Файл: 1 История государства и права как наука и дисциплина, ее предмет и задачи. Хронологические рамки и проблемы периодизации.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
1 История государства и права как наука и дисциплина, ее предмет и задачи. Хронологические рамки и проблемы периодизации.
1. История государства и права в качестве научной дисциплины изучает: эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие правовой системы в целом и отдельных отраслей права.
В истории права главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Формы их могут быть разнообразными: манифесты, указы, грамоты, постановления и др. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уголовного, гражданского, семейного, наследственного и т.д.) и анализируется содержание и структура наиболее значимых юридических норм.
В курсе истории государства и права России исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления и т. д.) и правовых институтов. Кроме того, история отечественного государства и права изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших территорию России. Юридический быт складывается из различного рода обычаев (ритуалов, обрядов), действий, правил и органов, с помощью которых осуществляется правовая деятельность.
Предметом истории отечественного государства и права являются закономерности возникновения, функционирования и развития отечественного государства и права.
Задачи курса истории государства и права России
- выявить причины возникновения государства и права на территории нашей страны;
- выявить основные этапы в развитии отечественного государства и права;
- исследовать динамику развития государства как единой политической системы общества, трансформацию государственных институтов;
- исследовать источники отечественного права в различные периоды его развития, проанализировать становление и изменение основных институтов права.
2. Любая наука имеет свой метод, который указывает на то, каким образом она изучает свой предмет.
Метод представляет собой прием или способ изучения объективной реальности, получения о ней достоверных знаний. Как правило, проведение научного исследования требует применения целого ряда методов для получения более объективного результата. Совокупность методов научного познания, используемых в исследовании, называется методологией исследования.
Методология истории государства и права России состоит из следующих частей:
- общие принципы познания;
- философские методы познания;
- общенаучные методы познания;
- специальные (частнонаучные ) методы познания.
К числу общих принципов познания относится :
- объективность;
- познаваемость;
- детерминизм;
- историзм;
- плюрализм.
4. Источником в исторической науке называют совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человечества. Объектом считается то, на что направлено внимание исследователя. Это может быть древняя рукопись, официальный документ, народные сказания, археологические памятники и многое другое.
2) 4 До государственные политические образования восточных славян.
Славянские народы принадлежали древнеиндоевропейскому единству. На этапе расселения этого конгломерата народов (3 тыс. до н. э.) самостоятельных славянских общностей еще не было. Расселение славян прекратилось к 5 веку, когда выделились 3 ветви славян (5-7) века. В конце 5 века происходит два взаимосвязанных события: 1) Великое расселение славян на юг за Дунай; 2) Основание Киева на Днепре.Имена народов рус или рос появились в сер. 6 века. Сегодня распространение получила следующая точка зрения: русь - родовая знать славянских племен и дружинников. Русь – социальные группы, возникшие в процессе разложения первобытнообщинного строя у восточных славян.В VIII в. источники говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куябии, Славии, Артании. Первое располагалось в районе Киевской земли, второе — в районе озера Ильмень, местоположение третьего спорно. Некоторые отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшуюся на Таманском полуострове, другие же исследователи помещают ее на Волге.
Территория. В процессе расселения в 6-7 веках произошел переход от кровнородственной общины к соседско-территориальной(вервь) и малой семье.Каждое славянское племя имело свою территорию, власть народного собрания(вече), своего князя, систему права. Каждое племя представляло собой независимое политическое общество – прообраз государств-княжеств. Были и союзы племенных княжеств.Область, занимаемая племенем, называлась землей, которая делилась на волости. Во главе городов были резиденции князей.
Народонаселение. В славянскую языческую эпоху существовало неравенство общественных групп. В состав народонаселения входили:
1. Жрецы, вещуны, волхвы, знахари и кудесники
2. Князья, бояре, старейшины, лучшие мужи, дружинники
3. Люд-все свободное население городов
4. Рабы-челядь, (собственники рабов – огнещане)
Форма общественных отношений, существовавших у восточных славян в 7-8 вв. – военная демократия.
Признаки военной демократии:1) Участие всех членов племенного союза в решении важнейших общественных проблем; 2) Особая роль народного собрания как высшего органа власти; 3) Всеобщее вооружение населения, создание народного ополчения.
Главные проблемы решались народным собранием – вече, которое соединяло законодательную, исполнительную и судебную власть. Рядом с судебной властью вече стояла власть племенного князя, начальника волости, судебное собрание общины. Особым уважением в судах пользовалось мнение старцев. Важнейшие доказательства: клятва и судебный поединок. Обвинение и защита перед судом, сбор доказательств и исполнение судебных решений составляли право и обязанности тяжущихся сторон.
Преступник – шкодник. Потерпевший имел право простить преступника.
Термины закон, суд, грех, судья, вина, кара, казнь доказывают, что еще до принятия христианства на нашей территории имелась система уголовного права.
Допускалось многоженство. Жены, приобретенные по договору, пользовались большей свободой в имущественных правах в доле своего мужа. А приобретенные посредством воровства, купли-продажи находились под властью супруга. После смерти хозяина, если не было взрослых сыновей, все его права переходили к вдове до возмужания детей. Взрослые сыновья после смерти отца имели право разделить наследство между собой или пользоваться сообща, оставаясь жить в родительском доме. При разделении имущества определялись равные паи, распределявшиеся по жребию. Если сын оставался жить в родительском доме, то определялся старший и образовывалась семейная община. Сестры получали приданое.
3) 5 Возникновение Древнерусского государства: теории происхождения государства. Политика киевских князей.
Древнерусское государство возникло в IX в. на территории восточных славян вокруг следующих политических центров: Куявии (на территории Киева), Славии (на тер-и Новгорода), Артании (на тер-и Рязани).
После объединения восточнославянских племен центром Древнерусского государства стал г. Киев, в котором правили Кий, Дир и Аскольд.
Факторы, способствующие образованию Древнерусского государства:
1) развитие ремесел, техники обработки земель, торговых отношений;
2) укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славянских племен;
3) внешняя торговля;
4) сложные политические отношения с Византией;
Государственность русов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства.
Образ жизни славян оседлый. Быт — соседская община. Главное занятие — земледелие.
Признаки образования Киевской Руси как государства:
1) переход от родовой общины к территориальной и соседской;
2) наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;
3) введение налогов на поддержание государственного механизма.
Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют изгнание норманнов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате, Волнения по поводу постоянных внешних вторжении продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских Рюрик. После смерти Рюрика стал править Вещий Олег .Он в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» — образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множесттво территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседних земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья — великими киевскими.
Окончательно оформилось Русское государство — Киевская Русь.
Теории возникновения государства у восточных славян
1. Славянская (антинорманская)- отрицает роль варягов в образовании древнерусского государства и признание их на княжение (Ломоносов, Рыбаков)
2. Центристская – древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов. (Юрганов, КАцва, большинство современных источников)
3. Норманнская – древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Байер, Шлецер, Миллер, Карамзин, соловьев)
Концепции происхождения государства: классовая и договорная
4) 6 Государственное устройство и военная организация Древнерусского государства.
Киевская Русь не была централизованным государством. Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.
По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.
Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать:
* экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть;
* большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов;
* наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре;
* наличие системы кормления на местах.
Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь.Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, и великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой.
Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели.