Файл: Способы защиты трудовых прав и свобод.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 1090

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Поэтому в нашем понимании защита трудовых прав осуществляется определенными способами, которые перечислены в нормах материального права, использованием установленных процессуальным законодательством форм устранения нарушений трудовых прав. Отсутствие процессуальных форм восстановления нарушенного права приводит к тому, что способы защиты трудовых прав не выполняют своей роли, поскольку использование любого из перечисленных способов может привести к восстановлению нарушенного материального права только при надлежащем процессуальном оформлении.

Следовательно, устранение нарушений трудовых прав и свобод в рамках возникших отношений по их защите требует специального процессуального оформления, то есть оно происходит в определенных процессуальным законодательством формах. В связи с этим только при сочетании способов, перечисленных в ТК РФ, с процессуальными формами защиты прав можно добиться восстановления трудовых прав и законных интересов. Поэтому защита трудовых прав не может рассматриваться исключительно как совокупность способов, которые включают в себя действия полномочных субъектов, которые являются основанием для возникновения соответствующих отношений. В защиту трудовых прав, на наш взгляд, следует включать и процессуальные формы, которые могут быть использованы для устранения выявленных в этих отношениях нарушений трудовых прав.

Сказанное, полагаем, позволяет определить защиту трудовых прав и законных интересов как совокупность способов и процессуальных форм, которые могут быть использованы для восстановления нарушенных прав и законных интересов.

В юридической литературе традиционно выделяют две формы защиты трудовых прав:

  1. Не юрисдикционные;

  2. Юрисдикционные.

Юрисдикционная форма представляет собой деятельность полномочных государственных органов по защите нарушенного права, а не юрисдикционная форма защиты рассматривается как применение мер защиты самостоятельно, не зависимо от органов государственной власти.

В административном праве юрисдикционная форма определяется через деятельность полномочных государственных органов, которые в пределах имеющейся у них компетенции могут оформить обязательные решения об устранении нарушенных прав и законных интересов, а также применять к правонарушителям предусмотренные законодательством меры ответственности6.

Применение юрисдикционных форм, как правило, связано с принципом диспозитивности. Вопрос об использовании или не использовании предоставленного права на защиту работник решает самостоятельно. В этом случае работник для защиты своих трудовых прав может выбрать следующие варианты:


  • совершить не запрещенные законом действия по самостоятельной защите своего права, то есть осуществить самозащиту;

  • обратиться в профсоюз с целью защиты трудовых прав;

  • обратиться за защитой своих прав в компетентные государственные органы.

Если работник обращается в государственные органы за защитой своего права, то возникают отношения с участием государственного органа, в которых могут быть использованы меры государственного принудительного характера.

Однако отношения по привлечению работодателя государственным органом к административной и уголовной ответственности в предмет трудового права не входят, хотя нельзя не признать, что привлечение к указанным видам ответственности может способствовать восстановлению нарушенных прав.

Не юрисдикционная форма влечет возникновение отношений без участия властных государственных органов, тогда как использование юрисдикционной формы защиты приводит к возникновению отношений с участием полномочных государственных органов, в которых они могут реализовать властные полномочия.

Деятельность государственных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права является одной из юрисдикционных форм защиты трудовых прав работников. Можно выделить следующие особенности данной юрисдикционной формы защиты трудовых прав работников7:

  • наличие самостоятельной цели – обеспечение реализации трудовых прав работников;

  • наличие властных полномочий у органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, которые должны обеспечивать достижение указанной цели;

  • реализация властных полномочий органами государственного надзора и контроля в отношениях по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников;

  • отсутствие правового регулирования вступления в законную силу решений органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права;

  • отсутствие принудительного механизма исполнения решений органов государственного надзора и контроля по соблюдению трудовых прав работников;

  • особое процессуальное оформление результатов деятельности по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права.

Следовательно, в нашем понимании государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового права как одна из форм юрисдикционной защиты трудовых прав может быть определен через деятельность полномочных государственных органов, которая протекает в отношениях по надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников и имеет своей целью обеспечение реализации трудовых прав работников, что должно получать соответствующее процессуальное оформление.


1.2 Формы и способы защиты трудовых прав работников


Форма защиты трудовых прав и законных интересов – это порядок (процедура) защиты. Это внешнее выражение действий управомоченных субъектов, направленное на обеспечение субъективных прав.

Трудовой кодекс указывает на способы защиты трудовых прав, но в действительности речь идет именно о формах защиты:

Судебная защита (индивидуальные трудовые споры – только районные суды, но не третейские).

Государственный надзор и контроль (административная форма, ФИТ).

Защита трудовых прав профсоюзами (общественная форма, создаются инспекции, участие в разрешении коллективных трудовых споров, участие в правотворческой деятельности).

Самозащита (отказ от выполнения работы).

Лебедев делит все формы защиты на:

Не юрисдикционная: субъект защиты не обладает властными полномочиями по отношению к субъекту, права которого нарушены. Восстановление нарушенных субъективных трудовых прав в этих случаях происходит в результате переговоров между работником и работодателем без обращения к органам власти. К ним относят: социально – партнерскую форму, самозащиту.

Юрисдикционные формы: властное решение субъекта защиты о восстановлении нарушенных субъективных трудовых прав и законных интересов. Субъект обращается к компетентному органу государства за помощью. Юрисдикционную форму защиты составляют судебная и административная формы защиты.

Способ защиты – это требования, предъявляемые третьему лицу, контрагенту.

Индивидуальные способы защиты трудовых прав:

Признание права;

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

Признание не действительными условий коллективных и индивидуальных правовых актов;

Взыскание процентов за задержку выплаты заработной платы;

Компенсация морального вреда;

Возмещение ущерба;

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Коллективные способы защиты трудовых прав имеют свои формы: коллективные переговоры и коллективные споры:

Учет мнения или согласование с представительным органом работников при принятии локальных нормативных актов;

Проведение забастовки;

Признание судом забастовки не законной, ее отложение или приостановление.


Отличие индивидуальных от коллективных:

Разные субъекты и отношения;

Разные интересы: индивидуальные – субъективное право, коллективные, законные интересы.

Средства защиты – правовой инструмент, который возбуждает определенную процедуру.

Судебная форма защиты – иск (в основе лежит реализация субъективного права), судебный приказ.

Административная – жалоба, либо обращение.

Общественная форма – жалоба.

Самозащита – письменное требование о прекращении противоправного поведения, устранения опасности.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Общественная форма защиты.

Относится исключительно к профсоюзам. Никакие другие общественные объединения не имеют таких полномочий. Профсоюз может проводить инспекции только в том случае, если у данного работодателя есть хотя бы один член профсоюза. Для осуществления этих функций в составе профсоюзов создаются инспекции (правовая, инспекция по охране труда).

В случае выявления нарушений профсоюз имеет возможность только указать на него работодателю, а в случае игнорирования имеет право использовать иные формы воздействия (в суд). Защита при помощи этой общественной формы заключается также и в различных вариантах участия профсоюзов правоприменительной деятельности работодателя, его правотворческой деятельности, участие профсоюзов в урегулировании коллективных трудовых споров.

Административная форма защиты

Главным образом осуществляется посредством деятельности Федеральной инспекции труда (ФИТ).

ФИТ – единая централизованная система, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Главный государственный инспектор труда назначается и освобождается от должности Правительством по представлению Министра труда и социальной защиты.

Компетенция:

  • осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях;

  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

  • проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

  • ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы граждан о нарушениях их трудовых прав;

  • принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

  • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права8.


Самозащита.

Работник, известив работодателя или в письменной форме имеет право отказаться от выполнения работы:

  • отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;

  • отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью;

  • в случае задержки ему выплаты заработной платы на срок более 5 дней имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты ему задержанной суммы.

Каждая форма защиты объединяет в единое целое конкретные, характерные для нее, способы защиты. От того, какая используется форма, зависит выбор способов защиты.


2 ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

2.1 Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства


Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации