Файл: нализ влияния факторов внешней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Методы анализа внешней среды

Анализ внешней среды - это оценка состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: технологии, людей, финансов, отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие оказывать непосредственное влияние не может. [2]

На сегодняшний день существует большое количество методов, чтобы проанализировать внешнюю среду предприятия. Рассмотрим некоторые из них:

А) Pest-анализ.

Pest -анализ – это инструмент для определения стратегии компании в долгосрочном периоде. Иногда его также называют STEP-анализом, но суть от этого не меняется. Период прогнозирования составляет от 3 до 10 лет. Аббревиатура Pest складывается из английских слов:

Politics (политика) – политическое окружение компании.

Economics (экономика) – экономическое окружение компании.

Socio – Culture (социум – культура) – социально-культурное окружение.

Technology (технологии) – технологическое окружение компании.

Все четыре фактора являются факторами макросреды не случайно. Пест-анализ ориентирован на получение результатов верхнего уровня. Он дает так называемый helicopter view – взгляд сверху на внешнее окружение компании и место компании на рынке.

Методика Pest схожа с выполнением более привычного всем SWOT-анализа и заключается в:

  1. Составлении матрицы, ячейками которой будут факторы внешней среды, наиболее влияющие на компанию.
  2. Выработке стратегии компании, наиболее полно отвечающей прогнозам по динамике факторов внешней среды.

Рассмотрим наиболее часто используемые факторы.

  1. Политические факторы.

Политика играет важную роль в формировании бизнес-среды в регионе, государстве и на общемировом уровне. Один принятый закон может ограничить перспективы ведения того или иного бизнеса или наоборот подарить новые возможности для компании.

Поэтому всегда нужно мониторить следующие факторы:

  • общемировая политическая ситуация. Какие страны в хороших отношениях между собой, между какими намечаются разногласия, какие страны станут ареной военных действий или политических санкций;
  • внешняя политика страны, в которой расположена юрисдикция компании;
  • вхождение / выход страны в различные союзы и общества (здесь скрыто много возможностей для роста);
  • внутренняя политика на государственном уровне;
  • налоговая политика;
  • уровень влияния государства на отрасль, его отношение к отрасли;
  • отношение государства к иностранному капиталу, уровень влияния на инвестиционные процессы;
  • субсидирование государством конкретных регионов, законодательные послабления для регионов;
  • внутренняя политика на региональном и муниципальном уровне;
  • различные межгосударственные соглашения о раскрытии информации, об избежании двойного налогообложения и т.д.

  1. Экономические факторы.

Влияние факторов этой группы на компанию трудно переоценить, поэтому их нужно рассматривать особенно тщательно.

Перечислим основные: динамика ВПП, уровень инфляции, ставка рефинансирования и связанная с ней динамика в банковской сфере, изменение курса рубля, уровень безработицы, динамика доходов населения, цены на нефть, рост и насыщенность отраслевых рынков, уровень конкуренции, динамика на смежных рынках, влияющая на затраты компании, уровень использования налоговых схем в отрасли.

  1. Социально-культурные факторы.

Факторы этой направленности оказывают косвенное воздействие на успешность компании.

К ним относятся:

  • демографические данные: рождаемость, смертность, возрастной состав населения, миграционная динамика;
  • уровень жизни населения, зарплатные ожидания;
  • обычаи и ценности, устоявшиеся нормы потребления и мифы;
  • уровень образованности, квалификация кадров;
  • трудоспособность и производительность населения.
  1. Технологические факторы пест-анализа.

Набирают все большую ценность, так как технологический прогресс ускоряется, степень его влияния на все сферы бизнеса, даже самые нетехнологичные, увеличивается.

К технологическим факторам относятся:

  • научные открытия, новые технологии,
  • изменения в патентном законодательстве и индустрии,
  • влияние интернета и мобильных технологий на отрасль,
  • расходы конкурентов на R&D.

Важно, что влияние факторов на различные компании из разных отраслей не одинаково и поэтому список ключевых факторов компания всегда должна вырабатывать самостоятельно.

Б) Модель пяти сил конкуренции Портера. Важно при анализе внешней среды исследовать область, в которой фирма осуществляет или собирается осуществлять производственно-хозяйственную деятельность. Для оценки ситуации в области можно воспользоваться приведенными выше подходами. Однако существует подход, который дает возможность точнее и быстрее проанализировать состояние отраслевой конкуренции, как одного из основных показателей анализа внешней среды. Согласно исследованиям профессора гарвардской школы бизнеса. Г. Портера состояние конкуренции в отрасли зависит от пяти основных конкурентных сил, которыми являются:

1) Конкуренция между продавцами отрасли;

2) Организации, предлагающие товары-заменители;

3) Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли;

4) Способность поставщиков сырья, материалов и комплектующих, которые используются фирмой, диктовать свои условия;


5) Покупательная способность и возможности покупателей продукции.

В) SWОТ – анализ.

SWOT-анализ — универсальный инструмент для принятия решения, который вы можете применить для бизнеса в целом и для конкретной компании или стартапа, бизнес-направления или продукта. Такой вид анализа также можно использовать для изучения людей и других вопросов, не касающихся бизнеса.

Понятие "SWOT-анализ" в 1963 году ввел профессор К. Эндрюс Гарварде. Метод начал использоваться с 1980-х годов для принятия стратегических решений и продолжает оставаться актуальным инструментом для управленцев.

SWOT расшифровывается так: S — Strengths, сильные стороны товара, W — Weaknesses, слабые стороны товара, O — Opportunities, возможности компании, T — Threats, угрозы компании. Стоит отметить, что для составления SWOT-анализа необходимо иметь определенное представление об анализируемом объекте. Расшифруем аббревиатуры SWOT анализа.

  1. S = Strengths – является сильной стороной товара или услуги. Такие внутренние характеристики компании, которые на рынке способны обеспечить конкурентное преимущество или в сравнении с конкурентами более выгодное положение, иными словами те области, в которых чувствует себя лучше и стабильнее конкурентов товар компании.
  2. W=Weaknesses - является слабыми сторонами или недостатками товара или услуги. Такие внутренние характеристики компании, которые рост бизнеса затрудняют, лидировать на рыке товару мешают, являются на рынке неконкурентоспособными.
  3. O=Opportunities – является возможностями компании — благоприятными факторами внешней среды, которые в будущем на рост бизнеса могут влиять.
  4. T=Threats - является угрозами компании — негативными факторами внешней среды, которые способны оказать на рынке в будущем ослабление конкурентоспособности компании и привести к снижению продаж и потери доли рынка. Решения должны быть предложены против каждой угрозы для их минимизации.

Максимально полно и подробно оценить риски и возможности компании позволяет данная методика SWOT анализа, а также спланировать маркетинговую стратегию товара:

  • В разрезе внешних и внутренних факторов проводить анализ окружающей рыночной среды товара или услуги.
  • Сильные стороны бизнеса, слабые стороны бизнеса, угрозы и возможности рынка для бизнеса необходимо формировать на основе проведенного анализа.
  • Для удобства анализа вносить полученные параметры в SWOT матрицу.
  • Формировать выводы на основе SWOT матрицы, о необходимых действиях указывая приоритеты выполнения и сроки.

Привлекать заинтересованных в принятии решения людей, экспертов в различных вопросах необходимо в процессе проведения SWOT анализа. Более объективно позволит составить анализ стороннее мнение. [10]

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПОЛИМЕР»

2.1. Краткая характеристика предприятия

ООО «Полимер» - это одно из самых крупных предприятий производящих в России полимерные пленки.

Основное направление деятельности ООО «Полимер» - изготовление гибких упаковочных материалов. Любой, даже самый смелый заказ позволяют реализовать производственные мощности.

Ключевым моментом в работе компании является проработка индивидуальных рецептур для достижения всех требований заказчика.

Залогом успешного сотрудничества является использование самых передовых материалов и технологий. Квалифицированный персонал бережно и внимательно относится к выпускаемой продукции, что дает возможность компании занимать лидирующие позиции в полимерной отрасли России и с иностранными производителями успешно конкурировать.

Компания предлагает:

  • Десятки видов пищевых, защитных, упаковочных, паллетных, термоусадочных и других пленок.
  • Высокое качество изготовляемой продукции.
  • К каждой пленке индивидуальный подход.
  • Своевременное и четкое выполнение заказов.
  • Обеспечение непрерывного контроля качества продукции.

Компания имеет собственный склад, который может единовременно вмещать до 1000 тонн готовой продукции и сырьевых материалов.

Благодаря системе FiFo (first in – first out) компания обеспечивает точную и своевременную отгрузку пленки, которая заказана.

Рассмотрим организационную структуру компании ООО «Полимер», которая представлена на рисунке 3.


Рисунок 3 - Организационная структура компании ООО «Полимер»

Управляет компанией Генеральный Директор - Кмита Александр Романович. В его подчинении находятся все отделы. На предприятии работает 98 человек.

Рассмотрим основные финансовые показатели предприятия за 2018-2019 годы (таблица 1).

Таблица 1

Основные финансовые показатели ООО «Полимер», руб.

Показатели

2018г

2019г

Отклонения

изменение (+,-) по сумме

темп роста, %

Активы

3696415

4369045

672630

2016-2015

Обязательства

3497482

4137819

640337

118,20

Капитал

198933

231226

32293

118,31

Чистая прибыль

41429

32293

-9136

116,23

ROA, %

1,12

0,74

-0,38

77,95

ROE, %

20,83

13,97

-6,86

-

В 2018 году активы ООО «Полимер» составили 3696415 руб., увеличившись в сравнении с показателем предыдущего года на 44,21%. В 2019 году активы увеличились на 18,20% в сравнении с показателем предыдущего года и составили 4369045 руб. Рост активов может свидетельствовать о росте имущественного потенциала ООО «Полимер». Аналогичным образом изменялись и обязательства: данный показатель увеличился с 3497482 руб. до 4137819 руб. Рост обязательств может свидетельствовать о росте финансовой зависимости от внешних источников. Собственный капитал предприятия в 2016 году составил 198933 руб., а в 2019 году повысился на 16,23% и составил 231226 руб. Чистая прибыль в 2018 году составила 41429 руб. В 2019 году чистая прибыль сократилась до 32293 руб.