Файл: Наименование типа и формы мировоззрения Результаты самоанализаПримеры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2
Наименование типа и формы мировоззрения | Результаты самоанализа/Примеры | Возможности и трудности для личностного развития |
Обыденное | Обыденное мировоззрение — это простейший вид мировоззрения. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. Например, политические взгляды на специальную операцию на Украине; так же я помогаю детским домам, что считаю необходимым. | Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. |
Религиозное | Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Например, вера в Бога. | Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. |
Научное | Научное мировоззрение - это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом. Например, изобретение атомной бомбы. | В основе научного мировоззрения лежит метод - средство, которым знание подвергается проверке. |
Задание 3.
Этапы формирования мировоззрения | Факторы, влияющие на формирование мировоззрения |
Мироощущение | Каждый человек воспитывается по – разному и у каждого свои устои, взгляды на одну и ту же проблему. |
Мировосприятие | СМИ, интернет, телевидение |
Миропонимание | Так как социум развивается, то появляются новые традиции, знания, умения и навыки, а прошлое остается в прошлом, таким образом, каждое последующее поколение ошибочно представляет себе картину мира. |
Этапы формирования мировоззрения | Факторы, влияющие на формирование мировоззрения |
Мироощущение | Каждый человек воспитывается по – разному и у каждого свои устои, взгляды на одну и ту же проблему. |
Мировосприятие | СМИ, интернет, телевидение |
Миропонимание | Так как социум развивается, то появляются новые традиции, знания, умения и навыки, а прошлое остается в прошлом, таким образом, каждое последующее поколение ошибочно представляет себе картину мира. |
Задание 4.
Философское направление: Материализм __________________________________________________________ | |
Тезисы/Основные идеи | Критический анализ |
Материализм в философии утверждает, что материя — это все, и кроме нее нет ничего. Она способна существовать в разных формах и постоянно пребывает в движении, которое выступает ее неотъемлемым свойством. | Различные виды материи постоянно взаимодействуют между собой, порождая изменения объектов. |
По мнению материалистов, сознание — это тоже материя, сформировавшаяся как новое состояние количественного процесса и способное более совершенно отражать окружающую действительность. | Мысль также имеет материальный характер, так как она рождается под влиянием нейронов. |
Мыслители абсолютизируют познавательные возможности человечества и трактуют идеальное, как форму отражения объективного и реального. | Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным. |
Материализм (лат. materialis - вещественный) — это философское направление, представители которого признавали материю первичным началом относительно всего идеального и духовного в сфере бытия.
Термин введен в оборот немецким философом, математиком, логиком Г.Лейбницем.
Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя.
Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей.
Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум.
Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.
Выделяют три главных разновидности материализма:
-
К стихийному (или наивному) материализму относят учения античных мыслителей, живших в Древней Греции и Риме. Для науки того времени было характерно отсутствие разделения на отдельные сферы, она носила цельный философский характер с подчинением философии всех остальных научных дисциплин. -
В годы развития метафизического (или механического) материализма, т.е. в 16-18 веках, происходила стремительная дифференциация научных отраслей с выделением отдельных дисциплин и выходом их из-под опеки философии. Одновременно происходил и разрыв между диалектикой и материализмом, а потому в материалистическом учении остались лишь некоторые элементы диалектики. -
Для диалектического материализма характерно соединение материализма с диалектикой, а также проникновение в научную сферу идей о всеобщей связи и развитии природы. В то же время прекращается активная дальнейшая дифференциация научных дисциплин, которую сменяет интеграция различных областей науки между собой, идущая уже совместно с их дифференциацией.
Задание 5
Тема: самообразование
№ | Этап |
1 | Диагностический (анализ затруднений, постановка проблемы, изучение литературы по проблеме) |
2 | Прогностический (определение цели и задачи работы над темой, разработка системы мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов) |
3 | Практический (внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы, формирование методического комплекса, мониторинга, текущих, промежуточных результатов, корректировка работы) |
4 | Обобщающий (подведение итогов, оформление результатов работы по теме самообразования, представление материалов) |
5 | Внедренческий (использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы, распространение) |
Задание 6.
Запишите приоритетные темы и проблемы современных научных исследований о мире и человеке.
Как вы считаете, почему именно эти темы считаются перспективными?
Необходимость решения глобальных проблем – это крупнейшая социальная и научная задача человечества, от которой зависит его дальнейшая судьба. Проблема демографического роста одна из основных проблем человечества, и направления современной науки должны реализовываться в векторе решения этих глобальных проблем. Капица считает, что отыскивать и обосновывать решения глобальных проблем должны ученые, а осуществлять найденные решения в международном масштабе – государственные деятели. Образно говоря, в решении глобальных проблем должны участвовать все вместе.
По его словам, мы переживаем самое значимое событие в истории человечества, и масштаб его последствий сложно представить и переоценить: глобальная демографическая революция затрагивает все области нашей жизни и приводит к стремительному изменению всего — структуры государств, мирового устройства, идеологий, ценностей.
Справиться с происходящими переменами, приспособиться к новым условиям жизни нам помогут только культура и наука — а значит, те сообщества, которые это поймут, окажутся в наиболее выигрышном положении
Так, что касается и естественных наук, и гуманитарных –темы их исследований должны решать практическую задачу – как жить человеку и обществу в контексте глобальных проблем? Современные прикладные науки пытаются ввести технологии, пытающиеся «вместить» человека на земле и упорядочить жизнь такого числа людей. Гуманитарные науки, в свою очередь, пытаются теоретизировать человеческое «общежитие», подчинить его общим законам.
Так, на сегодняшний день, к перспективным наукам можно отнести синтетическую биологию, главная идея которой заключается в конструировании новых геномов и живых организмов, которые еще не встречались в природе или исчезли как биологический вид.
Или Бионика, научное направление, которые пытается соединить биологию и технологии. «Живые прототипы – ключ к новой технике», лозунг Бионики. Она была основана Джеком Стили в 1960 году и сегодня, к примеру, к ее достижениям можно отнести бионический глаз, который способен вернуть зрения людям, которые его потеряли. С помощью бионики человек может искусственные материалы превращать в полноценно функционирующие человеческие органы.
Еще одним современным научным направлением является нейроэкономика. Нейроэкономика - Наука о том, как «мозг принимает решения». Борьба производителей за кошельки покупателей становится все более научно обоснованной. Теперь на стадии разработки продукта к работе привлекаются не только психологи, но и нейрофизиологи. Они снимают и анализируют показатели активности мозга потенциальных покупателей. И уже на так важно, что говорит сам человек. Ведь ключевую роль играют процессы, которые происходят в его подсознании.
Нейроэкономические исследования показали, что в прифронтальной лобной зоне коры головного мозга есть зона принятия рациональных решений, «зона самоконтроля». У тех, кто хорошо умеет себя контролировать, она активно работает именно на эмоциональном фоне. Но таких людей встречается немного. Новая наука - нейроэкономика - направлена и на то, чтобы помочь корректировать подобные решения. Особенно это важно для клинических шопоголиков, пациентов с определенными расстройствами, которые могут спустить все деньги за час.
Данные темы являются перспективными, так как актуальны на протяжении всей жизни человечества и требуют развития и изучения.
Для справки: Сергей Петрович Капица (14 февраля 1928, Кембридж (Великобритания) — 14 августа 2012, Москва) — советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН. С 1973 года бессменно вёл научно-популярную телепрограмму «Очевидное — невероятное».
Задание 7.
За | Против |
Развитие образования | Ручной труд человека обесценивается |
Возрастание роли научных знаний | Зависимость человека от техники |
НТП привнесло в нашу жизнь заменители | Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров тормозят развитие, а также требуют финансовых вливаний |
Переход от техницизма к экологизму | Использование инноваций вызывает цикличность экономики, провоцируя инфляцию |
Под научно-техническим прогрессом обычно подразумевают массовое внедрение во все сферы жизни человечества достижений научной и инженерной мысли и совершенствование окружающей человека предметной среды. Казалось бы, этому явлению следует радоваться и всячески его поощрять. Но во всех странах не переводятся сожаления о «добрых старых временах», когда без новомодных приборчиков и машинок жилось проще и лучше.