Файл: Учебное пособие по русскому языку для студентов национальных групп Официальноделовой стиль русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КАРАГАНДИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА
УТВЕРЖДАЮ Проректор по академическим вопросам и стратегическому развитию, к.э.н., профессор Бугубаева Р.О. ________________________ «____»___________2022 г |
СИЛЛАБУС
БАКАЛАВРИАТ
Русский язык (В1)
Для всех образовательных программ
Семестр: I, II
Кафедра Иностранных и русского языков
Всего 10 кредитов (ЕСТS)
КАРАГАНДА – 2022
Силлабус разработан Гайнутдиновой Г.Ф., магистром, ст. преподавателем кафедры иностранных и русского языков.
Рассмотрен на заседании кафедры иностранных и русского языков
Протокол № 10 от «26» __мая_____ 2021 г.
И.о. зав. кафедрой, к.ф.н., доцент А.А.Корабаева
Сведения о преподавателях:
Гайнутдинова Гульфия Фаисовна – магистр, ст. преподаватель кафедры иностранных и русского языков, научные публикации общим объемом 20 п.л., включая учебное пособие по русскому языку для студентов национальных групп «Официально-деловой стиль русского языка», учебника по дисциплине «Русский язык» для студентов первого курса всех специальностей, учебного пособия по дисциплине «Русский язык». Проводит занятия по дисциплине «Русский язык», «Междисциплинарный курс «Профессионально-ориентированный язык», «Профессиональный русский язык».
Офис: кафедра иностранных и русского языков,
преподавательская аудитория № 271
Полный адрес: Караганда, ул. Академическая, д. 9.
Телефон кафедры: +7 (7212) 44-16-24; 44-16-34 (доп. 150)
Факс: 44-16-22
E-mail: g.gaynutdinova@keu.kz
ZOOM: идентификатор 372-574-9022, пароль 2020
1.Характеристика дисциплины
Изучение дисциплины «Русский язык» в высшем учебном заведении является составной частью базовой подготовки студента любой специальности. Данная дисциплина предполагает более глубокое изучение русского языка с учетом специфики специальности, использование его не в качестве объекта, а в качестве средства овладения базовыми знаниями.
Цель дисциплины «Русский язык» – формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции как способности решать лингвистическими средствами коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы, формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе образования на уровнях базовой стандартности, использование русского языка в профессиональной (производственной и научной) деятельности и для целей самообразования.
Задачи:
- обучение использованию русского языка для выражения своих мыслей в различных ситуациях речевого общения в рамках изученных
профессиональных тем в профессиональной деятельности;
- умение пользоваться словарно-справочной литературой и профессиональной терминологией на русском языке;
- формирование лексико-грамматических навыков письма и речи, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности;
- дальнейшее совершенствование личностных качеств студентов, связанных с формированием навыков самообразования, расширением кругозора, ростом профессиональной компетенции.
Содержание курса носит коммуникативно-ориентированный и профессионально-направленный характер. Большое место отводиться реферированию, аннотированию научных текстов. Рассматривается изучение речевых конструкций научного стиля речи с целью использования их в коммуникативных ситуациях.
Результат обучения:
А:
- демонстрирует знания о функциональных стилях и их жанровом многообразии, внутристилевой дифференциации текста;
- демонстрирует знания лексического и грамматического минимума, предусмотренные программой, формулирует правила построения текста и языкового оформления;
- определяет понятийно-терминологический аппарат по изучаемым темам.
B:
- понимает, как развивается информация текста, объясняет его логическо-композиционную основу;
- воспроизводит прочитанный или прослушанный текст из учебно-профессиональной, социально-культурной сфер, выделяя необходимую информацию и излагая ее в определенной последовательности;
- интерпретирует информацию текста, объясняет в объеме сертификационных требований стилевую и жанровую специфику текстов социально-культурной, общественно-политической, официально-деловой и профессиональной сфер общения.
C:
- применяет информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет для решения учебных задач, работы с научно-технической литературой, самостоятельного поиска научно-технической информации как основы профессиональной деятельности;
- осуществляет правильный выбор и использование языковых и речевых средств для решения тех или иных задач общения и познания на основе знания достаточного объема лексики, системы грамматического знания, прагматических средств выражения интенций, а также демонстрирует и применяет диалоговую технологию, беседу, работу с текстами.
D:
- анализирует различные тексты с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики, а также применяя методы и приемы структурно-семантического и смысло-лингвистического анализа, анализирует языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления их в текстах научного стиля;
- исследует и соотносит информацию двух и более текстов, выделяет новое, определяет важность и полезность информации для дальнейшего использования.
E:
- составляет бытовые, социально-культурные, официально-деловые тексты в соответствии с общепринятыми нормами, функциональной направленностью, используя адекватный поставленной цели лексико-грамматический и прагматический материал определенного сертификационного уровня;
- использует формы речевого этикета в общении, в профессиональной сфере и языковых средств, при составлении деловой документации;
- решает типовые стандартные и профессионально-ориентированные задачи с целью овладения профессионально-коммуникативных умений.
F:
- осуществляет речевой самоконтроль на основе на основе наблюдения за собственной речью для дальнейшего речевого самосовершенствования, оценивает устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- обсуждает и рассуждает на этические, культурные, научно-технические, образовательные и социально-значимые проблемы в дискуссиях, высказывает свою точку зрения, аргументированно отстаивает её, критически оценивает мнение собеседников;
- понимает значение принципов и культуры академической честности.
Методология дисциплины «Русский язык» определяется ее особенностями и целью изучения. Теоретической базой дисциплины являются фундаментальные труды российских ученых, методистов в области стилистики русского языка. В этой связи целесообразно использовать во время аудиторных и самостоятельных занятий студентов под руководством преподавателя различные методы обучения: работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, просмотр, пересказ, составление плана, конспектирование), видео-метод (видеокурсы, мультимедийные учебники), наглядно-звуковой метод (аудиокурсы, схемы, таблицы, картинки), словесный метод (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия, диспут), практический метод (выполнение упражнений, тестов, участие в деловых и ролевых играх, написание писем и пр.), кейс-метод (ситуативные задачи).
По дисциплине имеется МООК «Русский язык», позволяющий через интерактивное участие осваивать основные положения дисциплины: https://cdo.keu.kz/blocks/mook/index.php?lang=ru
2.Программа дисциплины
Таблица 2.1 - Распределение часов по видам занятий
№ | Наименование темы | Часы | |||||||
Прак/ зан. | СРО | СРОП | ПА | ||||||
I cеместр | |||||||||
Модуль 1. Язык. Функциональные стили. | |||||||||
| Язык и его основные функции. Система языка и основные функции языка. Язык как средство общения. Связь языка с историей и культурой народа. Взаимовлияние языков в Казахстане. Русский язык в современном мире. Речь. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. 1. Гласные после шипящих и ц в корне, суффиксах и окончаниях. 2. Правописание предлогов. | 3 | 5 | 1 | | ||||
2 | Функциональные стили русского языка. Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы, разговорно-обиходный. 1.Употребление ъ и ь. 2.Глаголы совершенного и несовершенного вида. 3.Правописание сложных слов. | 3 | 5 | 1 | | ||||
Модуль 2. Разговорный стиль речи. | |||||||||
3 | Разговорный стиль речи. Общая характеристика разговорного стиля речи, основные признаки, сфера использования. Лексические особенности разговорного стиля речи. Нормы разговорной речи. 1.Правописание не с разными частями речи 2.Правописание числительных. 3.Правописание суффиксов прилагательных -ов,-ев,-к-,-ск-. | 3 | 5 | 1 | | ||||
4 | Разговорный стиль речи. Морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля речи. 1.Правописание суффиксов страдательных причастий. 2.Знаки препинания при деепричастных оборотах. 3.Переходные и непереходные глаголы. | 3 | 5 | 1 | | ||||
5 | Разговорный стиль речи. Анализ текста разговорного стиля. Диалог – характерная черта разговорного стиля речи (А.П. Чехов «Дочь Альбиона»). 1. Обращения. 2. Знаки препинания при причастных оборотах. 3. Правописание ь в конце слова после шипящих в существительных и наречиях. | 3 | 5 | 1 | | ||||
Модуль 3. Художественный стиль речи. | |||||||||
6 | Художественный стиль речи. Особенности художественного стиля. 1.Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 2.Обособленные обстоятельства. 3.Простое предложение. Виды простых предложений. | 3 | 5 | 1 | | ||||
7 | Художественный стиль речи. Описание природы в художественной литературе. 1. Сложные предложения. Виды сложных предложений. 2. Однородные и неоднородные определения. 3. Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 3 | 5 | 1 | | ||||
8 | Художественный стиль речи. Анализ текста художественного стиля. Контрольная работа. 1.Выражение пространственных значений. 2. Приставки пре- и при-. 3. Гласные ы, и после приставок. | 3 | 5 | 1 | | ||||
Модуль 4. Официально-деловой стиль речи | |||||||||
9 | Официально-деловой стиль речи. Особенности официально-делового стиля речи. 1.Знаки препинания при обособленных определениях и обособленных приложениях. 2. Окончания существительных в родительном падеже множественного числа. 3.Правописание притяжательных местоимений. | 3 | 1 | 5 | | ||||
10 | Разновидности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Контрольная работа. 1.Суффиксы имен существительных. 2.Соединительные гласные о и е. 3.Правописание гласных на конце наречий. | 3 | 5 | 1 | | ||||
11 | Жанры административно-канцелярского подстиля официально-делового стиля: автобиография, заявление, доверенность, расписка. 1.Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 2.Производные и непроизводные предлоги. 3.Правописание сложных прилагательных (слитное и дефисное написание). | 3 | 5 | 1 | | ||||
12 | Жанры административно-канцелярского подстиля официально-делового стиля: характеристика, протокол, письмо запрос, письмо-ответ. 1.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными. 2.Слитное и раздельное написание союзов. 3.Правописание производных предлогов. | 3 | 5 | 1 | | ||||
Модуль 5. Публицистический стиль речи. | |||||||||
| Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля. Функции и формы публицистического стиля. 1.Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. 2.Правописание -тся, ться в глаголах. 3.Составное глагольное сказуемое. | 3 | 5 | 5 | | ||||
14 | Публицистический стиль речи. Газетные жанры. Особенности газетных текстов. 1.Правописание звонких и глухих согласных. 2.Согласование подлежащего с определением. 3.Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 3 | 5 | 1 | | ||||
15 | Публицистический стиль речи. Извлечение информации из материала прессы. Круглый стол на тему: «Роль прессы в жизни молодежи». Контрольная работа. 1.Правописание падежных окончаний имен прилагательных. 2.Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. 3.Упротребление синонимов и антонимов. | 3 | 5 | 1 | | ||||
| Всего за 1 семестр | 45 | 15 | 75 | 15 | ||||
II семестр | |||||||||
16 | Публицистический стиль речи. Составление телерепортажа по выбору (праздник «Студенческая весна», конкурс «Мисс университета», субботника, будни общежития). 1.Омонимы и многозначные слова. 2.Абстрактные существительные. 3.Слитное и раздельное написание союзов. | 3 | 5 | 1 | | ||||
17 | Публицистический стиль речи. Обзор по материалам прессы. 1.Согласование глагола-сказуемого прошедшего времени с подлежащим. 2.Склонение имен существительных. 3.Обособленные определения. | 3 | 5 | 1 | | ||||
Модуль 6. Научный стиль речи | |||||||||
18 | Научный стиль речи. Отличие научного стиля речи от других функциональных стилей, его характерные черты и условия функционирования. Жанровая специфика научных текстов. 1.Образование действительных причастий настоящего времени. 2.Согласование определений и приложений. 3.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными условия. | 3 | 5 | 1 | | ||||
19 | Основные пласты лексики научной речи. Разграничение терминологических и нетерминологических значений слов. Терминология как основной признак научного стиля (работа с терминологическими словарями, работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов). 1.Определение рода иноязычных слов. 2.Раздельное и дефисное написание частиц. 3.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными. | 3 | 5 | 1 | | ||||
20 | Морфологические особенности научного стиля речи. 1.Краткие страдательные причастия. 2.Образование полных и кратких прилагательных. 3.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными. | 3 | 5 | 1 | | ||||
21 | Синтаксические особенности научного стиля речи (работа над текстом по специальности). Подготовка сообщений по специальности с использованием сложных предложений. 1.Вводные слова и предложения. 2.Подчинительные союзы со значением обусловленности. 3.СПП с придаточными определительными. | 3 | 5 | 1 | | ||||
22 | Подстили научного стиля (сфера употребления, особенности изложения, цель, характер, адресат разных подстилей). Собственно научный, учебно-научный, научно-информативный, учебно-справочный, научно-популярный жанры научного стиля речи. Сопоставительный анализ текстов различных постилей. Характеристика структуры текста учебников по специальности. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный. Контрольная работа. 1.Сложносочиненные предложения. 2.Пунктуация в ССП. 3.СПП с придаточными уступки. | 3 | 5 | 1 | | ||||
Модуль 7. Текст. Коммуникативные задачи текста | |||||||||
23 | Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли. Понятие о тексте. Признаки текста. Композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста. 1. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. 2. СПП с придаточным времени. 3. Выражение подлежащего разными частями речи. | 3 | 5 | 1 | | ||||
24 | Тема текста. Структура и смысл текста. Тема как предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы. 1.Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами. 2.Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами. 3.Правописание слов с прописными буквами. | 3 | 5 | 1 | | ||||
25 | Коммуникативные задачи текста. КЗ как цель авторского общения. Позиция предложения, содержащая КЗ Определение предмета. Введение термина. Квалификация и классификация предметов. Составление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?» 1.Знаки препинания в СПП. 2. Обособленные дополнения. | 3 | 5 | 1 | | ||||
26 | Коммуникативные задачи текста. Качественный и количественный состав, строение предмета. Принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета (работа над текстом по специальности). 1.Составное именное сказуемое. 2.Склонение числительных. 3.СПП с придаточными образа действия, меры и степени. | 3 | 5 | 1 | | ||||
27 | Микротема текста. Микротема как часть общей темы: одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста. 1.Склонение имен существительных. 2.Выражение пространственных отношений. 3.СПП с придаточными места. | 3 | 5 | 1 | | ||||
28 | Данная и новая информация текста. Смысловое деление текста. Развитие мысли от исходной, известной мысли к неизвестной. Роль предложения в тексте. Текстообразующие функции предложения и механизмы действия этих функций. 1.Знаки препинания при сравнительных оборотах. 2.СПП с придаточными условия. | 3 | 5 | 1 | | ||||
29 | Прогрессия текста как увеличение объема и количества информации. Прогрессия текста с однонаправленным и разнонаправленным данным. Предложения, выполняющие фунции прогрессии текста. Предложение, выполняющее функцию обобщения в тексте. 1.Приставки на з/с и приставка с-. 2.Правописание сложных слов с пол-/полу-. 3.СПП с придаточными цели. | 3 | 5 | 1 | | ||||
30 | Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Цепной способ развития информации. Контрольная работа. 1.Правописание звонких и глухих согласных. 2.СПП с придаточными причины. 3.Приложение и их обособление. | 3 | 5 | 1 | | ||||
| Всего за 2 семестр | 45 | 15 | 75 | 15 | ||||
| ВСЕГО | 90 | 30 | 150 | 30 |