Файл: Рабочая программа дисциплины психология и педагогика специалитет по специальности 40. 05. 03 Судебная экспертиза.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возникновения эмоций. Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности. Эмоциональные состояния и высшие чувства.
Настроение, аффекты, страсть, стресс, нравственные чувства, интеллектуальные чувства и эстетические чувства. Внешнее выражение эмоций: мимика и пантомимика.
Психические состояния. Функциональное состояние – определение, виды.
Механизмы адаптации. Нервно-психическая устойчивость. Стресс. Виды стресса. Ведущие звенья патогенеза в концепции стресса Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Адаптация к стрессу в экстремальных условиях и ее значение в развитии посттравматических стрессовых расстройств.
Практическое занятие.
Эмоционально- волевые процессы и психические состояния.
Самостоятельная работа. Изучить сущность, виды и функции эмоций и чувств. Иметь представление о концепция Г. Селье. Рассмотреть особенности состояний адаптации и дезадаптации.
Рекомендуемая литература:
основная: [1]; дополнительная: [1, 2];
Тема 5. Психология личности
Лекция: Психология личности.
Понятия: индивид, личность, субъект, индивидуальность. Темперамент.
Физиологические основы темперамента. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы и свойства темперамента. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности.
Характер. Черты характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности
Акцентуации характера. Способности. Задатки, талант, одаренность, гениальность.
Общие и специальные способности. Способности и личность. Потребности и мотивы личности. Классификация потребностей. Иерархия потребностей Абрахама
Маслоу. Значение потребностей. Виды мотиваций. Ценностные ориентации.
Практическое занятие. Психология личности
Самостоятельная работа. Рассмотреть проблему соотношение темперамента и характера, соотношение задатков и способностей, акцентуации характера.
Профессионально-важные качества специалиста профессий экстремального профиля.
Рекомендуемая литература:
основная: [1, 2]; дополнительная: [2].
Тема 6. Общение и межличностные отношения
Лекция: Общение и межличностные отношения.
Определение, функции и средства коммуникации. Функции общения. Стороны общения. Перцептивная сторона общения. Процесс познания человека.
Процессы категоризации и стереотипизации и идентификации. Межличностные отношения. Механизмы межличностного познания, искажающие адекватность

формирующегося образа воспринимаемого. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Эмпатия. Психология общения и организация взаимодействия.
Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Общение и речь. Убеждение как вид психологического воздействия. Техники и приемы убеждения. Приемы аргументации.
Понятие конфликта. Определение основных структурных элементов конфликта.
Классификация и причины конфликтов. Типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта. Предпосылки предупреждения и смягчения конфликтной ситуации.
Межличностные конфликты: понятие и особенности. Сферы проявления межличностных конфликтов. Управление межличностными конфликтами.
Основные психологические условия общения в конфликтной ситуации.
Практическое занятие. Общение и межличностные отношения.
Самостоятельная работа. Изучить: особенности установление контакта, приемы аргументации. Рассмотреть вербальные и невербальные средства коммуникации.
Рекомендуемая литература:
основная: [2]; дополнительная: [1, 2];
Тема 7. Психология малых групп
Лекция: Педагогика как наука
Классификация групп. Основные различия между группами. Условия образования малых групп. Отличие группы и коллектива. Особенности коллектива спасателей. Особенности развития коллективов. Групповые процессы и состояния. Функциональный и ситуативный подход. Наличие общей территории. Непосредственный контакт. Время взаимодействия. Численность группы.
Целеполагание группы. Совместная деятельность. Структура группы: формальная и неформальная. Групповые эффекты. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Социально-психологический климат.
Коллективные
(групповые) настроения, мнения и традиции. Особенности психологии взаимоотношений в коллективах МЧС. Авторитет и псевдоавторитет в коллективе.
Практическое занятие.
Психология малых групп.
Самостоятельная работа. Рассмотреть межгрупповые конфликты и причины их возникновения. Иметь представление об особенностях коллективов МЧС
России.
Рекомендуемая литература:
основная: [2]; дополнительная: [1, 2];
РАЗДЕЛ II. ПЕДАГОГИКА
Тема 8. Педагогика как наука
Лекция: Педагогика как наука

Педагогика в системе общечеловеческого знания. Основные этапы развития педагогики как науки. Предмет, объект, задачи и функции педагогической науки.
Взаимосвязь психологии и педагогики. Психология и педагогика в системе гуманитарных наук. Теории и подходы в педагогической науке. Отрасли педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Система педагогических наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Отражение новых знаний, научной мысли, фундаментальных и прикладных закономерностей в системе педагогических наук.
Методы педагогики.
Практическое занятие. Педагогика как наука.
Самостоятельная работа. Иметь представление об истории развития педагогики.
Уяснить роль педагогических знаний, навыков и умений в деятельности сотрудника
ГПС. Раскрыть сущность основных категорий педагогики. Иметь представление о методологии науки..
Рекомендуемая литература: основная [1, 2]; дополнительная [1].
Тема 9. Сущность педагогического процесса
Лекция: Сущность педагогического процесса
Категория «образования» как: результат обучения, общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогически процесс. Образовательная система
России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
Дидактика. Закономерности обучения. Определение принципа как категории дидактики. Законы и закономерности как теоретическая основа принципов обучения. Система дидактических принципов. Совершенствование принципов обучения. Характеристика принципов обучения. Сущность и содержание методов обучения. Выбор методов обучения. Методы обучения как категория дидактики.
Приемы и средства обучения. Метод как многомерное явление. Классификация методов бучения.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Практическое занятие. Сущность педагогического процесса.
Самостоятельная работа. Иметь представление о системе и тенденциях непрерывного образования; его целях, содержании, структуре. Знать закономерности обучения; основные теории и концепции обучения. Рассмотреть проблему соотношения обучения и развития.
Рекомендуемая литература:

основная [1]; дополнительная [1].
Тема 10. Сущность процесса воспитания
Лекция: Сущность процесса воспитания
Воспитание в педагогическом процессе. Характеристика процесса воспитания.
Основные задачи и виды воспитания. Воспитание в широком и узком смысле.
Категории воспитания, воспитательного процесса. Роль педагога в воспитательном процессе. Эффективность воспитания.
Принципы воспитания и их специфика. Требования, предъявляемые к принципам.
Отсутствие универсальности и неизменности принципов. Личностная обусловленность реализации принципов воспитания мастерством воспитателя.
Определение категории метода, приема и средства воспитания, их отличие между собой. Классификация методов воспитание разными авторами: методы сознания, организации деятельности, стимулирования; методы убеждения, упражнения, оценки и самооценки. Характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания, условия эффективности их применения. Средства воспитания и их система. Средства всестороннего развития личности. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Определение категорий организационных форм воспитания.
Мероприятие как организационная форма воздействия коллектива на ученика и как целенаправленное воздействие учителя на учащихся. Классификация форм воспитания: в зависимости от организации учащихся (массовая, групповая, индивидуальная); в зависимости от направления работы руководителя (организация познавательно-развивающей деятельности, нравственного, эстетического, трудового воспитания и т.д.) Выбор форм воспитания. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия. Эффективность применения форм воспитания.
Методы самовоспитания и самообразования.
Особенности организации воспитательной работы в системе МЧС. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы.
Практическое занятие. Сущность процесса воспитания.
Самостоятельная работа. Изучит сущность и классификацию методов воспитания; условия эффективности их применения; особенности реализации средств и форм воспитания в организации воспитательной работы. Контрольная работа.
Рекомендуемая литература: основная [1]; дополнительная [2].
Тема 11. Основы семейного воспитания и семейная педагогика
Практическое занятие. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Определение категории семейного воспитания. Родители и их роль в семейном воспитании. Семья как среда социализации личности. Модели семейного воспитания. Способы и методы семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.


Тенденции современного семейного воспитания. Современная концепция семейного воспитания.
Семейное воспитание - понятие, технологии. Семейное воспитание и семейное право.
Основы семейного воспитания и семейная педагогика.
Самостоятельная работа. Изучить документы, регулирующие правовые отношения семьи и государства: Конституция РФ о правах и обязанностях родителей. Закон РФ о браке и семье. Конвенция о правах ребенка.
Рекомендуемая литература: основная [2]; дополнительная [1].
5. Методические рекомендации по организации изучения
дисциплины
При реализации программы дисциплины используется лекционное и практическое занятия.
Общими целями занятий являются:
− обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;
− формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
− выработка при решении поставленных задач профессионально значимых качеств: самостоятельности, ответственности, точности, творческой инициативы.
Целями лекции являются:
− дать систематизированные научные знания по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных вопросах;
− стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся, способствовать формированию их творческого мышления.
В ходе практического занятия обеспечивается процесс активного взаимодействия обучающихся с преподавателем; приобретаются практические навыки и умения. Цель практического занятия: углубить и закрепить знания, полученные на лекции; формирование навыков использования знаний для решения практических задач; выполнение тестовых заданий по проверке полученных знаний и умений.
Самостоятельная работа обучающихся направлена на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовку к предстоящим занятиям, в том числе контрольным работам.
6. Оценочные материалы по дисциплине

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, проводится в соответствии с содержанием дисциплины по видам занятий в форме опроса, докладов, контрольных работ, тестирования.
Промежуточная аттестация обеспечивает оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине, проводится в форме зачета с оценкой.
6.1.
Примерные оценочные материалы:
6.1.1.
Текущего контроля:
Типовые вопросы для опроса:
1.
Назовите основные этапы развития психики?
2.
Что такое «раздражимость», «чувствительность», «ощущение»?
3.
Назовите основные функции психики?
4.
Что такое инстинктивное поведение?
5.
Каковы основные характеристики сознания?
8. Что такое «рефлексия»? Роль рефлексии в регуляции поведения человека.
Типовые темы для докладов:
1.
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
2. Сигнальные системы человека и животных.
3. Функциональная асимметрия мозга.
4. Отделы и функции ЦНС.
5. Классификация психических процессов.
6. Эмоционально-волевые процессы.
Типовые темы для контрольных работ:
1.
Способности и их развитие в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
2.
Настроения, стрессы, аффекты и другие формы эмоциональных состояний, их значение в жизни и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
3.
Особенности коллектива пожарных. Психологический климат в подразделении.
4.
Мир психических явлений: психические процессы, свойства и состояния.
5.
Темперамент и его учет в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
6.
Зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление, пространственная ориентировка в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
Типовые задания для контрольной работы:
1.
Какой должна быть школа, «способная научить человека побеждать в жизни, не нанося ущерба другим»?
Опишите, какими должны быть в этой школе: приоритетные
воспитательные цели; отношение к ученику; взаимодействие участников
педагогического процесса; особенности организации учебного процесса.
2.
Проведём анализпроблемы: «Иметь» образование или «быть» в образовании?
2.1) Проанализируйте позиции относительно роли обучающегося и педагога в
образовательном процессе.
2.2) Сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу.
2.3) Каким Вы хотите видеть собственное образование?


3.
Какие свойства внимания и как проявляются у специалиста пожарно- спасательного профиля, находящегося в эпицентре чрезвычайной ситуации?
Поясните свой ответ на основе теоретических знаний. Оцените особенности
своего внимания. Поставьте задачи по саморазвитию.
4
.
Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.
Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность,
сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность
движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная
возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, эффективность,
вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость,
гиперсензитивность (высокая чувствительность).
5.
Оцените правильность с точки зрения психологии следующих высказываний:
1.Лень вперёд тебя родилась. 2.С кем поведёшься - от того и наберёшься.
3.Око видит далеко, а ум ещё дальше. 4.Талант поздно созревает.
6.
Докажите необходимость формирования у выпускников университета ГПС
МЧС Росси профессиональной компетентности, конкурентоспособности,
готовности к самообразованию как важнейших личностных качеств сотрудника.
Типовые задания для тестирования:
1. Основной задачей психологии является…
1.
Разработка проблем истории психологии
2.
Совершенствование методов исследования
3.
Изучения законов психической деятельности
4.
Коррекция социальных норм поведения
2. Психический процесс обобщенного и опосредованного отражения
действительности, называется…
1.
Восприятием
2.
Мышлением
3.
Вниманием
4.
Памятью
3. Активность, как всеобщая характеристика живого, получила в
человеческом обществе название…
1. деятельность
2. рефлекс
3. сознание
4. реакция
6.1.2. Промежуточной аттестации
Примерный перечень вопросов, выносимых на зачет с оценкой
1.
Место психологии в системе наук и основные направления психологии.
2.
Основные отрасли психологии.
3.
Методы психологических исследований.
4.
Характеристика областей психологии.

5.
Основные функции психики
6.
Психические процессы.
7.
Психические свойства
8.
Психические состояния.
9.
Основные этапы развития психологии как науки.
10.
Психология в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России.
11.
Психика как форма отражения объективной реальности.
12.
Психические познавательные процессы. Их общая характеристика.
13.
Сенсорно-перцептивные познавательные процессы: ощущение и восприятие.
14.
Интегративные психические познавательные процессы: внимание и память.
15.
Способы поддержания внимания и памяти у сотрудников МЧС России.
16.
Высшие психические познавательные процессы: представление, воображение, мышление речь.
17.
Понятие личности в психологии.
18.
Основные понятия личности и её параметры.
19.
Общая характеристика основных свойств личности.
20.
Темперамент и его учет в профессиональной деятельности сотрудника МЧС
России.
21.
Направленность личности и её структура.
22.
Способности и их развитие в профессиональной деятельности сотрудника
МЧС России.
23.
Психология характера.
24.
Профессионально-важные качества личности сотрудника МЧС России.
25.
Психология эмоций.
26.
Чувства и их проявления в деятельности человека.
27.
Воля как высший уровень саморегуляции и самоуправления поведением и деятельностью.
28.
Эмоционально-волевая устойчивость сотрудника МЧС России.
29.
Психические состояния: виды и структура.
30.
Психологическая устойчивость и профессиональное выгорание сотрудников
ГПС МЧС России.
31.
Настроения, стрессы, аффекты и другие формы эмоциональных состояний, их значение в жизни и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
32.
Профессиональная адаптация сотрудника ГПС МЧС России.
33.
Профессиональная дезадаптация и деформация сотрудников МЧС России.
34.
Профилактика состояний дезадаптации сотрудников ГПС МЧС России.
35.
Стресс-факторы профессиональной деятельности МЧС России.
36.
Стресс. Общий адаптационный синдром.
37.
Определение, функции и средства общения.
38.
Межличностные отношения.
39.
Конфликты – определение, классификация, причины, динамика и основные этапы.
40.
Понятие межличностного конфликта, сферы проявления, причины и способы управления конфликтами.