ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ФОРМАТЕ
Учебный предмет «Тактическая подготовка»
Московская область
Одинцовский городской округ
2023 г.
Рекомендовано,
протокол № 00 от 00.00.0000
Авторы-составители: | Яшков А.Ю., педагог дополнительного образования учебного отдела АНО «Авангард» Гирич Ф.В., педагог дополнительного образования учебного отдела АНО «Авангард» Миронова В.В., педагог дополнительного образования учебного отдела АНО «Авангард» Степанова М.А., методист методического отдела АНО «Авангард» |
Настоящее методическое издание содержит рекомендации, регулирующие особенности проведения учебных занятий в практико-ориентированном формате с использованием активных форм организации учебной деятельности в рамках освоения обучающимися учебного предмета «Радиационная, химическая и биологическая защита» при проведении учебных сборов по основам военной службы.
© АНО «Авангард», 2023
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ТОПОГРАФИИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» 6
3. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ОСНОВАМ ТОПОГРАФИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 10
4. ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 22
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 23
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации для преподавателей являются составной частью учебно-методического комплекса учебных сборов по основам военной службы, проводимых на территории Автономной некоммерческой организации «Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» (далее «АНО «Авангард»).
Цель методических разработок - оказание методической помощи педагогу в подготовке и проведении занятий по тактической подготовке в рамках учебных сборов по основам военной службы.
Методическая разработка содержит рекомендации, разъясняющие способы особенности реализации/проведения занятий по теме 6. «Основы топографии и ориентирования на местности. Работа с картой и компасом».
Методические материалы, предлагаемые рекомендацией представлены в виде ссылок на электронную базу с презентациями, видеоматериалами с гиперссылками, тренировочными заданиями в соответствии с учебно-тематическим планом программы.
Основы топографии и ориентирования на местности являются одним из разделов основ военной службы и дают общее представление по работе с топографической картой, ориентированию на местности, работе с компасом, измерению расстояния на местности при помощи паршага, бинокля и линейки.
В процессе занятий у обучающихся закрепляется сознательное и ответственное отношение к своему физическому состоянию, приобретаются практические навыки действий в условиях
На проведение занятия по основам топографии отведен 1 академический час (45 минут) из общего количества часов, отведенных по образовательной программе учебных сборов.
В результате изучения основ топографии обучающийся должен:
знать (понимать):
-
общие правила работы с топографической картой и планами местности; -
как переходить от дирекционного угла к магнитному азимуту (поправка направления).
уметь:
-
находить стороны горизонта различными способами; -
пользоваться компасом; -
определять прямой и обратный азимуты; -
передавать целеуказание по карте (квадрат, «улитка», прямоугольные координаты); -
измерять расстояние на местности различными способами.
Методические рекомендации разработаны на основе взаимосвязи рабочей программы по учебному предмету, лекционных и наглядных материалов, обеспечивающих качественное проведение учебных занятий, в том числе включая практические, игровые, тренировочные образовательные технологии.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ТОПОГРАФИИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Место проведения.
Традиционно занятия проводятся в кабинетах АУКа. В хорошую погоду занятие проводится на воздухе на территории АНО «Авангард».
Количество учащихся, на которое рассчитывается занятие.
Данное практическое занятие проводится из расчета количества раздаточного материала.
Тип занятия.
Практическое занятие проводится по структуре урока «комбинированный» с использованием традиционной модели обучения.
Подготовка занятия.
1. Изучить содержание данного занятия.
2. Определить последовательность проведения занятия и использования материального обеспечения.
3. Подготовить материальное обеспечение занятия и место проведения занятия, а также необходимое техническое оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер).
Проведение занятия.
В вводной части педагог организует учебную группу, размещает её в кабинете.
В основной части применяются словесный, наглядный и видео- метод. Основная часть включает в себя практическое занятие, работу с топографической картой, компасом, линейкой для ориентирования.
Во время изучения 4-го учебного вопроса рекомендуется использовать заранее распечатанные учебные карты СНОВ и линейки для ориентирования.
Во время изучения 5-го учебного вопроса рекомендуется использовать линейки для ориентирования и карты СНОВ.
При изучении 4-го и 5-го вопросов рекомендуется выборочно опросить обучающихся по заданной тематике. Допускается использовать любые объекты на учебной карте для отработки навыка.
Рекомендуется заранее изучить учебную карту, какие на нее нанесены объекты. Те, которые неизвестны, найти в справочнике по военной топографии.
В заключительной части подводятся итоги занятия, сообщается о выполнении/невыполнении поставленных задач.
При отсутствии необходимого оборудования или электричества, практическое занятие допускается проводить без презентации, используя раздаточный материал.
Важно: в помещении магнитными компасами пользоваться не представляется возможным из-за большого количества железной арматуры в здании. Необходимо заранее перед занятием определить стороны света в кабинете, в котором будет проводиться занятие.
2. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Основы топографии и ориентирования на местности. Работа с картой и компасом».
Цель: изучение обучающимися основ тактической подготовки посредством вовлечения в образовательный процесс учебных сборов по основам военной службы.
Учебные вопросы:
1. Ориентирование на местности в различных условиях.
2. Работа с магнитным компасом (определение направления движения по компасу, магнитный азимут).
3. Работа с топографической картой и планами местности.
4. Способы целеуказания по топографическим картам.
5. Измерение расстояний на местности.
6. Поправка направления.
Время: 45 мин.
Место проведения: учебный класс.
Методы: по источникам знаний – наглядный, практический и видео- метод. По характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный.
Учебно-материальное обеспечение:
Класс с необходимым количеством посадочных мест, топографические карты, магнитные компасы, линейки для ориентирования, презентация.
№ | Учебные вопросы | Время (мин.) | Действия педагога | Действия учащихся |
1. | Организацион-ный этап | 5 | Педагог принимает доклад о готовности учебной группы к занятию, проверяет наличие обучающихся в полном составе. Отсутствующих записывает. Педагог доводит до обучающихся требования безопасности при проведении данного занятия. Педагог объявляет дисциплину, на которую прибыли обучающиеся, а также тему, которая будет раскрыта, учебные вопросы, учебные цели и порядок проведения занятия. | Старший учебной группы сообщает об отсутствии обучающихся, если таковые имеются. |
2. | Основной этап 1-ый учебный вопрос: Ориен-тирование на местности в различных условиях. 2-ой учебный вопрос: Работа с магнитным компасом (определение направления движения по компасу, магнитный азимут). 3-ий учебный вопрос: Работа с топографической картой и планами местности. 4-ый учебный вопрос: Способы целеуказания по топографическим картам. 5-ый учебный вопрос: Измерение расстояний на местности. 6-ой учебный вопрос: Поправка направления | 35 | Знакомлю обучаемых со способами ориентирования на местности в различных условиях. Даю определение магнитного азимута. Объясняю правила работы с магнитным компасом. Показываю способ установки на компасе магнитного азимута и движения в указанном направлении. Объясняю принципы построения топографических карт и планов местности. Объясняю способы определения и передачи целеуказаний объектов по топографической карте (по квадратам километровой сетки, по «улитке»). Объясняю способы измерения расстояний на местности при движении по маршруту. Объясняю, как переходить от дирекционного угла к магнитному азимуту (поправка направления). Информация ознакомительная, главное, довести информацию, что карта со временем становится неточной (с годами). Важно для более точной работы уметь вносить поправки направления. | Обучающиеся слушают. В процессе рассказа, задают вопросы. Смотрят и запоминают правила работы с компасом. Самостоятельно определяют магнитные азимуты на указанные объекты и устанавливают на компасе указанный азимут. Слушают, запоминают и учатся самостоятельно давать целеуказание по топографической карте. Обучающиеся при помощи линейки для ориентирования измеряют расстояние на учебной карте. Обучающиеся слушают и запоминают. Практической части в данном вопросе нет. |
3. | Заключитель-ный этап | 5 | Педагог напоминает тему, занятие, учебные вопросы и цели. Педагог проводит общий разбор занятия, отвечает на вопросы обучающихся | Обучающиеся отвечают на вопросы. Говорят, что было сложно, что непонятно, что интересно. |
Руководитель занятия | ________________________________/___________________________ |
3. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ОСНОВАМ ТОПОГРАФИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Введение
Здравия желаю, товарищи курсанты. Вы пришли на урок по военной топографии. Кто мне скажет, чем военная топография отличается от обычной. Военная топография включает в себя следующие аспекты: используются специальные карты, нужна для местонахождения военных объектов и удара по противнику. Иными словами, военная топография – это дисциплина военного дела, которая изучает методы и средства оценки местности, ориентирование на местности для обеспечения боевой деятельности войск. Военная топография является особым разделом топографии, приспособленной для нужд вооружённых сил.
Отличия топографии, применяемой в гражданской сфере, от топографии военной заключаются в первую очередь в разном подходе к принципам картографии, что будет рассмотрено далее.
Какие аспекты будут затронуты на данной лекции. В первую очередь вы познакомитесь с топографическими картами, далее, научитесь соотносить свое место на карте и место противника. Также при помощи топографических карт научитесь определять направление и расстояние. Ну и, конечно же, в рамках лекции вы познакомитесь с основными приборами-помощниками топографа.
1-ый учебный вопрос: Ориентирование на местности в различных условиях.
Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и местных предметов.
В зависимости от необходимой точности, времени суток и погодных условий существуют различные способы ориентирования:
-
П
о компасу.
Рис.1. Ориентирование на местности по компасу
Самый надёжный способ определения своего местоположения относительно сторон горизонта – по компасу.
Принцип действия компаса основан на взаимодействии магнитного поля постоянных магнитов компаса с горизонтальными составляющими магнитного поля Земли.
Свободно вращающаяся магнитная стрелка поворачивается вокруг оси, располагаясь вдоль силовых линий магнитного поля Земли и указывает на Северный магнитный полюс (рис.1).