Файл: О чем могут рассказать имена людей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
святцы.

Это слова святой, святость, освятить, священный, святитель, освятить. Все эти слова имеют корень -свят-

- Правильно. Слова «святой» и «святцы» имеют общий корень и связаны по смыслу.

- С принятием христианства на Руси установилось новое правило. Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов. Сейчас не всегда придерживаются этого обычая, поэтому у некоторых день рождения и именины (День Ангела) не совпадают.

6) Первичное закрепление

Представление исследовательских работ.

- А теперь поговорим о ваших именах, об их значении и происхождении.Что означает ваше имя? (Сообщения учащихся)

- А теперь у вас на столах листы со значением вашего имени, прочитайте и скажите, что нового вы еще узнали о своем имени. В честь какого святого было дано это имя и совпадают ли ваши дни рождения с именинами. (Ответы учащихся).

Самостоятельная работа. Упражнение 77 стр. 72

- Прочитайте текст. Какова главная мысль текста? (О заимствовании личных именах. Основная мысль: исторически одни и те же имена звучат неодинаково в русском языке и языках Европы.

«В каждом языке они перестраивались на свой лад в соответствии с нормами последнего» (СЛАЙД)

Иван – Ян (польск.) – Джон (англ.). Чан – (кит).

Андрей – Анджей (польск.) – Андре (франц.).

Георгий – Джорж (англ.)

Евгений – Юджин (англ.)

Михаил– Майкл (англ.) – Михель (франц.), Михал (польск.)

Петр – Пьер (франц.) – Пит (англ.)

Мария – Мэри (англ.) – Мари (франц)

Исследовательская работа.

- А теперь проведите небольшое исследование по именам одноклассников. Из каких языков заимствованы имена уч-ся нашего класса и каких имен больше? (работа в парах).

- Существует ли мода на имена?

Мода на имена существовала всегда. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Наши имена в основном греческого и латинского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.

5. Подведение итогов.

- Об именах сложены пословицы и поговорки, передающие суть отношений наших далеких предков к имени.
Перед вами на экране написаны слова, постарайтесь сложить из этих слов известные вам пословицы и поговорки, в которых речь идет об именах. (СЛАЙД)

На столах карточки со словами из следующих пословиц и поговорок:

1. С именем Иван, без имени – болван.

2. Без имени ребенок – чертенок.

3. Нет имен супротив Иван, нет икон супротив Никол.

- Ребята, а как вы понимаете смысл сложенных вами пословиц?Первая пословица по смыслу перекликается со словами Гомера и говорит о том, что человека без имени не бывает. Человек и отличается от животного или неживого предмета тем, что у каждого из людей есть свое имя. Пословицу можно объяснить так: с именем ты человек, а без имени человека нет.

Вторая пословица говорит об имени, которое ребенок получает при крещении. Получая имя, ребенок приобретает небесного покровителя, святого заступника. Говорят, что, когда человека зовут по имени, откликается его святой. Святой заступник остановит ребенка, когда тот задумает сделать что-нибудь плохое. Без такой помощи возникает опасность стать чертенком.

Я думаю, что смысл следующей пословицы в том, что много людей носят имя Иван, их много, и они сила. А самый почитаемый на Руси святой – Николай-чудотворец. Нет святого, которого почитают больше.

Тест

1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:

А) по календарным святцам

Б) родители свободно выбирали имя

В) имя было характеристикой человека

2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:

А) по календарным святцам

Б) по роду занятий

В) по месту жительства

3. «Образуйте имена от следующих сочетаний слов» (Слайд)

Владеть миром - Владимир

Владеть всем - Всеволод

Любить мир - Любомир

Свято славить - Святослав

Милая людям - Людмила

Данный Богом - Богдан

4. Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин.

Валентин – Валентина

Василий – Василиса

Евгений – Евгения

Виктор – Виктория

Александр – Александра

Федор – Федора

Иван – Иванна

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Составить словарик личных имен. Включите в него имена родителей, родственников, друзей. Укажите происхождение каждого имени, частоту его употребления, почему именно такое имя дали вашим маме и папе, родственнику, другу.



8) Рефлексия (подведение итÐ