Файл: Воспитательной направленности при реализации Программы развития социальной активности учащихся начальных классов Орлята России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общие вопросы проектирования занятий / мероприятий
воспитательной направленности при реализации
Программы развития социальной активности учащихся
начальных классов «Орлята России»

Взаимодействие педагога и обучающихся
непосредственное влияние (убеждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьба, совет);
создание специальных условий, которые побуждают изменить отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
использование общественного мнения (референтной группы / коллектива, мнения значимого человека);
совместная деятельность (общение и труд);
обучение / самообразование, передача информации и/или социального опыта, осуществляемых в кругу семьи, в процессе межличностного или профессионального общения;
погружение в народные традиции, фольклор, художественную литературу,
искусство…
О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий /
мероприятий воспитательной направленности в реализации Программы развития
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»

Виды воспитывающей деятельности (ВВД), доминирующие на занятии / мероприятии воспитательной направленности:
- проблемно-ценностное общение;
- игровая деятельность;
- художественное творчество;
- досугово-развлекательная деятельность;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- военно-патриотическая деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность;
- физкультурно-спортивная деятельность;
- познавательная деятельность
О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий /
мероприятий воспитательной направленности в реализации Программы развития
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»

Формы занятий / мероприятий воспитательной направленности
определяются видами воспитывающей деятельности.
Рассмотрим взаимосвязь уровней воспитательных результатов и форм
занятий (на основе подхода Е.А. Белорыбкиной, к.п.н., Ph.D of Education)
О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий /
мероприятий воспитательной направленности в реализации Программы развития
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»


Виды воспитывающей
деятельности
I уровень воспит. результатов
(социально-ценностные ЗНАНИЯ)
II уровень воспит. результатов
(социально-ценностные
ОТНОШЕНИЯ)
III уровень воспит. результатов
(социально-ценностный ОПЫТ)
Проблемно-ценностное
общение
Этическая беседа, встреча с интересным человеков, технологии и «Жизненный пример» и «Персона»
Проблемно-ценностная дискуссия, мастерская ценностных ориентаций
Проблемно-ценностная экскурсия с участием внешних экспертов
Трудовая
Дежурство по классу
Дежурство по школе
Опытный участок
Производственная бригада
Игровая
Сюжетно-ролевая игра, квест
Организационно-деятельностная, деловая игра
Имитационная игра
Социальное творчество
Социальная проба
Социальная акция
Социальный проект
Художественное
творчество
Культурная практика
Культурная акция
Фестиваль, спектакль, пленэр, выставка, концерт, ярмарка
Военно-патриотическая
Смотр строя и песни
«Зарница», «Зарничка», «Орленок» Историческая реконструкция, военно-полевые сборы
Физкультурно-
спортивная
Командная спортивная игра,
«Веселые старты», День здоровья, эстафета
Спартакиада, турнир, командные соревнования
Праздник физической культуры, спортивно-туристический слет
Туристско-краеведческая
Экскурсия, поход
Туристско-краеведческая экспедиция
Туристический слет
Познавательная
Квиз, викторина, устный журнал
Познавательная игра (типа ток-шоу) Интеллектуальный марафон, предметная командная олимпиада
Досугово-
развлекательная
Классный вечер
Встреча выпускников
День школы, День открытых дверей

Планируя проведение воспитательного занятия / мероприятия нужно знать ответы на следующие вопросы:
1) Какой вид воспитывающей деятельности на этом занятии будет доминировать?
2) Какие уровни воспитательных результатов вы планируете?
3) В зависимости от уровня воспитательных результатов, какую форму проведения занятия вы выбрали под выбранную воспитывающую деятельность?
О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий /
мероприятий воспитательной направленности в реализации Программы развития
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»

О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий /
мероприятий воспитательной направленности в реализации Программы развития
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»
Условия оптимальности занятия / мероприятия
воспитательной направленности:
̶ доминирующий ВВД зависит от цели занятия;
̶ на занятии не менее трех ВВД, из них проблемно-ценностное общение является инвариантом


Пример.
Сегодня занятие будет способствовать формированию такой нац. ценности
как любовь к Родине, патриотизм. ВВД, соответствующий этой нац.ценности:
проблемно-ценностное общение, военно-патриотическая деятельность. Это
две доминирующие ВВД, в которых данная нац.ценность способна раскрыться.
Выбираем форму занятия:
этическая беседа или встреча с удивительным человеком, — I уровень
(знания),
проблемно-ценностная дискуссия — II уровень (отношения),
проблемно-ценностная дискуссия с внешними экспертами — III уровень
воспитательных результатов (опыт).
О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий /
мероприятий воспитательной направленности в реализации Программы развития
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»
Условия оптимальности занятия /
мероприятия воспитательной
направленности:
- в цели воспитательного занятия д. б. включены базовые национальные ценности;
- при выборе формы занятия опираемся на уровни воспитательных результатов

Требования к формулировкам задач воспитательного занятия / мероприятия:
1)
Воспитательная — должны быть отражены уровни воспитательных результатов и базовые национальные ценности*.
2)
Развивающая — должна быть отражена направленность на формирование универсальных учебных действий
(УУД для конкретного возраста есть в предметных программах**).
3)
Обучающая — о новых сведениях, получаемых обучающимися вне рамок рабочих программ по учебным дисциплинам / предметам, расширение / углубление предметного содержания***.
* Содействие формированию у обучающихся социально-ценностных знаний о красоте родной природы — 1
уровень воспитательных результатов. Создание условий для формирования у обучающихся социально-
ценностных отношений к родной природе — 2 уровень воспитательных результатов.
** Развивающая задача может быть сформулирована в логике формирования ОУУН (умение анализировать,
сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять классификацию, определение понятий,
обобщать, составлять план выступления, устанавливать алгоритм деятельности и т.д.);
*** На воспитательном занятии вида деятельности «Художественное творчество», в форме занятия
«Культурная практика» в качестве дидактического материала вы используете онлайн-курс РДШ «Анимация
онлайн», при этом умение делать мультфильмы в школьной программе не отражено, а на вашем
воспитательном занятии это будет обучающей задачей, которая расширяет предметную область
О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий /
мероприятий воспитательной направленности в реализации Программы развития
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»


О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий /
мероприятий воспитательной направленности в реализации Программы развития
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»
Также необходимо продумать и формы взаимодействия обучающихся друг с другом и с педагогом на воспитательном занятии / мероприятии:
• фронтальная,
• групповая,
• парная,
• индивидуальная,
• коллективная (КСО) — пример Омска по наставникам (ШАР) 0151 см. след. слайд.

О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий /
мероприятий воспитательной направленности в реализации Программы развития
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»

О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий / мероприятий
воспитательной направленности в реализации Программы развития социальной активности
учащихся начальных классов «Орлята России»
Приём «Послушать, сговориться, обсудить, задуматься» (как переходный от парной к групповой работе) направлен на вовлечение всех в активное обсуждение поставленной проблемы. Последовательность действий при реализации приёма «Послушать, сговориться,
обсудить, задуматься»:

педагог задает проблемный вопрос классу и предлагает каждому продумать и зафиксировать свой вариант ответа на листке бумаги;

затем он предлагает обсудить варианты ответов с соседом по парте, согласовать ответы,
зафиксировать изменения на листке бумаги;

после этого сидящие за двумя рядом стоящими партами группируются в малые группы по четыре человека;

во время групповой работы требуется обсудить все полученные варианты ответов,
составить общее мнение от группы, и каждому ученику нужно записать /зафиксировать общее мнение группы на том же листке бумаги;

далее педагог организует общее обсуждение проблемы и разных вариантов её решения;

по окончании этого обсуждения возможно принятие какого-либо варианта как окончательного;

после обсуждения педагог предлагает каждому последовательно прочитать все свои записи, сравнить их между собой и с общим выводом;

в завершение педагог советует каждому задуматься о способе своего поведения, об умении отстоять свою точку зрения, об умении слушать и слышать друг друга и т.д.


О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий / мероприятий
воспитательной направленности в реализации Программы развития социальной активности
учащихся начальных классов «Орлята России»
Групповой называется такая форма организации деятельност, при которой происходит организованное взаимодействие трех или более человек, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению.
Особенности организации групповой работы на воспитательном занятии:
• Обучаемые делятся на группы для решения конкретных учебных задач (
«Светофор»);
• каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством педагога или лидера группы;
• оптимальное количество человек в группе, согласно числу Миллера, равно от 5 до
9 человек; это обязательно должно быть нечетное число, так как иначе группа распадается на две подгруппы; исключение из этого правила – малые группы, то есть группы, состоящие из трех-четырех человек.

О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий / мероприятий
воспитательной направленности в реализации Программы развития социальной активности
учащихся начальных классов «Орлята России»
Этапы проведения групповой работы
1. Подготовительный этап (целеполагание, мотивация и актуализация способов деятельности и
рассматриваемой проблемы,
информации;
инструктаж о
последовательности выполнения работы в группе; раздача дидактического материала группам).
2. Основной этап – непосредственная работа групп (изучение раздаточного материала,
планирование работы в группе, распределение ролей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,
обсуждение общего задания группы, уточнение, обобщение, замечания и дополнения,
подведение итогов работы внутри группы, подготовка к афишированию);
3. Заключительный этап (сообщение о результатах работы в группах, анализ выполнения задания, рефлексия, общий вывод о результатах работы, дополнительная информация).

О видах воспитывающей деятельности, целях, задачах и формах занятий / мероприятий
воспитательной направленности в реализации Программы развития социальной активности
учащихся начальных классов «Орлята России»
Последовательность планирования времени на групповую работу
1.
Определяем, сколько групп будет работать;
2. Подсчитываем, сколько времени нужно будет каждой группе отвести на итоговый отчет, суммируем это время и добавляем к нему время на дополнительную информацию педагога и пару минут на возможные организационные нестыковки и заминки;
3. Полученную сумму делим на два – это и есть единица групповой работы, пусть у вас получилось n минут;
4. n + 6n + 2n = 9n – время, которое вы потратите на групповую работу с таким количеством групп и таким объемом заданий;
5. Если это время больше, чем время занятия (а такое бывает очень часто), то нужно позаботиться о том, чтобы или снизить число групп, или уменьшить время на итоговые отчеты (уменьшить объем заданий для работы в группах)