Файл: нализ влияния факторов внешней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рентабельность активов (ROA) и рентабельность собственного капитала (REA) это показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия. Рентабельность активов ООО «Полимер» за исследуемый период сократилась с 1,12% до 0,74%. Рентабельность собственного капитала сократилась с 20,83% до 13,97%, что свидетельствует об ухудшении эффективности деятельности организации за исследуемый период. [15]

2.2. Внешняя среда предприятия

В России, следует отметить, происходят стабильные темпы роста отрасли полимерных пленок и открываются новые крупные производства. РФ в январе-апреле 2019г., согласно данных Росстата, на 11-14% осуществила увеличение производства полимеров – до двух мегатонн. Самые крупные российские производства полипропилена и пластиков – полиэтилена также значительно увеличились (на 24-28%). Объемы ПВХ-производства практически не изменились (однако 2017 год характеризуется стремительным их ростом), а производство полимерных пленок увеличилось на 15%. Рост производств базируется на устойчивом росте рынков базовых полимеров. Прогнозируется рост рынка на 2020 год в пределах 6-11%. [13]

Стало ясно в 2015 году, что полимерный рынок достиг насыщения. Практически исчерпали себя драйверы роста, действовавшие, в предыдущие пять лет. Причины являются разными, но очевидным становится тот факт, что отрасль реагирует на общий спад экономики. К примеру, когда государство осуществляет снижение социальных инвестиций (завершается госпрограмма реконструкции ветхого жилья), это может отразиться на рынке ПВХ-окон. А когда потребительские настроения ухудшаются, то и полимерная упаковка для товаров является менее востребованной. [14]

Сегмент пищевой упаковки занимает основную долю на рынке тары и упаковочных материалов - около 68-70%. До середины 90-х ХХ ст. не превышала 11% доля потребительской упаковки от общего объема рынка, однако начиная с нового тысячелетия, указанная доля удвоилась, и процент продолжает наращиваться.

Структура рынка тары и упаковочных материалов в 2019г. представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Структуре рынка тары и упаковочных материалов в 2019г. [12]

Доля полимерных упаковочных материалов в общей структуре рынка в натуральном выражении составляет по состоянию на 2019 г. 7,8%.

Общая емкость рынка полимерных пленок в России –110 тыс. тонн в год. Структура основных игроков рынка полимерных пленок приведена на рисунке 5.


Рисунок 5 – Структура основных игроков рынка полимерных пленок [12]

Очень глубоко отечественный рынок полимеров интегрирован в международную экономику. Существует значительная зависимость, как от поставок оборудования, так и от импортного сырья. Пока не коснулись отрасли санкции, введенные западными странами, но, беря во внимание текущую международную ситуацию, не исключается такая возможность.

Мониторинг рынка и анализ внешней среды является одним из важнейших элементов стратегического управления. Возможности, которые предоставляются, и угрозы, которые подстерегают предприятие — все это присуще деловой среде, частью которой есть бизнес.

Предприятию во внешней среде угрожают недобросовестные поставщики, конкуренты, социальные катаклизмы, быстро изменяющееся налоговое законодательство и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь предприятие поджидают ресурсы, покупатели, которые необходимы для ведения бизнеса.

PEST анализ является простым и удобным методом проведения анализа макросреды (внешней среды) магазина. PEST анализ - это инструмент долгосрочного стратегического планирования, как правило, в магазине его составляют на 3-5 лет вперед, и на ежегодной основе проводят обновление данных. [1] PEST анализ компании ООО «Полимер» приведен в таблице 2.

Таблица 2

PEST анализ компании ООО «Полимер»

Политика

0,21

Экономика

0,32

Бюрократизация и уровень коррупции

4

Динамика курсов валют

4

Налоговая политика страны

4

Дефицит оборотных средств компании

3

Торговая политика страны

4

Экономическая нестабильность

3

Законодательство в области торговли

3

Спад объемов прибыли предприятия

2

Социум

0,28

Технология

0,19

Рост доходов населения

3

Расходы на исследования и разработки

4

Отсутствие на рынке высококвалифицированных специалистов

3

Появление новых технологий

3

Отток квалифицированных специалистов в другую страну

3

Технологические эффективные мощности

4


Рассчитаем суммарное воздействие факторов внешнего окружения с учетом веса:

Р.=15*0,21=3,15;

Э=12*0,32=3,84;

S=9*0, 28=2, 52;

Т=11*0,19=2,09.

Как показывает PEST-анализ, технологические факторы благоприятствуют развитию бизнеса российских компаний. Наибольшую угрозу для компании ООО «Полимер» представляют экономические факторы.

Анализ пяти сил Портера представлен в таблице 3.

Таблица 3

Анализ пяти сил Портера

Параметр

Значение

Описание

Направление работ

Угроза со стороны товаров-заменителей

Низкий

Компания осуществляет торговлю через магазины и интернет

Поддерживать и совершенствовать технологию торговли.

Угроза внутриотраслевой конкуренции

Высокий

На рынке производства и торговли полимерных упаковок достаточно большое количество компаний, есть ограничения в повышении цен, линейка предоставляемых услуг достаточно высокая

Постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов. Развивать узнаваемость, уникальность, качество и ценность предоставляемых услуг.

Угроза со стороны новых игроков

Средний

Риск входа новых игроков на рынок средний из-за достаточно первоначальных вложений

Проводить мониторинг выхода на рынок новых компаний-игроков.

Угроза потери текущих клиентов

Средний

Существует риск потери клиентов в силу высоких цен на товары и долгую доставку

Улучшать сезонные акции, обеспечивать оперативную отгрузку товара.

Угроза нестабильности поставщиков

Низкий

Выбор поставщиков огромен. Компания практически всегда заключает долгосрочные контракты

Поиск поставщиков более качественных материально-технических ресурсов.

Таким образом, в матрице предприятие займет квадрат с «Дойной коровой». Матрица BCG компании ООО «Полимер» представлена на рисунке 6.

Темпы роста продаж

Высокие

Звезды

Дикие кошки

Низкие

Дойные коровы

Собаки

Высокая

Низкая

Доля рынка


Рисунок 6 - Матрица BCG компании ООО «Полимер»

Итак, попав в зону с высокой долей рынка по сравнению с конкурентами и с низкими темпами роста продаж, предприятию необходимо осуществлять жесткий финансовый контроль использования прибыли и обновлять ассортимент компании.

Характеристика основных конкурентов компании ООО «Полимер» представлена в таблице 4.

Таблица 4

Характеристика конкурентов ООО «Полимер»

Характеристика

ООО «Полимер»

ООО «Мультифлекс»

ООО «Уралпластик»

Масштаб конкуренции

городской

городской

городской

Намерения стратегического характера

Укрепить позиции

Укрепить позиции

Сохранить лидерские позиции

Постановка целей связанных с достижением определенной доли рынка

Вывод нового товара на рынок пленки «барьерной»

Открытие новых производств в других регионах

Расширение спектра услуг, которые предлагаются

Конкурентная позиция

11% рынка

10% рынка

14% рынка

Стратегии, которые применяются

Осуществление дифференциации;

разработка продукта (новый продукт)

Осуществление дифференциации;

освоение нового рынка (новый филиал)

Осуществление проникновения на рынок (совершенствовать деятельность)

Сведения иного характера

Реализация клиентоориентированного подхода

Высокая квалификация персонала

Реализация активного продвижения

Осуществление прогноза основных намерений

Наращивать долю постоянных клиентов и их «переманивать» от конкурентов

Вкладывать средства в модернизацию производства, активно развивать бизнес

Вкладывать в модернизацию производства деньги

Важнейший индикатор гармоничности роста – это рост пищевой отрасли. Так как, на изменение общей конъюнктуры наиболее чутко реагирует именно «пищевая промышленность». Следует отметить, что она, безусловно, ожила, и во второй половине 2020г., а также и первой половине 2020 г. ее рост достиг 34%. А две по упаковке отрасли таких емких, как легкая и пищевая промышленности, неминуемо к упаковочному рынку должны поднять интерес инвесторов.


Определим основные движущие силы отрасли (табл.5).

Таблица 5

Основные движущие силы отрасли

Факторы внутренней среды организации

Факторы непосредственного окружения организации

Факторы макроокружения организации

Персонал

В случае неправильно принятых решений/или принятых не вовремя, можно спровоцировать отток клиентов к конкурентам

Потенциальные конкуренты

Барьеры входа для новичков большие. Предоставление скидок постоянным клиентам. Со стороны конкурентов предоставление более выгодных предложений товара. Для удержания позиций на рынке необходимо вкладывать деньги в оборудование, технологии, рекламу.

Политические

1) Государственные ограничения и осуществление регулирования рынка.

Влияние: На импортные материалы увеличение цен. Увеличение продаж полимерных пленок, которые произведены в России

Производство

Производство может приостановиться или вообще прекратится

Товар заменитель

В случае появления на рынке нового товара – аналога падение спроса на продукт компании, и как результат падение выручки.

Экономические

1) Снижение покупательской способности

Влияние: снижение спроса

2) Валютная нестабильность

Влияние: Нестабильные цены на материалы импортного производства, что может увеличить стоимость продукции

3) Присутствие импортного заменителя на российском рынке.

Влияние: Конкуренция со стороны лидеров рынка. Возможность заключения договоров на дистрибуцию

Сбыт

Неэффективная работа способствует потери крупных и потенциальных контрактов

Поставщики

Поставщиков капитального оборудования и сырья существует немного, но и больших покупателей тоже ограниченное число. Это значит, что одна из сторон имеет большую власть над другой

Технологические

1) Неразвитость системы сбыта и логистики

Влияние: Увеличение затрат и сроков доставки

2) Отсутствие обновления оборудования

Влияние: увеличение себестоимости продукции, как результат удорожание товара (переход клиентов к конкурентам)

Реклама

Плохая реклама или вовсе ее не проведение не способствует наращиванию базы постоянных клиентов

Потребители

В случае изменения потребностей клиентов, компания рискует потерять часть выручки.

Социальные

1) Отношение к натуральным и экологически-чистым товарам

Влияние: в случае несоответствия заявленным экологическим требованиям продукции, потеря клиентов и как результат снижение спроса.

Прямые конкуренты

Основные конкуренты: ООО «ПГ Полимер», Биаксплен, Уралпластик, Мультифлекс, Славич способны переманить клиентов и тем самым ухудшить показатели деятельности анализируемой компании