Файл: 1)Революция 19051907 гг причины, этапы, основные события, значение (23,4(11).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хиросимы и Нагасаки (август 1945 г.) была не столько военной операцией, сколько политичес­ким актом, имевшим целью оказать давление на СССР.

Территориальный экспансионизм сталинского руковод­ства и его действия, направленные на быстрое вовлечение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в орбиту исключительного влияния СССР не мог не вызывать опа­сений правящих элит США, Великобритании и других стран.

Фултонская речь Черчилля. План Маршалла и созда­ние Коминформа

Начало «холодной войны» принято датировать речью экс-премьера Великобритании У. Черчилля, произнесен­ной 5 марта 1946 г. в городе Фултон в присутствии и с одобрения президента США Г. Трумэна. В этой речи со­держался призыв к усилению давления на Советский Союз с целью достижения как внешнеполитических уступок со стороны советского руководства, так и изменений во внутриполитическом развитии страны. В следующем году, 12 марта 1947 г., президентской администрацией США была провозглашена доктрина Трумэна, предус­матривавшая оказание американской военной помощи тем странам, над которыми нависла «коммунистическая угроза». Эта доктрина стала идеологическим обоснова­нием «холодной войны»

Отношения между Советским Союзом и Западом посте­пенно начинают приобретать характер острого полити­ческого и военного противостояния. В качестве ключевых событий в этом процессе следует выделить отказ СССР от плана Маршалла, гражданскую войну в Греции и созда­ние Информационного бюро Коммунистических и рабочих партий — Коминформа. 5 июня 1947 г. глава Госдепарта­мента США Д. Маршалл заявил, что для укрепления ре­жимов европейских демократий необходимо предоставить им срочную финансовую и экономическую помощь.

Совет­ский Союз расценил этот план как концепцию экономи­ческого закабаления Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказа­лись от участия в его реализации. План Маршалла при­няли 16 западных стран. Политическим условием предос­тавления помощи стало выведение коммунистов из соста­ва правительств. К 1948 г. представителей коммунисти­ческих партий не осталось ни в одном правительстве За­падной Европы. С образованием осенью 1947 г. Комин­форма (призванного координировать действия партий ком­мунистической направленности для принятия совместных постановлений) Европа оказалась окончательно разделен­ной: с одной стороны СССР и его союзники, а с другой — США со своими партнерами.


ема 6: Биполярный мир и «холодная война»

Урок №36. Начало противостояния.

В процессе урока:

  • охарактеризовать положение США и СССР после Второй мировой войны и основные внешнеполитические цели мировых держав;

  • раскрыть причины противоборства двух мировых держав – США и СССР в послевоенный период, получивший название «холодная война», отметив закономерный характер противостояния сверхдержав в эпоху «холодной войны»;

  • показать процесс раскола Европы в политико-экономическом, идеологическом отношении, выразившемся в формировании экономических и военных организаций под эгидой сверхдержав;

  • дать оценку образования военных блоков НАТО и Варшавского договора, завершившие раскол мира на два враждебных лагеря;

  • охарактеризовать гонку вооружений в период «холодной войны» между США и СССР;

  • сравнить геополитическое положение США и СССР после Второй мировой войны и влияние геополитических преимуществ сверхдержав на их соперничество в различных регионах планеты;

  • раскрыть причины и ход Корейской войны 1950-1953 гг., отметив, что первая в период «холодной войны» открытая проба сил оснащенных ядерным оружием сверхдержав закончилась мирными переговорами.

Основные понятия и названия: биполярный мир, «холодная война», Восток-Запад, политико-экономическая экспансия, «экспорт коммунизма», гонка вооружений, план Маршалла, Организация Североатлантического договора (НАТО), консенсус, Организация Варшавского Договора (ОВД), просоветский режим, ядерное противостояние, удар возмездия, геополитическое положение, региональное соперничество, «третий мир», демаркационная линия.

Основные даты: 1949 г. – создание Совета экономической взаимопомощи,

образование Организации Североатлантического

договора (НАТО).

1950 – 1953 гг. – Корейская война.

1955 г. – создание Организации Варшавского Договора

(ОВД).

1957 г. – запуск СССР первого искусственного спутника

Земли.

Персоналии: И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров, Ким Ир Сен, Д. Макартур.

Рекомендации по проведению урока:

Вопросы плана урока

Приемы, средства и содержание обучения

1. Истоки «холодной войны».

а). Сущность «холодной войны».

б). Внешнеполитические цели США и СССР.

в). Направления «холодной войны».

 Изложение учителя с элементами аналитической беседы, в процессе которой дается характеристика положения США и СССР после Второй мировой войны и основных внешнеполитических целей мировых держав. Актуализация знаний учащихся по итогам Второй мировой войны с целью определения изменений в расстановке политических сил на международной арене и формирования содержания понятия «биполярный мир». Раскрывается сущность «холодной войны» как противоборство (военное, политическое, экономическое и идеологическое) двух мировых держав – США и СССР; значение понятий «Запад» и «Восток».

Важно обратить внимание школьников на направления проявлений противоборства США и СССР в период «холодной войны, отмеченные в параграфе: гонка вооружений, соперничество в Европе, участие в региональных конфликтах, идеологическая борьба (стр. 186), раскрываемые в последующих разделах параграфа.

Причины и процесс постепенного возникновения «холодной войны», рекомендуется, оформить в виде схемы или опорного конспекта «Причины и проявления противостояния США и СССР», который составляется в результате коллективной работы класса с помощью учителя.

Работа над понятием политико-экономическая экспансия. Несмотря на то, что слово экспансия выделено курсивом (стр. 186), значение его в «Словаре терминов» отсутствует. Поэтому целесообразно актуализировать знания учащихся, полученные по предыдущему курсу «Россия и мир» 10 класса, где раскрывается значение термина экспансия в узком значении (стр. 392), как «расширение, распространение, захват новых территорий». Опираясь на текст параграфа, учащиеся должны найти и конкретизировать значение данного термина - расширение сферы господства, осуществляемое государством как экономическими методами (вывоз капитала, займы), так и политическими (вооруженный захват территорий, дипломатическое давление, военные базы, расположенные вне территории страны, пропаганда образа жизни и т.д.). Уместно предложить школьникам задание проследить проявление политико-экономической экспансии сверхдержав в процессе изучения темы 6: Биполярный мир и «холодная война».

 Одним из вариантов организации изучения вопросов пункта плана урока может быть построен на основе выполнения и обсуждения проблемного задания №1 (стр. 191) к параграфу вариантов ответа на вопрос об ответственности США и СССР в развязывании «холодной войны» на основе учебного материала параграфа и познавательных заданий.

Обратите внимание! Сталин в декабре 1945-го в беседе с британским министром иностранных дел Э. Бевином мотивировал советскую заявку на управление одной из бывших итальянских колоний: «Почему же нельзя учесть интересы Советского правительства? У Великобритании есть Индия, владения в Индийском океане и целая сфера интересов. У США есть Япония и Китай, а у Советского Союза ничего нет».

  • Используя приведенный текст, а также материал учебника, назовите интересы и планы руководства СССР после Второй мировой войны, помимо упомянутой итальянской колонии.

  • Как вы считаете, обоснованны ли были требования Сталина? Какое положение СССР после войны стремился подчеркнуть Сталин британскому министру иностранных дел? Вспомните, как отразилась победа СССР в войне на ее международном авторитете? Приведите примеры.

Историк В. Печатнов считает, что «сокрушительный разгром смертельных врагов России — Германии и Японии, выход Красной армии к Эльбе и давали уникальную возможность перевести гигантские потери и победы военных лет в гарантии безопасности СССР на долгие годы вперед. «Нам надо было закрепить то, что завоевано»,— вспоминал Молотов, и Сталин, по его словам, был полон решимости не упустить этот исторический шанс и не «дать себя одурачить», как это часто случалось с Россией в предыдущих войнах».

  • Раскройте значение данной позиции советского руководства для внешнеполитических интересов СССР после Второй мировой войны. Как эта позиция характеризует Сталина и советских руководителей?

В работах историков высказывается утверждение, что «с окончанием войны заинтересованность англосаксов в расположении Кремля резко пошла на убыль, а вместе с ней и терпимость к его геополитическим притязаниям».

  • Почему в период войны союзники были «терпимы» к притязаниям Кремля?

  • Что изменило их отношение к политике СССР после войны?

2. Раскол Европы.

а). План Маршалла и его последствия для Европы.

б). Берлинский кризис 1948-1949 гг. и раскол Германии.

в). Образование НАТО.

г). Создание ОВД.

 Работа с текстом учебника (§27), картой №18 «Европа после Второй мировой войны». Работа с картой №18 проводится на основе выполнения учащимися задания №2 (стр. 191) к параграфу. Продолжение работы по составлению схемы «Причины и проявления противостояния США и СССР».

Подумайте! Реализация плана Маршалла и «открытость» Восточной Европы «означала бы открытые двери для торгово-экономического и культурно-пропагандистского проникновения Запада, с которым Москве было явно не под силу конкурировать. А за экономическим влиянием последовало бы и политическое. Поэтому в Кремле с самого начала взяли курс на экономическую изоляцию стран «народной демократии» от Запада, а в 1947 году заставили их отказаться от участия в «плане Маршалла», в котором Сталин не без основания углядел хитроумный подкоп под советский контроль над Восточной Европой».

  • Какие выводы можно сделать из приведенного утверждения современных исследователей о причине реакции советского руководства на план Маршалла? Используя текст учебника, сравните его с данным утверждением.

3. Начало ядерного противостояния.

а). Создание ядерного оружия в СССР.

б). План «Дропшот» США.

в). Рост военной мощи СССР.

 Образное повествование учителя с элементами повторения и обобщения. Возможно, заслушивание сообщений учащихся о знаменитых ученых, внесших значительный вклад в укрепление обороноспособности страны в период «холодной войны».

Подготовка и обсуждение ответов учащихся на вопросы:

  • Что такое «гонка вооружений»? Какие особенности она носила в период «холодной войны»?

4. Начало регионального соперничества.

а). Геополитическое положение США.

б). Геополитическое положение СССР.

в). Корейская война 1950 – 1953 гг.

 Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Корейская война 1950-1953 гг. как проявление «холодной войны». Работа с картой №20 «Страны Восточной Азии во второй половине XX в.» (стр. XXIV).

Задание. Проследите ход Корейской войны 1950-1953 гг. по карте. Возможен ли был другой исход военных действий, учитывая территориальное расположение противоборствующих сторон?

Подумайте! В одном из своих писем лидеру коммунистического Китая Мао Цзэдуну Сталин провоцировал его вмешаться в события в Корее, успокаивая тем, что, если возникнет большая война с участием США, КНР и СССР «мы будем сильнее, чем США и Англия… Если война неизбежна, то пусть она будет теперь, а не через несколько лет …».

  • Какие события в Корее заставили Сталина поторопить вступление войск Китая?

  • Используя текст учебника, подумайте, действительно Сталин стремился превратить Корейскую войну в глобальную с США? Аргументируйте свой ответ.

Работа с понятиями геополитическое положение, «третий мир», демаркационная линия.


24)СССР в 50-60 -х гг. От Сталина к началу десталинизации ХХв. (30(11))

Борьба за власть и начальный этап десталинизации.

5 марта 1953 года умер И. Сталин. После его смерти главой правительства утверждается Г. Маленков, а министром объединенного МВД – Л. Берия.

Берия требовал отстранить ЦК партии от руководства экономикой страны, был согласен на создание единой Германии.

По инициативе Н. Хрущева и министра обороны Н. Булганина Берия был арестован группой офицеров, которой руководил маршал Жуков. В декабре 1953 г. состоялся закрытый судебный процесс над Берией и его сподвижниками. В числе других им предъявили обвинение в осуществлении массовых репрессий и подготовке государственного переворота.
В феврале 1956 г. прошел ХХ съезд КПСС, где Хрущев прочел доклад «О культе личности и его последствиях», в котором приводились многочисленные факты репрессий над руководителями партии, государства и армии во времена Сталина.

Подтверждалось наметившееся после смерти Сталина изменение политического курса как во внутренней политике, так и на международной арене. Этот секретный доклад, опубликованный много позже, положил начало процессу ликвидации последствий «культа личности», либерализации общества, процессам демократизации. Вместе с тем он внес серьезный раскол в международное коммунистическое движение и рядом компартий был признан ревизионистским.

После решений ХХ съезда и последующих партийных и государственных решений начался процесс реабилитации осужденных за политические преступления в период 30-50 гг. Процесс реабилитации принимал все более широкие масштабы.

В 1957 г. были приняты законы о реабилитации «осужденных народов»: была восстановлена Чечено-Ингушская АССР (в составе РСФСР), образована Калмыцкая автономная область, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую автономную область. Высланным представителям этих народностей была дана возможность вернуться на историческую родину.

Остался нерешенным вопрос территориального расселения немцев Поволжья и крымских татар.

Разоблачительная деятельность Хрущева вызывала опасения у многих представителей партийной номенклатуры. На международной арене падал авторитет КПСС.

Группа партийных руководителей (Воронов, Булгарин, Молотов и т.д.) сделали попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС.

В борьбе с этой группировкой Хрущев опирался на «силовиков» (министр обороны Жуков и председатель КГБ Серов) и на специально созванный Пленум ЦК партии. Противники Хрущева были отстранены от власти. Хрущев сосредоточил в своих руках всю партийную (Первый секретарь ЦК КПСС) и государственную (Председатель Совета Министров СССР) власть.

В октябре 1961 г. на ХХ11 съезде КПСС была принята новая, третья программа партии. В ней отмечалось, что «социализм полностью и окончательно» победил. Страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма».

Для построения коммунистического общества следовало создать «материально-техническую базу коммунизма», перейти к коммунистическому самоуправлению, воспитать «нового, всесторонне развитого человека». Эта триединая задача должна быть решена в короткие исторические сроки.

При этом конкретные программы сводились к решению продовольственного вопроса, удовлетворению спроса на потребительские товары, решению жилищного вопроса и ликвидации неквалифицированного труда.

В октябре 1964 г. Хрущев был обвинен в «субъективизме и волюнтаризме» и снят со всех постов. Основным мотивом к его смещению стало недовольство партийной номенклатуры административными экспериментами Хрущева и проводимыми им чистками партийных и государственных постов.

Экономические преобразования.

В 50-х гг. в стране был проведен ряд экономических реформ, не затонувших, однако, основ административно-командной системы.

Лозунгом реформ стал «поворот экономики лицом к человеку», в связи с чем народнохозяйственное производство должно было обеспечить рост благосостояния народа путем развития сельского хозяйства и производства товаров народного потребления.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно-административную систему. По­этому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачи­ваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным администра­тивно-управленческим аппаратом, номенклатурой.


В марте 1955 г. постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок планирования. По новым правилам, местные органы власти стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.

В 1956 г. колхозам было предоставлено право самим определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. Колхозы получили право вносить изменения в Устав сельхозартели применительно к местным условиям.

В 1958 г. отменяются обязательные поставки сельхозпродукции и натурплата, вместо этого был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и денежная оплата труда по дифференцированным расценкам. Колхозникам выдали паспорта. Они стали получать пенсии.

С начала 1954 г. государство стало проводить политику освоения целинных и залежных земель. На февральско-мартовском пленуме ЦК освоение целины было признано основным направлением развития сельского хозяйства. На целину поехала масса добровольцев, на работу в колхозы направлялись специалисты и партийные работники.

После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн. га земли по плану оказалось распахано 33 млн. га. В рекордном урожае зерновых 1956 г., достигшем 125 млн. т, доля целинного хлеба составило около 40 %. Но наряду с положительными моментами в вопросе освоения целинных земель проявилась и другая сторона. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты материалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Их виду упускался и тот факт, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи.

Одновременно с расширением целинных посевов началась кампания по увеличению посевов кукурузы. В СССР это злак начали внедрять насильно, не слушая никаких объяснений. Результаты 1955 г. оказались плачевны. На 20 % засеянных площадей всходов не оказалось вовсе, на 24 % - они были сильно изреженными, на 37,5 % в удовлетворительном состоянии, на 11,5 % - в хорошем, а на 8 % площадей всходы пришлось скосить на зеленую подкормку.