других предметах. Следующим этапом является составление списка случаев, в которых исследуемое свойство (например, теплота) присутствует в различной степени. Только после этого делается положительный вывод, устанавливающий наличие общего свойства во всех случаях, что должно пролить свет на природу исследуемого свойства (например, теплоты).
Таким образом, научная индукция опирается не столько на большое число исследованных фактов, сколько на всесторонность их анализа и установление причинной зависимости, выделение признаков или необходимых связей предметов и явлений. С помощью индукции были открыты законы И. Кеплера, Архимеда, Ома и ряд других.
Крупнейшим ученым-энциклопедистом науки Нового времени является французский мыслитель Р. Декарт (1596-1650). Его основные произведения: «Правила для руководства ума» (1628-1629), «Размышления о первой философии» (1641).
Творчество Декарта можно рассмотреть в контексте обоснования и пропаганды нового метода научного мышления. Основой метода Декарта является дедукция. Дедукция – умозаключение от знания большей степени общности к новому знанию меньшей степени общности.
Критерием истины у Р. Декарта выступает не опыт и наблюдение (как у Ф. Бэкона), а познающий разум. По отношению к науке необходим строгий рациональный метод, позволяющий выстраивать ее по единому плану, что и позволит человеку осуществлять посредством научных достижений свое господство над природой.
В основании нового метода мышления лежит Разум. Соответственно, Декарт утверждает верховенство способа познания мира над чувственным способом и понимает истину как субъективный и самоосознаваемый процесс мышления. Отсюда следует знаменитая фраза Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»). Декарт считает самосознание той точкой, отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть все остальное знание. «Я мыслю», таким образом, есть как бы та абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки, подобно тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения евклидовой геометрии.
Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, с помощью которого он считает возможным построить систему науки.
Метод Р. Декарта состоит из нескольких этапов:
1. Признавать истинным только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью, не оставляя ни малейшего сомнения в содержании мыслимого. Это есть понятие интуиции (интеллектуальной). Интуиция определяется Декартом как «прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума…».
Интуиция служит исходным пунктом для более или менее длинной цепи дедукции, вывода одного понятия из другого.
2. Мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы, отправляясь от них, прояснить все трудности, сколько бы их ни было.
3. От самых простых элементов, выявленных предшествующим анализом, идти к познанию наиболее сложного.
4. Признак истинной дедукции заключается в ее непрерывности. Достаточно пропустить единственное звено, как рушится вся последующая цепь и становится невозможным тот вывод, ради которого дедукция была задумана. Поэтому для полного успеха дедуктивного рассуждения и достоверного вывода требуется большое напряжение памяти. В помощь ей необходимо последовательное перечисление всех звеньев дедукции (энумерация).
XVII-XVIII века принято называть Новым временем. В этот период в Западной Европе в ряде стран (Нидерланды, Англия, Франция) происходят буржуазные революции. Меняется сознание людей, важнейшим фактором изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего, экспериментально-математическое естествознание. В XVII в. экспериментально-математическое естествознание переживает период своего бурного развития. XVII век называют эпохой научной революции и научных титанов. В Новое время жили и работали Г. Галилей, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г.В. Лейбниц, Р. Гук и многие другие мыслители.
Одним из выдающихся ученых Нового времени был итальянский астроном, основоположник механики Г. Галилей (1564-1642). Одна из его главных работ называется «Диалог о двух главнейших системах мира: Птолемеевой и Коперниковой» (1632). В этой работе Г. Галилей обосновывает истинность коперниканской модели мира.
Г. Галилей одним из первых построил телескоп, дававший увеличение в 30 раз. Этого небольшого увеличения было достаточно для того, чтобы увидеть, что Луна – такая же, как и Земля, а Млечный путь – это скопление звезд. Наблюдение Луны, казавшейся планетой, аналогичной Земле, а также пятен на Солнце наносило сильнейший удар по схоластическим представлениям о принципиальном различии небесного мира, состоящего из нетленного эфира и земного мира непрерывной изменчивости. Открытие множества звездных скоплений Млечного пути подтверждало великую идею Дж. Бруно относительно бесчисленного множества миров во Вселенной.
Исаак Ньютон оказал значительное влияние на развитие философии. Он считается создателем классической механики. С выходом работ Ньютона классическая наука обрела независимое существование и стала оказывать существенное влияние на общество. Главное произведение – «Математические начала натуральной философии». В ней он сформулировал 3 закона движения(закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия). Из этих законов он выводит большое количество следствий, составляющих основу классической механики. Ввел понятие абсолютного пространства и времени. Он сформулировал закон всемирного тяготения. На основе это закона сформировались в завершенном виде представления о солнечной системе. Более того, этот закон стал основой единой физической картины мира. Он стал основой для объяснения разнообразных процессов, происходящих во Вселенной. Он разработал начало интегрального исчисления.
В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.
В 15 в. активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 М. Бехайм создает первый глобус. В конце 15 – начале 16 вв. поиски европейцев морского пути в Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507). В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли!). В 16 в. европейцы были уверены, что «мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан». Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии.