Файл: Профессиональная идентичность как результат профессионального самоопределения человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первое, что важно для В.В.Козлова в понимании личности и групп, – это их уникальность и самоценность: каждый человек, любая человеческая своего существования.
Полагаем, что исследование профессиональной идентичности продуктивнее рассматривать с позиций профессионального самоопределения и социализации личности. Чтобы соотнести профессиональную идентичность и профессиональное самоопределение необходимо рассмотреть сущность профессионального самоопределения в отечественных исследованиях.

В своих работах Е.А. Климов отмечал, что профессиональное самоопределение – содержательный процесс, имеющий своё развитие. Показателями этого развития являются изменения в сфере таких важнейших параметров личности, как её профессиональная направленность и профессиональное самосознание. Рассматривая профессиональное самоопределение как деятельность, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа развития человека как субъекта труда, он выделяет два уровня профессионального самоопределения:

-гностический – перестройка сознания и самосознания;

-практический – реальные изменения социального статуса человека.

Согласно Н.С. Пряжникову профессиональное самоопределение заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации, а также нахождения смысла в процессе самоопределения. Автор считает, что главным аспектом профессионального самоопределения является формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Разумеется, формирование этой готовности выдвигается в качестве идеальной цели, потому как в реальности достичь её удаётся очень редко, но идеалы, по убеждению автора, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Данная мысль для нашего исследования является очень важной.
Профессиональное самоопределение понимается и как событие, которое в корне влияет на дальнейшую жизнь человека: самооценку, отношение к самому себе, взаимоотношения с самим собой и др. Пожалуй, трудно назвать хотя бы один аспект образа жизни, на который бы существенным образом не влиял бы выбор профессии, сделанный человеком.


Многие авторы подчёркивают социальный смысл самоопределения, потому что профессиональная деятельность влияет на образ жизни человека. Согласно Е.А. Климову, данный процесс должен рассматриваться не в «эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре». Более того, ценность человека в собственных глазах во многом зависит от его положения в обществе. Другими словами, общество является благотворной средой и в то же время зеркалом значимости личности .

Профессиональное самоопределение – это развёрнутый и длящийся во времени процесс. Исследователи подразделяют его на ряд этапов, продолжительность которых зависит от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Наиболее полно их описал И.С. Кон [57].По мнению исследователей, к числу важных, ключевых этапов профессионального самоопределения личности относится период обучения в вузе, зачастую определяющий весь ход дальнейшей жизни человека. Именно в этот период начинает формироваться профессиональная идентичность. Профессиональное самоопределение, как считают исследователи, зависит от ряда факторов, среди которых традиционно выделяются уровень развития личности, интерес к делу, способности, особенности семьи (статусный, образовательный, материальный), условия воспитания и обучения, социальная престижность профессий и т.д. Некоторые факторы достаточно стабильны – роль образовательного уровня семьи, наличие способностей к делу, другие, наоборот, динамичны – материальные факторы, изменение престижа ряда профессий и пр.
Таким образом, профессиональное самоопределение личности сопровождается изменением представлений человека о себе, своём месте в профессиональном и социальном мире, т.е. обретением профессиональной идентичности. Этот процесс находится в основе профессионального становления, превращения индивида в профессионала.

2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ


В условиях глобализации профессиональную идентичность можно рассматривать как главный детерминант профессионального развития личности и основную характеристику субъекта труда [1, 3-5].

Благодаря профессиональной деятельности и личностным качествам субъект конструирует свое профессиональное взаимодействие с окружающим миром и обретает самоуважение [1, 6]. Под профессиональной идентичностью понимается сочетание качества содержания профессии, обеспечивающее индивиду достижение желаемого уровня профессионального роста и профессионализма, а также применения полученных навыков и умений в измененных условиях деятельности [2, 34-38]. Профессиональная идентичность выполняет две функции: стабилизирующую (когда обеспечивается профессиональная концентрация и стойкое профессионально-умственное положение, включающее в себя такие качества, как сопротивляемость к изменениям и способность к ликвидации неадекватных профессиональных стереотипов и т.д.) и преобразующую (направленную на развитие и изменение профессиональной позиции личности). Заметим, что вторая функция зависит от таких параметров, как степень изменения важных профессиональных качеств и идентификации себя с профессией, профессиональным дистанцированием (для адаптации к изменившимся условиям профессионального пространства).



Соединение этих двух функций дает возможность личности профессионально самоопределиться и развиваться в профессиональном отношении. Следовательно, профессиональная идентичность выступает в качестве важного элемента структуры личности, ведущего фактора еѐ карьеры, предоставляя возможность профессионально успешно адаптироваться. Профессиональная идентичность помимо личностного, имеет также социальный характер. Так, например, интеракция с другими работниками дает индивиду возможность понимать свое место в профессиональной и социальной среде. Отсюда следует, что профессиональная идентичность обусловлена как осознанием собственных профессиональных качеств, так и профессиональной социализацией.

Относительно места профессиональной идентичности в общей структуре идентификационных процессов существует ряд мнений. Например, В.И.Павленко считает профессиональную идентичность частью личностной идентичности [4, 137-139]. Однако такая позиция разделяется далеко не всеми исследователями. Мы разделяем точку зрения Н.С.Пряжникова о том, что профессиональная идентичность не является подвидом личностной идентичности по той причине, что она связана с групповым членством.

Поэтому еѐ нужно считать подвидом социальной идентичности, которая связана с самоопределением личности в социальной группе. Именно система ценностей придает идентичности личностный характер, помогая ей воспринять членство в группе. В виду того, что профессионализация основана на переоценке сложившейся системы ценностей и осознании собственных профессионально важных качеств, возникает иллюзия, что профессиональная идентичность и личностная - явления одного порядка. Идентичность или профессиональную идентичность можно считать как динамической, изменяющейся в зависимости от контекста ситуации, так и статической характеристикой. В первом случае предполагается, что человек лишен зафиксированной идентичности и все зависит от социального окружения человека. Во втором случае можно предполагать, что несмотря на изменения в социально-политической, экономической и культурной жизни того или иного общества человек с трудом меняет свои базовые принципы, тем самым его идентичность терпит очень незначительные изменения. На наш взгляд, каждый человек по-разному реагирует на изменения окружающей среды и отсюда степень значительного или незначительного изменения его идентичности является вопросом индивидуальным.

Профессиональное становление как процесс превращения индивида в профессионала сопровождается изменением представлений человека о себе, своем месте в профессиональном и социальном мире, т.е. обретением профессиональной идентичности.


Профессиональная идентичность может быть рассмотрена и как результат профессионального самоопределения. В этом случае она проявляется в отождествлении себя с определенной профессией и профессиональным сообществом [6, 64- 65]. Профессиональную идентичность также можно рассматривать, как например, это делает Ю.П.Поваренков, в качестве ведущего показателя профессионального развития субъекта, как его эмоциональное состояние (отношение к профессиональной деятельности и собственной профессионализации) и как подструктуру профессионального пути (как качества субъекта, которые направляют его профессиональную идентичность и обеспечивают профессиональное развитие).

Далее, рассмотрим вопрос о взаимосвязи между понятием "профессиональная идентичность" и терминами "профессиональное самоопределение", "профессиональное саморазвитие" и т.д. С одной стороны, все эти понятия, выражая суть изменения личности в процессе профессиональной деятельности, являются понятиями близкими по смыслу. Но в то же время по содержанию они значительно отличаются друг от друга. Так, профессиональная идентичность выражает представления человека о своем месте в определенной профессиональной общности, где важное место занимают определенные ценности, мотивационные ориентиры, а также субъективное отношение к своей профессиональной принадлежности. В этом отношении профессиональная идентичность выступает как синтетическое явление, выражающая личностные характеристики индивида. Последнее позволяет индивиду найти свое место в мире профессий, рационально использовать свой профессиональный и личностный потенциал, проанализировать возможное будущее своего профессионального пути. Следует подчеркнуть разноплановость взаимоотношений профессиональной идеентичности и профессионального самоопределения, где важное значение имеет временной аспект профессионализации. Так, на начальном этапе профессионализации профессиональное самоопределение выступает условием обретения профессиональной идентичности личности. На более поздних же этапах профессионализации необходимость преобразования профессиональной идентичности приводит к активизации или перестройке содержания профессионального самоопределения. Отсюда можно предполагать, что профессиональная идентичность является результатом процессов профессионального самоопределения.

В процессе профессионального самоопределения идентичность личности к выбранной профессии имеет важное значение, которая выступает в трех аспектах:


1. Когнитивном: образ Я (самоидентичность) состоит из реального Я и идеального Я. Описывая свой образ, мы формулируем основные характеристики нашего привычного самовосприятия. В понятии «реальное» главное – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальное Я – это представление личности о себе в соответствии с желаниями – «каким я хотел бы быть».

2. Эмоциональном: данная идентичность состоит из двух частей: публичной идентичности (реакция других на наше поведение) и социальной идентичности (представления других о нас). Однако расхождение между реальным и идеальным образами может привести как к позитивным (развитие личности), так и негативным последствиям (различным внутриличностным конфликтам и девиантному поведению). Желание приблизиться к идеальному образу порождает мотивацию к действию, в том числе и по созданию имиджа. Если по каким-то причинам идеальный образ не может актуализироваться, то самооценка человека становится низкой. В дальнейшем на самооценку индивида влияют: социум, общественные нормы, стандарты и ценности.

3. Поведенческом: человек испытывает удовлетворение от избранного и хорошо выполняемого им дела. В этом проявляется его индивидуализация, собственный выбор.

Понятие "профессиональное самоопределение" может быть шире или уже понятия "профидентичность". Так, оно шире в том смысле, что профессиональное самоопределение охватывает длительный период профессиональной деятельности человека, уже - т.к. в целом относится к акту выбора профессии, цели профессиональной деятельности, выбора путей ее реализации. Профидентичность шире, т.к. связывает в единое целое действительное и сознательное, относится к выбору, принятию решения и профессиональной самоактуализации. Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации, в условиях выполнения профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение, если еѐ понять как самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы, предшествует профессиональной идентичности.

Заключение


Таким образом, при отождествлении себя с определенной профессией и профессиональным сообществом профессиональная идентичность может быть рассмотрена как результат профессионального самоопределения личности. Суть взаимосвязи между профессиональным самоопределением и профессиональной идентичностью заключается в следующем: если в начале профессионализации профессиональное самоопределение выступает условием обретения профессиональной идентичности личности, то позже необходимость преобразования профессиональной идентичности приводит к перестройке содержания профессионального самоопределения. Отсюда профессиональная идентичность может быть рассмотрена как результат процессов профессионального самоопределения личности. Кроме того, если профессиональное самоопределение охватывает длительный период профессиональной деятельности человека, и в целом относится к акту выбора профессии, цели профессиональной деятельности, выбору путей ее реализации, то профессиональная идентичность отражает профессиональное самосознание, тождество человека и его деятельности, мастерство и является продуктом профессионального опыта и взаимодействия. Профидентичность относится к выбору, принятию решения и профессиональной самоактуализации.