Файл: Учебное пособие по русскому языку для студентов национальных групп Официальноделовой стиль русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2.2 Распределение часов по видам занятий (очная форма с применением ДОТ)
№ | Наименование темы | Часы | |||||||
Практ.занятия | СРО | ПА | |||||||
онлайн | офлайн | ||||||||
Модуль 1. Язык. Функциональные стили. | |||||||||
| Язык и его основные функции. Система языка и основные функции языка. Язык как средство общения. Связь языка с историей и культурой народа. Взаимовлияние языков в Казахстане. Русский язык в современном мире. Речь. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. 2. Гласные после шипящих и ц в корне, суффиксах и окончаниях. 3. Правописание предлогов. | 1 | 2 | 6 | | ||||
2 | Функциональные стили русского языка. Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы, разговорно-обиходный. 1.Употребление ъ и ь. 2.Глаголы совершенного и несовершенного вида. 3.Правописание сложных слов. | 1 | 2 | 6 | | ||||
Модуль 2. Разговорный стиль речи. | |||||||||
3 | Разговорный стиль речи. Общая характеристика разговорного стиля речи, основные признаки, сфера использования. Лексические особенности разговорного стиля речи. Нормы разговорной речи. 1.Правописание не с разными частями речи 2.Правописание числительных. 3.Правописание суффиксов прилагательных -ов,-ев,-к-,-ск-. | 1 | 2 | 6 | | ||||
4 | Разговорный стиль речи. Морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля речи. 1.Правописание суффиксов страдательных причастий. 2.Знаки препинания при деепричастных оборотах. 3.Переходные и непереходные глаголы. | 1 | 2 | 6 | | ||||
5 | Разговорный стиль речи. Анализ текста разговорного стиля. Диалог – характерная черта разговорного стиля речи (А.П. Чехов «Дочь Альбиона»). 1.Обращения. 2. Знаки препинания при причастных оборотах. 3. Правописание ь в конце слова после шипящих в существительных и наречиях. | 1 | 2 | 6 | | ||||
Модуль 3. Художественный стиль речи. | |||||||||
6 | Художественный стиль речи. Особенности художественного стиля. 1.Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 2.Обособленные обстоятельства. 3.Простое предложение. Виды простых предложений. | 1 | 2 | 6 | | ||||
7 | Художественный стиль речи. Описание природы в художественной литературе. 1. Сложные предложения. Виды сложных предложений. 2. Однородные и неоднородные определения. 3. Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | 2 | 6 | | ||||
8 | Художественный стиль речи. Анализ текста художественного стиля. Контрольная работа. 1.Выражение пространственных значений. 2. Приставки пре- и при-. 3. Гласные ы, и после приставок. | 1 | 2 | 6 | | ||||
Модуль 4. Официально-деловой стиль речи | |||||||||
9 | Официально-деловой стиль речи. Особенности официально-делового стиля речи. 1.Знаки препинания при обособленных определениях и обособленных приложениях. 2. Окончания существительных в родительном падеже множественного числа. 3.Правописание притяжательных местоимений. | 3 | 1 | 5 | | ||||
10 | Разновидности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Контрольная работа. 1.Суффиксы имен существительных. 2.Соединительные гласные о и е. 3.Правописание гласных на конце наречий. | 1 | 2 | 6 | | ||||
11 | Жанры административно-канцелярского подстиля официально-делового стиля: автобиография, заявление, доверенность, расписка. 1.Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 2.Производные и непроизводные предлоги. 3.Правописание сложных прилагательных (слитное и дефисное написание). | 1 | 2 | 6 | | ||||
12 | Жанры административно-канцелярского подстиля официально-делового стиля: характеристика, протокол, письмо запрос, письмо-ответ. 1.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными. 2.Слитное и раздельное написание союзов. 3.Правописание производных предлогов. | 1 | 2 | 6 | | ||||
Модуль 5. Публицистический стиль речи. | |||||||||
| Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля. Функции и формы публицистического стиля. 1.Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. 2.Правописание -тся, ться в глаголах. 3.Составное глагольное сказуемое. | 1 | 2 | 6 | | ||||
14 | Публицистический стиль речи. Газетные жанры. Особенности газетных текстов. 1.Правописание звонких и глухих согласных. 2.Согласование подлежащего с определением. 3.Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | 2 | 6 | | ||||
15 | Публицистический стиль речи. Извлечение информации из материала прессы. Круглый стол на тему: «Роль прессы в жизни молодежи». 1.Правописание падежных окончаний имен прилагательных. 2.Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. 3.Упротребление синонимов и антонимов. | 1 | 2 | 6 | | ||||
16 | Публицистический стиль речи. Составление телерепортажа по выбору (праздник «Студенческая весна», конкурс «Мисс университета», субботника, будни общежития). 1.Омонимы и многозначные слова. 2.Абстрактные существительные. 3.Слитное и раздельное написание союзов. | 1 | 2 | 6 | | ||||
17 | Публицистический стиль речи. Обзор по материалам прессы. 1.Согласование глагола-сказуемого прошедшего времени с подлежащим. 2.Склонение имен существительных. 3.Обособленные определения. | 1 | 2 | 6 | | ||||
Модуль 6. Научный стиль речи | |||||||||
18 | Научный стиль речи. Отличие научного стиля речи от других функциональных стилей, его характерные черты и условия функционирования. Жанровая специфика научных текстов. 1.Образование действительных причастий настоящего времени. 2.Согласование определений и приложений. 3.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными условия. | 1 | 2 | 6 | | ||||
19 | Основные пласты лексики научной речи. Разграничение терминологических и нетерминологических значений слов. Терминология как основной признак научного стиля (работа с терминологическими словарями, работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов). 1.Определение рода иноязычных слов. 2.Раздельное и дефисное написание частиц. 3.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными. | 1 | 2 | 6 | | ||||
20 | Морфологические особенности научного стиля речи. 1.Краткие страдательные причастия. 2.Образование полных и кратких прилагательных. 3.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными. | 1 | 2 | 6 | | ||||
21 | Синтаксические особенности научного стиля речи (работа над текстом по специальности). Подготовка сообщений по специальности с использованием сложных предложений. 1.Вводные слова и предложения. 2.Подчинительные союзы со значением обусловленности. 3.СПП с придаточными определительными. | 1 | 2 | 6 | | ||||
22 | Подстили научного стиля (сфера употребления, особенности изложения, цель, характер, адресат разных подстилей). Собственно научный, учебно-научный, научно-информативный, учебно-справочный, научно-популярный жанры научного стиля речи. Сопоставительный анализ текстов различных постилей. Характеристика структуры текста учебников по специальности. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный. Контрольная работа. 1.Сложносочиненные предложения. 2.Пунктуация в ССП. 3.СПП с придаточными уступки. | 1 | 2 | 6 | | ||||
Модуль 7. Текст. Коммуникативные задачи текста | |||||||||
23 | Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли. Понятие о тексте. Признаки текста. Композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста. 1. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. 2. СПП с придаточным времени. 3. Выражение подлежащего разными частями речи. | 1 | 2 | 6 | | ||||
24 | Тема текста. Структура и смысл текста. Тема как предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы. 1.Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами. 2.Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами. 3.Правописание слов с прописными буквами. | 1 | 2 | 6 | | ||||
25 | Коммуникативные задачи текста. КЗ как цель авторского общения. Позиция предложения, содержащая КЗ Определение предмета. Введение термина. Квалификация и классификация предметов. Составление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?» 1.Знаки препинания в СПП. 2. Обособленные дополнения. | 1 | 2 | 6 | | ||||
26 | Коммуникативные задачи текста. Качественный и количественный состав, строение предмета. Принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета (работа над текстом по специальности). 1.Составное именное сказуемое. 2.Склонение числительных. 3.СПП с придаточными образа действия, меры и степени. | 1 | 2 | 6 | | ||||
27 | Микротема текста. Микротема как часть общей темы: одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста. 1.Склонение имен существительных. 2.Выражение пространственных отношений. 3.СПП с придаточными места. | 1 | 2 | 6 | | ||||
28 | Данная и новая информация текста. Смысловое деление текста. Развитие мысли от исходной, известной мысли к неизвестной. Роль предложения в тексте. Текстообразующие функции предложения и механизмы действия этих функций. 1.Знаки препинания при сравнительных оборотах. 2.СПП с придаточными условия. | 1 | 2 | 6 | | ||||
29 | Прогрессия текста как увеличение объема и количества информации. Прогрессия текста с однонаправленным и разнонаправленным данным. Предложения, выполняющие фунции прогрессии текста. Предложение, выполняющее функцию обобщения в тексте. 1.Приставки на з/с и приставка с-. 2.Правописание сложных слов с пол-/полу-. 3.СПП с придаточными цели. | 1 | 2 | 6 | | ||||
30 | Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Цепной способ развития информации. Контрольная работа. 1.Правописание звонких и глухих согласных. 2.СПП с придаточными причины. 3.Приложение и их обособление. | 1 | 2 | 6 | | ||||
| ВСЕГО | 30 | 60 | 180 | 30 |
3. Политика и процедуры оценки знаний, умений, навыков студентов
Таблица 3.1 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Вид контроля | Номер темы | Перечень заданий (форма контроля) | Срок сдачи |
Текущий контроль | Тема 1 | 1. Подготовить сообщение «Закона о языках РК». 2. Написать эссе на тему «Значение русского языка в современном мире». | 1-ая неделя |
| Тема 2 | 1.Подготовить сообщение об одном функциональном стиле речи русского языка. 2.Чтение текстов разных стилей. 3.Определение особенностей стилей речи одного текста на выбор. | 2-ая неделя |
| Тема 3 | 1.Анализ примеров использования просторечной, жаргонной и сленговой лексики в разговорной речи. 2.Чтение любого рассказа В. Шукшина. 3.Выявление особенностей разговорного стиля. | 3-ая неделя |
| Тема 4 | 1.Чтение текста рассказа А. Чехова (на выбор). 2.Выявление в тексте рассказа лексических, морфологических и синтаксических особенностей разговорного стиля. 3.Составление собственного диалога (по телефону, с друзьями и др.) разговорного стиля. | 4-ая неделя |
| Тема 5 | 1.Чтение текста рассказа А.Чехова (любой на выбор) 2.Выявление в тексте рассказа лексических, морфологических и синтаксических особенностей разговорного стиля. 3.Составить диалог на повседневную тему с использованием лексических особенностей разговорного стиля | 5-ая неделя |
| Тема 6 | 1.Чтение текста из художественного произведения (любой на выбор). 2.Анализ текста из произведений художественного стиля (на выбор), выявление особенностей художественного стиля. | 6-ая неделя |
| Тема 7 | 1.Чтение произведений из художественной литературы с описанием природы. 2.Анализ произведений из художественной литературы с описанием природы (на выбор). 3.Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей художественного стиля. | 7-ая неделя |
| Тема 8 | 1.Чтение текста художественного стиля (на выбор). 2.Анализ текста художественного стиля (на выбор), выделение в тексте особенностей художественного стиля. 3.Определить, какими художественными средствами автор добивается образности в предложениях. 4.Подготовить презентацию на тему «Художественный стиль речи». | 8-ая неделя |
Рубежный контроль Р1 | Темы 1- 8 | Коллоквиум | 8-ая неделя |
| Тема 9 | 1.Подготовить сообщение о современном состоянии официально-делового стиля. 2.Ознакомление с образцами текстов официально-делового стиля (на выбор). 3.Изучение дипломатических документов и законов РК. 4.Выявление особенностей ОДС в дипломатических и законодательных документах РК. | 9-ая неделя |
| Тема 10 | 1. Подготовка собственного текста официально-делового стиля (официальное письмо, приглашение) и т.д. 2. Выявление в тексте особенностей ОДС. 3. Подготовка сообщения об одном подстиле ОДС. | 10-ая неделя |
| Тема 11 | 1. Подготовка собственного текста официально-делового стиля (официальное письмо, приглашение) и т.д. 2. Выявление в тексте особенностей ОДС. 3. Подготовка сообщения об одном подстиле ОДС | 11-ая неделя |
| Тема 12 | 1. Подготовка собственного текста официально-делового стиля (характеристика на одногруппника). 2. Подготовка протокола. 3.Подготовка резюме. 4. Подготовка автобиографии. 5. Выявление в тексте особенностей ОДС. | 12-ая неделя |
| Тема 13 | 1. Подготовка сообщения «Публицистический стиль. Характерные особенности публицистического стиля» 2. Подготовка сообщения «Функции и формы публицистический стиля». 3. Анализ одного текста публицистического стиля на выбор. | 13-ая неделя |
| Тема 14 | 1.Выбрать образцы газетных текстов (на выбор). 2.В текстах найдите изобразительные средства языка. 3.Дать краткий анализ текста из газеты с выделением лексических, морфологических и синтаксических особенностей публицистического стиля | 14-ая неделя |
| Тема 15 | 1.Выбрать образцы газетных текстов (на выбор). 2.В текстах найдите изобразительные средства языка. 3.Дать краткий анализ текста из газеты с выделением лексических, морфологических и синтаксических особенностей публицистического стиля | 15-ая неделя |
Рубежный контроль Р2 | Темы 9- 15 | Коллоквиум | 15-ая неделя |
Итоговый контроль | Темы 1 – 15 | Экзамен | По расписанию |
II семестр
Вид контроля | Номер темы | Перечень заданий (форма контроля) | Срок сдачи |
Текущий контроль | Тема 16 | Публицистический стиль речи. Газетные жанры. 1.Правописание звонких и глухих согласных. 2.Согласование подлежащего с определением. 3.Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1-ая неделя |
| Тема 17 | Публицистический стиль речи. Извлечение информации из материала прессы. Круглый стол на тему: «Роль прессы в жизни молодежи». 1.Правописание падежных окончаний имен прилагательных. 2.Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. 3.Упротребление синонимов и антонимов. | 2-ая неделя |
| Тема 18 | Публицистический стиль речи. Составление телерепортажа по выбору (праздник «Студенческая весна», конкурс «Мисс университета», субботника, будни общежития). 1. Омонимы и многозначные слова. 2.Абстрактные существительные. 3.Слитное и раздельное написание союзов | 3-ая неделя |
| Тема 19 | Публицистический стиль речи. Обзор по материалам прессы. Контрольная работа. 1.Согласование глагола-сказуемого прошедшего времени с подлежащим. 2.Склонение имен существительных. | 4-ая неделя |
| Тема 20 | Научный стиль речи. Отличие научного стиля речи от других функциональных стилей, его характерные черты и условия функционирования. Жанровая специфика научных текстов. 1.Образование действительных причастий настоящего времени. 2. Согласование определений и приложений. | 5-ая неделя |
| Тема 21 | Основные пласты лексики научной речи, разграничение терминологических и нетерминологических значений слов. Терминология как основной признак научного стиля (работа с терминологическими словарями, работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов). 1.Определение рода иноязычных слов. 2.Раздельное и дефисное написание частиц.. | 6-ая неделя |
| Тема 22 | Морфологические особенности научного стиля речи. 1.Краткие страдательные причастия. 2.Образование полных и кратких прилагательных. | 7-ая неделя |
| Тема 23 | Синтаксические особенности научного стиля речи (работа над текстом по специальности). Подготовка сообщений по специальности с использованием сложных предложений. Контрольная работа. 1. Вводные слова и предложения. 2.Подчинительные союзы со значением обусловленности. | 8-ая неделя |
Рубежный контроль Р1 | Темы 16-23 | Коллоквиум | 8-ая неделя |
| Тема 24 | Виды и формы речевой деятельности в научной сфере. Составление собственных монологов-рассуждений на основе прочитанного с использованием синтаксических особенностей научной речи. 1. Составное именное сказуемое. 2. Склонение числительных. | 9-ая неделя |
| Тема 25 | Структурно-смысловое членение текста. Признаки научного текста. Тема текста. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы. Микротема текста (работа над текстами по специальности). 1.Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами. 2.Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами. | 10-ая неделя |
| Тема 26 | Данная и новая информация текста. Текстообразующие функции предложения и механизмы действия этих функций. Прогрессия текста (однонаправленные и разнонаправленные данные). Предложение, выполняющее функцию обобщения в тексте. 1.Знаки препинания при сравнительных оборотах. 2.СПП с придаточным условия. | 11-ая неделя |
| Тема 27 | Коммуникативная задача текста (КЗ) как цель авторского общения. Позиция предложения, содержащая КЗ Определение предмета. Введение термина. Квалификация и классификация предметов. Составление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?» | 12-ая неделя |
| Тема 28 | Способы развития информации в тексте. Параллельный и цепной способы развития информации. Контрольная работа. | 13-ая неделя |
| Тема 29 | Качественный и количественный состав, строение предмета. Принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета (работа над текстом по специальности). | 14-ая неделя |
| Тема 30 | Подстили научного стиля (сфера употребления, особенности изложения, цель, характер, адресат разных подстилей). Сопоставительный анализ текстов различных постилей. Характеристика структуры текста учебников по специальности. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный. Контрольная работа. | 15-ая неделя |
Рубежный контроль Р2 | Темы 24-30 | Коллоквиум | 15-ая неделя |
Итоговый контроль | Темы 16-30 | Экзамен | По расписанию |
3.2 Основные формы контроля по дисциплине
Тип контроля | Форма контроля | Основные критерии оценивания ** |
Текущий | Работа с текстами по специальности | Чтение и понимание текстов по специальности, умение определения темы и основной мысли, выделение ключевых слов. Составление плана, написание конспекта и пересказ Цитирование, тезирование и аннотирование текстов. (объем текста не менее 250 знаков) |
Грамматические упражнения | Знание и правильное применение правил по грамматике русского языка | |
Терминологический диктант | Правописание терминов, знание их значений (объем не менее 10 терминов по одной теме) | |
Разбор и решение кейса | Логика изложения материала, свободное владение профессиональной терминологией; обосновать собственных суждений; четкость, полнота, правильность ответа на теоретические вопросы; организация связи теории с практикой. | |
Глоссарий | Объем – не менее 15 терминов по одной теме | |
Контрольная работа | Например: письменная работа 45 минут | |
Эссе | Знание и понимание теоретического материала, анализ и оценка информации, построение суждений, объем 3-4 тыс. слов; уникальность (не менее 95%) | |
Реферат | Уникальность текста (не менее 80%), обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдение требований к оформлению; объем – 8-10 стр. | |
Доклад | Содержательность, использование демонстрационного материала, качество ответов на вопросы, владение научным и специальным аппаратом, четкость выводов; уникальность (не менее 80%), 4-6 стр. | |
Мультимедийная презентация | Структурность, использование всех возможностей ПК, дизайн, аудио и видеофайлы. анимация, гиперссылки, умение представить аудитории результаты своей работы в устной форме; не более 6 слайдов по теме. | |
Проект | Инновационность, уникальность (не менее 95%), актуальность, качество описания, представление проекта, опыт внедрения | |
Рубежный | Тестирование | Лексико-грамматические тесты |
Итоговый | Экзамен | Устный |