Файл: Протокол 00 от 00. 00. 0000 Авторысоставители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При изучении по карте населенных пунктов определяют количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность, степень обжитости того или иного района. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.

Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.

При изучении по карте дорожной сети уточняют степень её развития и качество дорог, определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.

При более подробном изучении дорог определяют наличие и характеристики мостов, насыпей, выемок и других сооружений, а также труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов, возможность съезда и движения вдоль дорог.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на грузоподъемность мостов и паромных переправ, поскольку такие дороги могут быть не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Изучая гидрографию, определяют по карте наличие водных объектов и уточняют степень пересечённости местности. Водные объекты могут быть использованы для водоснабжения и перевозок по водным путям. Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности, а также устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.

При изучении по карте почвенно-растительного покрова, устанавливают наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, песков, каменистых россыпей и тех элементов, которые могут оказать существенное влияние на проходимость, маскировку, наблюдение и возможности укрытия.

Изученные по карте характеристики участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении могут быть тропы, просеки и линии электропередач.


Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и погодные условия. В период дождей болота, показанные на карте условным знаком как проходимые, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа.

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида и направления крутизны скатов, характеристик лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Необходимость решения конкретных задач по топографической карте будет зависеть от характера боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением, а определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения.

4-ый учебный вопрос: Способы целеуказания по топографическим картам.

Для работы с топографическими картами применяется специальная система координат. Все мы знаем систему координат, созданную Рене Декартом, где Х обозначает горизонтальное расположение координат, а Y вертикальное. В топографии используется система координат Гаусса-Крюгера. В данной системе координат Х находится по вертикали, Y находится по горизонтали.
Р
ис. 7

На карту нанесены линии километровой сетки. Итак, каким образом мы с вами можем передать координаты того или иного объекта.

К

примеру, возьмем объект «гора Долгая».

Рис. 8

Сначала передаются координаты по оси Х, затем передаем координаты по оси Y. В нашем случае, «гора Долгая» находится в квадрате 8007.

*
При передаче координат какого-либо объекта с карты необходимо смотреть на топографический знак, а не на название.


Рис. 9
А
налогично находим координаты объекта «гора Крутая». Квадрат 8020.

Рис. 10

Последний объект «гора Большая» находится в квадрате 7718.

*При передаче координат какого-либо объекта населённого пункта следует ориентироваться на памятники культуры либо на центр данного населённого пункта.

Квадрат для передачи координат всех перечисленных объектов слишком большой. В нашем случае площадь каждого квадрата составляет 1 км² (сторона квадрата равна 1 км). Есть более точная система передачи координат «по улитке».
Р
ис. 11

Каждый квадрат данной сетки делится ещё на девять маленьких квадратов, что вы можете увидеть на экране. Квадраты закручены спиралью по часовой стрелке к центру. Давайте посмотрим на высоту «233,5». Данный объект находится в квадрате 7415 по улитке 9.

На слайде представлена письменная форма передачи координат. Указывается название объекта, затем передаются координаты. Мы с вами рассмотрели три объекта, у последнего определили квадрат по улитке, обратите внимание на разницу в написании координат.

Опять же, у каждого из этих квадратов «по улитке» сторона примерно равна 333 метрам, это большое расстояние, согласитесь. В топографии есть еще более точный способ передачи координат – это «Прямоугольные координаты».

Берётся квадрат, в котором находится объект. От данного объекта опускаются перпендикуляры влево и вниз к сторонам квадрата. Данное расстояние удобнее измерять в миллиметрах.

Давайте посмотрим, чему равно расстояние у объекта «Высота 233,5». По Y расстояние равно 10 мм, по Х расстояние также равно 11 мм. Если переводить в метры данное расстояние, то необходимо обратиться к масштабу карты. В нашем случаем в 1 см находится 500 метров, в 1 мм сколько метров получается? Правильно, 50 метров. Таким образом, расстояние до сторон квадрата получается 500 метров и 550 метров.


Р
ис. 12

Передаются прямоугольные координаты по X и Y по отдельности:

X=74 550

Y=15 500

5-ый учебный вопрос: Измерение расстояний на местности.

Как нам на местности высчитать расстояние. Самый простой способ – это посчитать шаги.

Чему равен средний шаг человека. Ответы у всех в основном правильные. Чтобы более точно высчитать длину своего шага, была придумано формула для его нахождения. Берётся ваш рост в сантиметрах, делится на четыре, и прибавляется число 37 (неизменная константа). В среднем длина шага у человека равна 80 см.

Но опять же, при высчитывании расстояния при помощи шагов топографы столкнулись с проблемой того, что у человека длина правого и левой ноги отличается. Чтобы свести погрешность к минимуму, была придумана система высчитывания шагов парами, то есть пара шагов, пара левой и правой ноги. Средний паршаг равен полутора метрам. При помощи данной системы паршагов очень удобно на местности высчитывать расстояние. Давайте рассмотрим, чему равно расстояние в 66 шагов. Правильно, расстояние = 49,5 м. Если округлим, то расстояние = 50 м.

6-ой учебный вопрос: Поправка направления.

Для более точного ориентирования на местности необходимо учитывать величину магнитного склонения, которое может быть восточным и западным. Эта величина – угол между направлением истинного (географического) меридиана и направлением магнитного меридиана (стрелка компаса) – образуется из-за того, что положение географического и магнитного полюса не совпадает.

Для каждого участка местности эта величина имеет своё значение, но на большей территории европейской и азиатской части России магнитный азимут меньше истинного (географического) азимута на величину, не превышающую 5—7°. Величина магнитного склонения в основном учитывается при подготовке маршрута для движения по азимутам с использованием топографических карт (рис. 13).





Рис. 13

4. ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ


При проведении практического занятия обучающиеся выполняют задания, которые выводятся на экране – азимутальные карточки.


Пример азимутальной карточки.

1. Целеуказание точки

Квадрат

7718

По «улитке»

7718-4

Прямоугольные координаты

X=77 450

Y=18 900

2. Магнитные азимуты

3. Обратные азимуты

1. 140

1. 320

2. 330

2. 150

4. Расстояние до указанных точек

1. 10 мм

1. 500 м

2. 26 мм

2. 1300 м

В каждом из четырех заданий одна из ячеек оставляется пустой для заполнения обучающимися ИЛИ обучающиеся по заданным параметрам находят объект на карте.

4.1. Критерии и показатели оценивания.

Критерии

Показатели

Оценка

Количество правильных ответов

0-20 %

неудовлетворительно

21-45 %

удовлетворительно




46-75 %

хорошо




76-100%

отлично

Текущее оценивание определяется оцениванием действий обучающихся при выполнении упражнений в ходе занятия. За выполнение упражнения выставляется отметка по четырехбальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Итоговая оценка за занятия, выставляемая в конце занятия определяется средним значением оценок за выполненные упражнения.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Для обучения по дисциплине рекомендуется использовать литературу и информационные источники по направлению обучения. К ним относятся научная литература, уставы, пособия, методические рекомендации, официальные интернет-ресурсы:

5.1. Нормативные правовые акты:

  • Методические рекомендации по созданию в субъектах Российской Федерации учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» и центров юнармейской подготовки
    – Домов «ЮНАРМИИ» (письмо Министерства обороны Российской Федерации от 7 февраля 2021 г. № 174/79).

  • Устав автономной некоммерческой организации
    «Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» от 12 марта 2020 г.