Файл: 1)Революция 19051907 гг причины, этапы, основные события, значение (23,4(11).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
Причины создания СССР. Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП(б).
Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И. В. Сталина). Его авторы утверждали, что объединение республик в реальную, как они ее называли, федерацию (в противовес фиктивной, когда официальные речи о независимости республик прикрывают фактическое всесилие центра) приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик.
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что реальная федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем и др. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных».
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными — унитарными.
8)Международные отношения в 1920-1930-е гг. этапы, основные тенденций.
(13 стр.81-84; 15 (11))
57. Международные отношения в 1920-1930-е гг.
После первой мировой войны ни Версалъско-Вашингтонская система, ни созданная в ее рамках Лига Наций в конечном счете не смогли обеспечить стабильности а Европе. Хотя в течение 20-х гг. особых конфликтов между европейскими государствами не возникало, но это было следствием того, что большинство стран приходили в себя после изнурительной войны.
Правительства стран, проигравших в первой мировой войне, ставили сво- ей целью ревизовать Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений. Турции военным путем удалось пересмотреть навязанный ей мирный договор в 1925 г. Правительства Германии неоднократно ставили вопрос о сокращении размеров репараций, наложенных на страну по условиям мирного договора. С 1923 г. Германия стала получать экономи-ческую помощь по плану Дауэса, в 1926 г. её приняли в Лигу Наций. В течение 20-х гг. неоднократно снижались репарационные платежи Германии.
Серьёзным фактором нестабильности в Европе была политика СССР. Руководство СССР во главе с И. Сталиным старалось не связывать себя никакими обязательствами с остальными странами, которые по советской терминологии именовались "капиталистическим окружением". Со второй половины 20-х гг. в Советском Союзе осуществлялась индустриализация с упором на военную промышленность. Советское руководство по линии Коминтерна поддерживало действия леворадикальных сил в Европе. Так в апреле 1925 г. болгарские коммунисты взорвали кафедральный собор в Софии, переполненный людьми по случаю Пасхи.
Представители СССР принимали участие в работе некоторых между-народных конференций. К середине 20-х гг. Советский Союз установил дип-ломатические отношения со всеми ведущими государствами (лишь США признали СССР только в 1933 г.), а в 1934 г. вошел в Лигу Наций.
С приходом к власти в Германии нацистов руководители многих евро-пейских государств, включая и СССР, осознали угрозу начала новой "большой" войны. Тогда была предложена система коллективной безопасности, которая позволила бы встретить возможную агрессию (если уж её не удастся предотвратить) не в одиночку, а вместе с сильными союзниками. Но создать такую систему в Европе не удалось. СССР заключил договоры о взаимной военной помощи с Францией и Чехословакией.
Начало фашистской агрессии. Между тем Германия и Италия не изменили своих агрессивных планов. В октябре 1935 г. Италия напала на Эфиопию (Абиссинию) и в течение нескольких месяцев захватила ее, сделав своей колонией. В 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность, тогда был проведен плебисцит в Саарской области и она вернулась в состав Германии. Вскоре, нарушив версальские соглашения, Германия ввела войска в Рейнскую демилитаризованную зону.
В 1936 г. фашизм перешел в наступление в международном масштабе. В июле испанские фашисты во главе с генералом Ф. Франко подняли мятеж против правительства Народного фронта. На стороне Франко открыто вы-ступили Германия и Италия, которые направили в Испанию 300 тыс. своих солдат и военную технику. Другие европейские страны и США заявили, что считают начавшуюся в Испании гражданскую войну ее внутренним делом и потому не намерены вмешиваться. На помощь испанскому правительству устремились тысячи добровольцев из разных стран мира, включая СССР. Для борьбы с фашистами в Испанию из СССР контрабандно переправлялось вооружение (в том числе танки, самолеты, тяжелые орудия).
С февраля 1934 г. в Австрии у власти были австрофашисты. 11 марта 1938 г. нацист стал канцлером Австрии, а 12 марта в Австрию вошли германский войска. Состоялся «аншлюс» Австрии.
Почувствовав силу, Гитлер потребовал решения немецкого вопроса в Судетской области Чехословакии, где большинство населения составляли немцы. Руководители СК и Франции согласились на участие в общеевропейской конференции по этому вопросу. На конференцию в Мюнхен в сентябре 1938 г. прибыли представители только 4 государств: Германии, Италии, СК и Франции. Они заставили руководство Чехословакии провести референдум в Судетской области. Судетская область отошла к Германии. В марте 1939 г. германские войска вторглись и в другие области Чехословакии. А Гитлер предъявил претензии к Польше. Большая война в Европе стала неизбежной.
9)Новый курс Ф.Д. Рузвельта : основные черты, итоги , значение.(14 стр 90-95(11))
Новый курс» Ф.Д.Рузвельта- программа экономических и социальных реформ, на основе либерального этатизма, на основе вмешательства государства в экономические и социальные реформы
-
форсированное ведение гос. управления и регулирование экономики -
реформирование системы социальной политики, создание государственной системы социального страхования.
Был направлен на выход из экономического кризиса. Внедрен в практику на основе законов. Государственное измерение отражалось в названии тех структур, которые создавались законом(«Национальные администрации»)
Значение:
1) санация финансово-кредитной системы(оздоровление) 6 марта1933г. закрыты все банки страны. 10 марта открылись банки, способные функционировать дальше. Остальные- часть влилась в более крупные, часть обанкротилась.
2)Восстановление промышленности «Национальной администрацией» : объем капиталовложений, ассортимент и объем продукции, ценообразование, свободе рынка –конец. Внедрение государства.
3)Администрация регулирования С/Х(забивали скот, уменьшали посевы). Перепахано 10 тыс. Га взошедшего хлопчатника, уничтожено 10млн крупного скота. Фермерам, кто согласился- предоставляли кредиты, остальные крестьяне просто становились банкротами.
4) социальные проблемы:
Борьба с безработицей- создана «Администрация Граждан. работ», во главе друг Рузвельта Гарри Гопкинс, проблема социального обеспечения, страхования, изменение системы договоров на «служащий- предприниматель», создание городских автотрасс, создана новая система социального обеспечения- разрешили государству учувствовать в социальной политике. Первые пособия по безработице и пенсии. Система пособий формировалась за счет частного бизнеса и взносов рабочих. Рабочим предоставлялось право заключать коллективные договора, запрещен подкуп профсоюзов, запрещение преследования рабочих за жалобы , за участие в забастовках. Так удалось вывести страну из кризиса. К 1937г. новый взлет экономики(практически идеология кейнсианства.)
Президент Франклин Д. Рузвельт. На выборах президента в ноябре 1932 г. против Гувера выступал кандидат от демократической партии Франклин Делано Рузвельт.
В ходе избирательной кампании Гувер не выдвинул новой программы. Рузвельт напротив, внял общему требованию перемен и в одной из речей произнес фразу: «Я обещаю американскому народу новый курс». Это броское слово «новый курс» («ньюдил») стало популярным лозунгом и названием политики, которая наполнилась реальным содержанием только в так называемый период «ста дней» реформ в марте-июне 1933 г., когда новый президент провел через конгресс целый пакет законов. Президент правильно понял свою миссию — чрезвычайное положение требует чрезвычайных мер.
Реформы «нового курса». Новые функции государства. В марте начала работу первая сессия конгресса. В течение трех месяцев конгресс принял множество законов. Суть их состояла в невероятных для Америки и капиталистического мира масштабах государственного регулирования экономики. Все меры носили чрезвычайный характер и американский размах, а также печать личной смелости и решительности президента. При новом президенте был создан «мозговой трест» из соратников-реформаторов, профессоров Колумбийского университета, бизнесменов, которые сумели показать президенту, сколь гибельным для системы оказался разрыв между массовым производством и низкой покупательной способностью американцев, сколь опасна для американской капиталистической системы безудержная конкуренция корпораций.