Файл: Учебное пособие по русскому языку для студентов национальных групп Официальноделовой стиль русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАРАГАНДИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по академическим вопросам и стратегическому

развитию, к.э.н., профессор Бугубаева Р.О.

________________________

«____»___________2022 г



СИЛЛАБУС



БАКАЛАВРИАТ


Русский язык (В1)

Для всех образовательных программ

Семестр: I, II

Кафедра Иностранных и русского языков
Всего 10 кредитов (ЕСТS)

КАРАГАНДА – 2022

Силлабус разработан Гайнутдиновой Г.Ф., магистром, ст. преподавателем кафедры иностранных и русского языков.

Рассмотрен на заседании кафедры иностранных и русского языков
Протокол № 10 от «26» __мая_____ 2021 г.
И.о. зав. кафедрой, к.ф.н., доцент А.А.Корабаева


Сведения о преподавателях:

Гайнутдинова Гульфия Фаисовна – магистр, ст. преподаватель кафедры иностранных и русского языков, научные публикации общим объемом 20 п.л., включая учебное пособие по русскому языку для студентов национальных групп «Официально-деловой стиль русского языка», учебника по дисциплине «Русский язык» для студентов первого курса всех специальностей, учебного пособия по дисциплине «Русский язык». Проводит занятия по дисциплине «Русский язык», «Междисциплинарный курс «Профессионально-ориентированный язык», «Профессиональный русский язык».


Офис: кафедра иностранных и русского языков,

преподавательская аудитория № 271

Полный адрес: Караганда, ул. Академическая, д. 9.

Телефон кафедры: +7 (7212) 44-16-24; 44-16-34 (доп. 150)

Факс: 44-16-22

E-mail: g.gaynutdinova@keu.kz

ZOOM: идентификатор 372-574-9022, пароль 2020

1.Характеристика дисциплины
Изучение дисциплины «Русский язык» в высшем учебном заведении является составной частью базовой подготовки студента любой специальности. Данная дисциплина предполагает более глубокое изучение русского языка с учетом специфики специальности, использование его не в качестве объекта, а в качестве средства овладения базовыми знаниями.

Цель дисциплины «Русский язык» – формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции как способности решать лингвистическими средствами коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы, формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе образования на уровнях базовой стандартности, использование русского языка в профессиональной (производственной и научной) деятельности и для целей самообразования.

Задачи:

- обучение использованию русского языка для выражения своих мыслей в различных ситуациях речевого общения в рамках изученных

профессиональных тем в профессиональной деятельности;

- умение пользоваться словарно-справочной литературой и профессиональной терминологией на русском языке;

- формирование лексико-грамматических навыков письма и речи, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности;

- дальнейшее совершенствование личностных качеств студентов, связанных с формированием навыков самообразования, расширением кругозора, ростом профессиональной компетенции.

Содержание курса носит коммуникативно-ориентированный и профессионально-направленный характер. Большое место отводиться реферированию, аннотированию научных текстов. Рассматривается изучение речевых конструкций научного стиля речи с целью использования их в коммуникативных ситуациях.

Результат обучения:

А:

- демонстрирует знания о функциональных стилях и их жанровом многообразии, внутристилевой дифференциации текста;

- демонстрирует знания лексического и грамматического минимума, предусмотренные программой, формулирует правила построения текста и языкового оформления;

- определяет понятийно-терминологический аппарат по изучаемым темам.

B:

- понимает, как развивается информация текста, объясняет его логическо-композиционную основу;

- воспроизводит прочитанный или прослушанный текст из учебно-профессиональной, социально-культурной сфер, выделяя необходимую информацию и излагая ее в определенной последовательности;

- интерпретирует информацию текста, объясняет в объеме сертификационных требований стилевую и жанровую специфику текстов социально-культурной, общественно-политической, официально-деловой и профессиональной сфер общения.

C:

- применяет информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет для решения учебных задач, работы с научно-технической литературой, самостоятельного поиска научно-технической информации как основы профессиональной деятельности;

- осуществляет правильный выбор и использование языковых и речевых средств для решения тех или иных задач общения и познания на основе знания достаточного объема лексики, системы грамматического знания, прагматических средств выражения интенций, а также демонстрирует и применяет диалоговую технологию, беседу, работу с текстами.


D:

- анализирует различные тексты с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики, а также применяя методы и приемы структурно-семантического и смысло-лингвистического анализа, анализирует языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления их в текстах научного стиля;

- исследует и соотносит информацию двух и более текстов, выделяет новое, определяет важность и полезность информации для дальнейшего использования.

E:

- составляет бытовые, социально-культурные, официально-деловые тексты в соответствии с общепринятыми нормами, функциональной направленностью, используя адекватный поставленной цели лексико-грамматический и прагматический материал определенного сертификационного уровня;

- использует формы речевого этикета в общении, в профессиональной сфере и языковых средств, при составлении деловой документации;

- решает типовые стандартные и профессионально-ориентированные задачи с целью овладения профессионально-коммуникативных умений.

F:

- осуществляет речевой самоконтроль на основе на основе наблюдения за собственной речью для дальнейшего речевого самосовершенствования, оценивает устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- обсуждает и рассуждает на этические, культурные, научно-технические, образовательные и социально-значимые проблемы в дискуссиях, высказывает свою точку зрения, аргументированно отстаивает её, критически оценивает мнение собеседников;

- понимает значение принципов и культуры академической честности.

Методология дисциплины «Русский язык» определяется ее особенностями и целью изучения. Теоретической базой дисциплины являются фундаментальные труды российских ученых, методистов в области стилистики русского языка. В этой связи целесообразно использовать во время аудиторных и самостоятельных занятий студентов под руководством преподавателя различные методы обучения: работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, просмотр, пересказ, составление плана, конспектирование), видео-метод (видеокурсы, мультимедийные учебники), наглядно-звуковой метод (аудиокурсы, схемы, таблицы, картинки), словесный метод (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия, диспут), практический метод (выполнение упражнений, тестов, участие в деловых и ролевых играх, написание писем и пр.), кейс-метод (ситуативные задачи).


По дисциплине имеется МООК «Русский язык», позволяющий через интерактивное участие осваивать основные положения дисциплины: https://cdo.keu.kz/blocks/mook/index.php?lang=ru
2.Программа дисциплины
Таблица 2.1 - Распределение часов по видам занятий




Наименование темы

Часы

Прак/

зан.

СРО


СРОП

ПА


I cеместр

Модуль 1. Язык. Функциональные стили.




Язык и его основные функции. Система языка и основные функции языка. Язык как средство общения. Связь языка с историей и культурой народа. Взаимовлияние языков в Казахстане. Русский язык в современном мире. Речь. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи.

1. Гласные после шипящих и ц в корне, суффиксах и окончаниях.

2. Правописание предлогов.

3

5

1




2

Функциональные стили русского языка. Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы, разговорно-обиходный.

1.Употребление ъ и ь.

2.Глаголы совершенного и несовершенного вида.

3.Правописание сложных слов.

3

5

1




Модуль 2. Разговорный стиль речи.

3

Разговорный стиль речи.

Общая характеристика разговорного стиля речи, основные признаки, сфера использования. Лексические особенности разговорного стиля речи. Нормы разговорной речи.

1.Правописание не с разными частями речи

2.Правописание числительных.

3.Правописание суффиксов прилагательных -ов,-ев,-к-,-ск-.

3

5

1




4

Разговорный стиль речи. Морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля речи.

1.Правописание суффиксов страдательных причастий.

2.Знаки препинания при деепричастных оборотах.

3.Переходные и непереходные глаголы.

3

5

1




5

Разговорный стиль речи. Анализ текста разговорного стиля. Диалог – характерная черта разговорного стиля речи (А.П. Чехов «Дочь Альбиона»).

1. Обращения.

2. Знаки препинания при причастных оборотах.

3. Правописание ь в конце слова после шипящих в существительных и наречиях.

3

5

1




Модуль 3. Художественный стиль речи.

6

Художественный стиль речи. Особенности художественного стиля.

1.Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2.Обособленные обстоятельства.

3.Простое предложение. Виды простых предложений.

3

5

1




7

Художественный стиль речи. Описание природы в художественной литературе.

1. Сложные предложения. Виды сложных предложений.

2. Однородные и неоднородные определения.

3. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

3

5

1




8

Художественный стиль речи. Анализ текста художественного стиля. Контрольная работа.

1.Выражение пространственных значений.

2. Приставки пре- и при-.

3. Гласные ы, и после приставок.

3

5

1




Модуль 4. Официально-деловой стиль речи

9

Официально-деловой стиль речи.

Особенности официально-делового стиля речи.

1.Знаки препинания при обособленных определениях и обособленных приложениях.

2. Окончания существительных в родительном падеже множественного числа.

3.Правописание притяжательных местоимений.

3

1

5




10

Разновидности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Контрольная работа.

1.Суффиксы имен существительных.

2.Соединительные гласные о и е.

3.Правописание гласных на конце наречий.

3

5

1




11

Жанры административно-канцелярского подстиля официально-делового стиля: автобиография, заявление, доверенность, расписка.

1.Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

2.Производные и непроизводные предлоги.

3.Правописание сложных прилагательных (слитное и дефисное написание).

3

5

1




12

Жанры административно-канцелярского подстиля официально-делового стиля: характеристика, протокол, письмо запрос, письмо-ответ.

1.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными.

2.Слитное и раздельное написание союзов.

3.Правописание производных предлогов.

3

5

1




Модуль 5. Публицистический стиль речи.




Публицистический стиль речи.

Особенности публицистического стиля. Функции и формы публицистического стиля.

1.Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

2.Правописание -тся, ться в глаголах.

3.Составное глагольное сказуемое.

3

5

5




14

Публицистический стиль речи.

Газетные жанры. Особенности газетных текстов.

1.Правописание звонких и глухих согласных.

2.Согласование подлежащего с определением.

3.Правописание чередующихся гласных в корне слова.

3

5

1




15

Публицистический стиль речи.

Извлечение информации из материала прессы. Круглый стол на тему: «Роль прессы в жизни молодежи». Контрольная работа.

1.Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

2.Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них.

3.Упротребление синонимов и антонимов.

3

5

1







Всего за 1 семестр

45

15

75

15

II семестр

16

Публицистический стиль речи. Составление телерепортажа по выбору (праздник «Студенческая весна», конкурс «Мисс университета», субботника, будни общежития).

1.Омонимы и многозначные слова.

2.Абстрактные существительные.

3.Слитное и раздельное написание союзов.

3

5

1




17

Публицистический стиль речи. Обзор по материалам прессы.

1.Согласование глагола-сказуемого прошедшего времени с подлежащим.

2.Склонение имен существительных.

3.Обособленные определения.

3

5

1




Модуль 6. Научный стиль речи

18

Научный стиль речи.

Отличие научного стиля речи от других функциональных стилей, его характерные черты и условия функционирования. Жанровая специфика научных текстов.

1.Образование действительных причастий настоящего времени.

2.Согласование определений и приложений.

3.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными условия.

3

5

1




19

Основные пласты лексики научной речи. Разграничение терминологических и нетерминологических значений слов. Терминология как основной признак научного стиля (работа с терминологическими словарями, работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов).

1.Определение рода иноязычных слов.

2.Раздельное и дефисное написание частиц.

3.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

3

5

1




20

Морфологические особенности научного стиля речи.

1.Краткие страдательные причастия.

2.Образование полных и кратких прилагательных.

3.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными.

3

5

1




21

Синтаксические особенности научного стиля речи (работа над текстом по специальности). Подготовка сообщений по специальности с использованием сложных предложений.

1.Вводные слова и предложения.

2.Подчинительные союзы со значением обусловленности.

3.СПП с придаточными определительными.

3

5

1




22

Подстили научного стиля (сфера употребления, особенности изложения, цель, характер, адресат разных подстилей). Собственно научный, учебно-научный, научно-информативный, учебно-справочный, научно-популярный жанры научного стиля речи. Сопоставительный анализ текстов различных постилей. Характеристика структуры текста учебников по специальности. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный. Контрольная работа.

1.Сложносочиненные предложения.

2.Пунктуация в ССП.

3.СПП с придаточными уступки.

3

5

1




Модуль 7. Текст. Коммуникативные задачи текста

23

Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли. Понятие о тексте. Признаки текста. Композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста.

1. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

2. СПП с придаточным времени.

3. Выражение подлежащего разными частями речи.

3

5

1




24

Тема текста. Структура и смысл текста. Тема как предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы.

1.Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами.

2.Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.

3.Правописание слов с прописными буквами.

3

5

1




25

Коммуникативные задачи текста.

КЗ как цель авторского общения. Позиция предложения, содержащая КЗ Определение предмета. Введение термина. Квалификация и классификация предметов.

Составление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?»

1.Знаки препинания в СПП.

2. Обособленные дополнения.

3

5

1




26

Коммуникативные задачи текста.

Качественный и количественный состав, строение предмета. Принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета (работа над текстом по специальности).

1.Составное именное сказуемое.

2.Склонение числительных.

3.СПП с придаточными образа действия, меры и степени.

3

5

1




27

Микротема текста.

Микротема как часть общей темы: одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста.

1.Склонение имен существительных.

2.Выражение пространственных отношений.

3.СПП с придаточными места.

3

5

1




28

Данная и новая информация текста. Смысловое деление текста. Развитие мысли от исходной, известной мысли к неизвестной. Роль предложения в тексте. Текстообразующие функции предложения и механизмы действия этих функций.

1.Знаки препинания при сравнительных оборотах.

2.СПП с придаточными условия.

3

5

1




29

Прогрессия текста как увеличение объема и количества информации. Прогрессия текста с однонаправленным и разнонаправленным данным. Предложения, выполняющие фунции прогрессии текста. Предложение, выполняющее функцию обобщения в тексте.

1.Приставки на з/с и приставка с-.

2.Правописание сложных слов с пол-/полу-.

3.СПП с придаточными цели.

3

5

1




30

Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Цепной способ развития информации.

Контрольная работа.

1.Правописание звонких и глухих согласных.

2.СПП с придаточными причины.

3.Приложение и их обособление.

3

5

1







Всего за 2 семестр

45

15

75

15




ВСЕГО

90

30

150

30