Файл: Рабочая программа дисциплины психология и педагогика специалитет по специальности 40. 05. 03 Судебная экспертиза.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы МЧС России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Специалитет по специальности
40.05.03 Судебная экспертиза
специализация «Инженерно-технические экспертизы»
Санкт-Петербург
1. Цели и задачи дисциплины
Цели освоения дисциплины:
- формирование у обучающихся необходимых знаний по вопросам определения и эффективной реализации приоритетов собственной деятельности и способов ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни, а также навыков реализации базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
Перечень компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины
Задачи дисциплины:
ознакомить с фундаментальными понятиями психологии и педагогики, основными теоретическими направлениями и подходами, проблемами и принципами их решения; способствовать повышению общей, педагогической и психологической культуры; формирование знания о закономерностях развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; психологических особенностях человека как факторах успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности; адекватной оценке своих возможностей для нахождения оптимальных путей достижения целей и преодоления жизненных трудностей;
овладение навыками взаимодействия с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои (коммуникативной компетентности, умения формулировать и делегировать задачи, поощрять творческий рост, разрешать конфликты); формирование умений использования базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах.
2. Перечень планируемых результатов обучения дисциплины,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной
программы
Индикаторы достижения компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Тип задачи профессиональной деятельности: организационно-управленческий
ИДК
УК-6.1.
Знает основные принципы самовоспитания и самообразования, исходя из квалификационных требований
Знает
Факторы, влияющие на формирование и развитие личности
УК-6.1..РО-2
Основные принципы, методы, приемы и средства обучения и самообразования,
Компетенции
Содержание
УК-6
Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-9
Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
воспитания и самовоспитания своей личности, исходя из квалификационных требований
УК-6.1. РО-1
Методы и технологии управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни
Умеет
Планировать деятельность, направленную на изменение и совершенствование своей личности исходя из квалификационных требований профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями общества; представить перспективу своего развития.
УК-6.1..РО-3
Применять принципы, методы, приемы и средства воспитания и самовоспитания, направленные па сознательное изменение своей личности в соответствии с квалификационными требованиями, требованиями общества и личного плана развития.
УК-6.1..РО-4
Владеть навыками управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни.
УК-6.1..РО-4
Формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, индивидуально-личностных особенностей
УК-6.1.
ИДК
УК-6.2
Демонстрирует умение самоконтроля и рефлексии, позволяющие самостоятельно корректировать саморазвитие по выбранной траектории
Знает
Приемы управления своим временем, выстраивания и реализации траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.2 .РО-1
Наиболее эффективные методы, приёмы и методики самоконтроля, позволяющие самостоятельно корректировать саморазвитие по выбранной траектории развития.
УК-6.2 РО-2
Сущность явлений
«
рефлексии» и
«
самоконтроля», как условия адекватного психического отражения человеком его внешнего мира и окружающей действительности.
УК-6.2 РО-2
УК-6.1. РО-1
Методы и технологии управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни
Умеет
Планировать деятельность, направленную на изменение и совершенствование своей личности исходя из квалификационных требований профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями общества; представить перспективу своего развития.
УК-6.1..РО-3
Применять принципы, методы, приемы и средства воспитания и самовоспитания, направленные па сознательное изменение своей личности в соответствии с квалификационными требованиями, требованиями общества и личного плана развития.
УК-6.1..РО-4
Владеть навыками управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни.
УК-6.1..РО-4
Формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, индивидуально-личностных особенностей
УК-6.1.
ИДК
УК-6.2
Демонстрирует умение самоконтроля и рефлексии, позволяющие самостоятельно корректировать саморазвитие по выбранной траектории
Знает
Приемы управления своим временем, выстраивания и реализации траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.2 .РО-1
Наиболее эффективные методы, приёмы и методики самоконтроля, позволяющие самостоятельно корректировать саморазвитие по выбранной траектории развития.
УК-6.2 РО-2
Сущность явлений
«
рефлексии» и
«
самоконтроля», как условия адекватного психического отражения человеком его внешнего мира и окружающей действительности.
УК-6.2 РО-2
Умеет
Демонстрировать навыки самоконтроля и рефлексии, позволяющие самостоятельно корректировать обучение по выбранной образовательной траектории в течение всей жизни
УК-6.2.РО-3
Демонстрировать умения адекватного психического отражения внешнего мира и окружающей действительности.
УК-6.2РО-4
Осуществлять выбор наилучшей стратегии при решении определённой познавательной задачи, обращаясь к сравнительному анализу возможных стратегий поведения.
УК-6.2РО-4
Оценивать адекватность и целесообразность той или иной стратегии для решения поставленной перед ним задачи.
УК-6.2РО-4
ИДК
УК-6.3.
Владеет способами управления своей познавательной деятельностью и удовлетворения профессиональных интересов и потребностей
Знает
Методы, способы, технологии управления своей познавательной деятельностью и удовлетворения профессиональных интересов и потребностей
УК-6.3..РО-1
Основные принципы, методы и технологии образования и воспитания, развития индивидуально-личностных особенностей, познавательной сферы и деятельности с целью удовлетворения профессиональных интересов и потребностей
УК-6.3..РО-1
Умеет
Применять навыками управления своей познавательной деятельностью с учетом интересов профессиональной деятельности и образовательных потребностей в течение всей жизни
УК-6.3..РО-1
Владеть способами управления своей познавательной деятельностью и удовлетворения образовательных интересов и потребностей
УК-6.3..РО-1
Формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, индивидуально-личностных особенностей
УК-6.3..РО-1
ИДК
УК-9.1.
Знает особенности применения Знает
базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
Понятие инклюзивной компетентности, ее компоненты и структуру; особенности применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1.
Психофизические особенности развития детей с психическими и
(или) физическими недостатками, закономерности их обучения и воспитания
УК-9.1.
Особенности применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1.
Умеет
Планировать и осуществлять профессиональную деятельность на основе применения базовых дефектологических знаний с различным контингентом
УК-9.1.
ИДК
УК-9.2.
Способность идентифицировать дефектологические патологии, определить способы взаимодействия и коммуникации
Знает
Классификацию дефектологических патологий и особенности их проявлений
УК-9.2.
Способы взаимодействия и коммуникации
УК-9.2.
Умеет
Взаимодействовать в социальной и профессиональной сферах с лицами, имеющими различные психофизические особенности, психические и (или) физические недостатки, на основе применения базовых дефектологических знаний.
УК-9.2.
ИДК
УК-9.3
Владение практическими навыками организации и осуществлении коррекционного процесса в социальной и профессиональной сферах
Знает
Приемы и формы организации и осуществлении коррекционного процесса в социальной и профессиональной сферах
УК-9.3.
Умеет
Владеть приемами организации и осуществлении коррекционного процесса в социальной и профессиональной сферах
УК-9.3.
Владеть навыками взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
УК-9.3.
Понятие инклюзивной компетентности, ее компоненты и структуру; особенности применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1.
Психофизические особенности развития детей с психическими и
(или) физическими недостатками, закономерности их обучения и воспитания
УК-9.1.
Особенности применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1.
Умеет
Планировать и осуществлять профессиональную деятельность на основе применения базовых дефектологических знаний с различным контингентом
УК-9.1.
ИДК
УК-9.2.
Способность идентифицировать дефектологические патологии, определить способы взаимодействия и коммуникации
Знает
Классификацию дефектологических патологий и особенности их проявлений
УК-9.2.
Способы взаимодействия и коммуникации
УК-9.2.
Умеет
Взаимодействовать в социальной и профессиональной сферах с лицами, имеющими различные психофизические особенности, психические и (или) физические недостатки, на основе применения базовых дефектологических знаний.
УК-9.2.
ИДК
УК-9.3
Владение практическими навыками организации и осуществлении коррекционного процесса в социальной и профессиональной сферах
Знает
Приемы и формы организации и осуществлении коррекционного процесса в социальной и профессиональной сферах
УК-9.3.
Умеет
Владеть приемами организации и осуществлении коррекционного процесса в социальной и профессиональной сферах
УК-9.3.
Владеть навыками взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
УК-9.3.
3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Дисциплина относится к обязательной части основной профессиональной образовательной программы специалитета по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза, специализация Инженерно-технические экспертизы
4.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
4.1
Распределение трудоемкости учебной дисциплины по видам работ
по семестрам и формам обучения
для очной формы обучения
Вид учебной работы
Трудоемкость з.е. час. по семестрам
1
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
3
108
108
Контактная работа, в том числе:
54
54
Аудиторные занятия
54
54
Лекции (Л)
20 20
Практические занятия (ПЗ)
34 34
Семинарские занятия (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (СРС)
54
54
зачет с оценкой
+
+
4.2.
Тематический план, структурированный по темам (разделам) с
указанием отведенного на них количества академических часов и видов
учебных занятий
для очной формы обучения
№
Наименование тем
В
се го ч ас ов
Количество часов по видам занятий
К
он су ль тац ия
К
он трол ь
С
ам ост оя тел ьн ая ра бот а
Л
ек ции
П
рак ти ческ ие за ня тия
1
2
3
4
5
6
7
8
I
Раздел. Психология
1
Психология как наука
8
2 2
4 2
Психика, поведение и деятельность.
10
2 8
3
Познавательные психические процессы.
16
4 6
6 4
Эмоционально-волевые процессы и психические состояния.
8
2 2
4 5
Психология личности.
12
2 4
6 6
Общение и межличностные отношения.
8
2 2
4 7
Психология малых групп
8
2 2
4
II
Раздел. Педагогика
8
Педагогика как наука
8
2 2
+
4 9
Сущность педагогического процесса
8
2 2
4 10
Сущность процесса воспитания
10
2 4
4 11
Основы семейного воспитания и семейная педагогика
12
6 6
Зачет с оценкой
+
+
Итого по дисциплине
108
20
34
54
4.3
Содержание дисциплины для обучающихся:
очной формы обучения
Тема 1. Психология как наука
Лекция. Психология как наука
Предмет, объект и методы психологии. Общее представление о психике.
Доступность и трудность научного познания психических явлений. Отличие научной психологии от житейской психологии. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии. Психические явления как предмет научного познания. Классификация психических явлений. Деление
психических явлений на процессы, свойства и состояния личности, относительность такого деления.
История развития психологического знания и основные направления в психологии. Место психологии в системе наук. Современная психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Основные отрасли психологии. Методы психологических исследований.
Практическое занятие. Психология как наука
Самостоятельная работа. Изучить:историю психологии, основные направления западной и отечественной психологии и рекомендуемую литературу.
Рекомендуемая литература:
основная: [1, 2]; дополнительная: [2].
Тема 2. Психика, поведение и деятельность
Практическое занятие. Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Концепция Леонтьева – Фабри. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции нервной системы. Блоки человеческого мозга. Основные функции психики.
Особенности психической деятельности человека. Представление о сигнальных системах человека и животных. Функциональная асимметрия мозга
(латерализация функций). Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.
Характеристика сознания.
Структура сознания.
Осознаваемая деятельность мозга, виды. Понятие сознания, предсознательного, и бессознательного. Самосознание. Содержание сознания, значения, личностные смысл и чувственная ткань сознания. Виды подсознательной деятельности мозга.
Психика, поведение и деятельность.
Самостоятельная работа. Иметь представление о идеалистическом и материалистическом понимании взаимоотношения психики и мозга. Изучить строение и функции нервной системы; функции и структуру сознания
Рекомендуемая литература:
основная: [1, 2]; дополнительная: [2].
Тема 3. Познавательные психические процессы.
Лекция. Познавательные психические процессы.
Ощущение. Психология ощущений. Понятие ощущения как процесса первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Виды и основные закономерности ощущений. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов.
Адаптация анализаторов.
Чувствительность различных анализаторов.
Изменчивость порогов.
Взаимодействие ощущений.
Взаимодействие и развитие ощущений. Влияние профессиональной деятельности человека на изменение порогов ощущений.
История развития психологического знания и основные направления в психологии. Место психологии в системе наук. Современная психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Основные отрасли психологии. Методы психологических исследований.
Практическое занятие. Психология как наука
Самостоятельная работа. Изучить:историю психологии, основные направления западной и отечественной психологии и рекомендуемую литературу.
Рекомендуемая литература:
основная: [1, 2]; дополнительная: [2].
Тема 2. Психика, поведение и деятельность
Практическое занятие. Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Концепция Леонтьева – Фабри. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции нервной системы. Блоки человеческого мозга. Основные функции психики.
Особенности психической деятельности человека. Представление о сигнальных системах человека и животных. Функциональная асимметрия мозга
(латерализация функций). Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.
Характеристика сознания.
Структура сознания.
Осознаваемая деятельность мозга, виды. Понятие сознания, предсознательного, и бессознательного. Самосознание. Содержание сознания, значения, личностные смысл и чувственная ткань сознания. Виды подсознательной деятельности мозга.
Психика, поведение и деятельность.
Самостоятельная работа. Иметь представление о идеалистическом и материалистическом понимании взаимоотношения психики и мозга. Изучить строение и функции нервной системы; функции и структуру сознания
Рекомендуемая литература:
основная: [1, 2]; дополнительная: [2].
Тема 3. Познавательные психические процессы.
Лекция. Познавательные психические процессы.
Ощущение. Психология ощущений. Понятие ощущения как процесса первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Виды и основные закономерности ощущений. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов.
Адаптация анализаторов.
Чувствительность различных анализаторов.
Изменчивость порогов.
Взаимодействие ощущений.
Взаимодействие и развитие ощущений. Влияние профессиональной деятельности человека на изменение порогов ощущений.
Восприятие. Психология восприятия. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Виды восприятия. Основные свойства восприятия. Избирательность восприятия, его зависимость от личности. Развитие процесса восприятия.
Интегративные психические познавательные процессы.
Понятие о памяти. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, оперативная и долговременная, механическая и логическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Качества памяти.
Индивидуальные различия в объеме кратковременной памяти. Развитие памяти.
Мнемические процессы.
Представление. Представление как вторичный обобщенный образ, как звено перехода от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению. Отличие представлений от восприятий. Свойства представлений.
Внимание. Психология внимания. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Классификация видов внимания. Основные свойства внимания: сосредоточенность, концентрация, устойчивость, объем, распределение внимания. Индивидуальные особенности внимания. Внимание и рассеянность. Внимательность и интерес. Причины неустойчивости внимания.
Воображение. Воображение как психический процесс создания в сознании новых образов. Психологические механизмы воображения. Виды воображения.
Развитие воображения.
Высшие психические познавательные процессы.
Мышление как обобщение и опосредованное познание объективное реальности.
Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мыслительные операции. Формы и виды мышления.
Мышление как деятельность. Мышление и интеллект. Качества мышления.
Творчество. Речь и язык. Виды и функции речи.
Практическое занятие. Познавательные психические процессы.
Самостоятельная работа. Иметь представление о творчестве и творческой деятельности. Изучить особенности мнемических процессов; мышление, интеллект и речь.
Рекомендуемая литература:
основная: [2]; дополнительная: [2].
Тема 4. Эмоционально - волевые процессы и психические состояния
Лекция: Эмоционально- волевые процессы и психические состояния.
Общая характеристика воли. Волевые действия и волевые качества человека.
Функция воли. Воля и мозг. Мотивы и волевых действий. Ступени и осознанность волевого действия. Связь волевого поведения с преодолением препятствий. Связь воли и мышления, воли и чувств. Психологическая структура волевого акта.
Факторы, определяющие интенсивность волевых усилий.
Эмоции и чувства. Понятие эмоций. Эмоциональный шок. Стенические и астенические эмоции. Состояние организма во время эмоций. Причины