Файл: Профессиональная идентичность как результат профессионального самоопределения человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра автоматизированных электроэнергетических систем
и электроснабжения
Доклад на тему:
Профессиональная идентичность как результат профессионального самоопределения человека
Работу выполнил:
студент 1 курса
группы ЭЭТ-м-о-22-1
Айнакулов Александр Эрикович
Работу принял:
Золотарева Татьяна Алексеевна
Ставрополь, 2023
ВВедение
Система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения.
Широкое распространение термина «идентичность», его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Эрика Эриксона. Согласно Эриксону, процесс становления и развития идентичности «оберегает целостность и индивидуальность опыта человека... дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, представленными обществом» (Э. Эриксон, 1996) [11]. В своих работах Эриксон рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру, что связано с тремя основными уровнями человеческой природы: индивидуальным, личностным и социальным.
Первый уровень - это преставление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремленным в будущее.
Второй уровень идентичности определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некую тождественность самому себе.
Третий уровень - как личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Это те характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и не похожих на себя.
Профессиональную идентичность можно рассматривать как компонент социальной идентичности личности. Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [12].
Субъективное значение различных социальных реакций человека тем больше, чем сильнее они включены в общую модель развития, характерную для данной профессиональной культуры. Профессиональное сообщество - это принадлежность к группе, где групповое согласие «имеет общее поле сил, которые действуют на члена группы для того, чтобы он остался в группе. Это «поле» включает различные силы: привлекательность группы, привлекательность членов группы, ценность групповой деятельности и так далее». Люди объединяются вместе благодаря наличию общих целей и требованию взаимозависимости действий.
Содержание
ВВедение 2
Содержание 4
1 Профессиональное самоопределение как основа профессиональной идентичности личности 5
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 13
Заключение 18
Библиографический список 19
1 Профессиональное самоопределение как основа профессиональной идентичности личности
Понятие профессионального самоопределения личности тесно связано понятиями, характеризующими профессиональный путь личности: идентификация, становление, развитие, самореализация в профессии. Так, идентификация предполагает формирование личностных особенностей профессионала, в которых проявляются его представления о своём месте в социальной и профессиональной среде, уровень деятельности, что определяет отношение профессионала к действительности. Профессиональное становление подразумевает определённые этапы, связанные со специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, обеспечивающими успешное выполнение профессиональной деятельности. Профессиональное развитие включает закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности. Данный процесс, характеризуется количественными, качественными, структурными перестройками, что обеспечивает нормальное функционирование человека как субъекта труда. ссылка!!! Самореализация в профессии в нашем понимании – это осуществление себя, как обнаружение, и вследствие этого развитие своих возможностей: обогащение смыслов деятельности и поведения, раскрытие и усиление способностей, свободы индивидуального развития и творчества, что в целом способствует процессу саморазвития личности.
Профессиональное самоопределение охватывает и включает в себя вышеперечисленные понятия. Традиционно профессиональное самоопределение соотносится с активностью личности. Вопросам активности, целостности, открытости, динамичности и саморазвитию личности уделяли внимание в своих концепциях многие отечественные и зарубежные ученые.
Так, активная позиция человека в собственном становлении, развитии, деятельности и взаимодействии с окружающими подчёркивается К.А. Альбухановой- Славской. По её мнению, активность служит как своеобразным «посредником» между людьми как элементами социальной системы, так и «… той необходимой мерой социальных и личных взаимодействий, посредством которых они осуществляются оптимально, с наименьшими потерями и затратами».
Ценной является мысль и о том, что формирование внутреннего Я человека невозможно без постоянного внешнего испытания им самого себя. При этом взаимодействие с людьми и их реакция на те или иные его проявления позволяет индивиду получить своеобразный «отклик», подтверждающий или опровергающий адекватность способа его действия, общения, что даёт ему основания «быть более уверенным в себе».
С.Л. Рубинштейн подчёркивает активную, деятельную позицию самого человека в обеспечении собственного психического роста, личностного самосовершенствования и развития. Автор показывает механизм этого динамического процесса через противоречивую взаимосвязь индивида с окружающей средой и людьми: «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя. Этот выход … не есть отрицание моей сущности …, это – её становление и вместе с тем реализация… Отрицается только моё наличное бытие, моя завершённость, конечность».
Можно сказать, что, по мнению С.Л. Рубинштейна, именно взаимодействие с ближайшей средой и людьми служит источником саморазвития личности, средством обеспечения его самореализации и стимулом личностного роста, который осуществляется непрерывно на протяжении всей жизни человека.
А.Н. Леонтьев утверждает, что в качестве инициатора непосредственного контакта с миром выступает сама личность как существо, обладающее внутренним источником активности. Данная мысль позволяет нам полагать, что углубление процесса саморазвития и движение личности по ступеням своего совершенствования невозможно без укрепления его субъектности во взаимодействии с окружающим миром и людьми. В таких контактах внутреннее человека (его психические процессы и состояния, мотивы, потребности, интересы и т.д.) получает возможность для своего изменения. Согласно А.Н. Леонтьеву, именно во внешнем находят поле для своей актуализации внутренние потенциалы личности, которые в нём переходят из возможности в действительность
, конкретизируются, развиваются, обогащаются и преобразовывают своего носителя - субъекта. При этом сам преобразованный субъект выступает как «преломляющий в своих текущих состояниях внешние воздействия», то есть как вполне самостоятельный и активный деятель.
О.Н. Крутова, базируясь на том, что окружающий человека мир есть общественные отношения, считает, что на личность оказывает влияние совокупность взаимодействий людей в различных формах – непосредственных и опосредованных, в которые включена и она сама.
Действительность, реальный мир человека, а также культура, по её мнению, есть «взаимодействие людей, процесс их деятельности, совокупность её результатов». Включение в субъектные отношения способствует пробуждению импульсов к саморазвитию, обеспечивает постоянное стремление к сознательному самоизменению. Такая личность способна к самоанализу, самооценке, рефлексии. Она умеет стать выше конкретной ситуации, стремится к осмысленным действиям, к выбору позиции, поступку и ответственности за него, способна к совместной коллективной деятельности и сотрудничеству. Вышеперечисленное даёт личности возможность «… самостоятельно ориентироваться в социальном – человеческом – пространстве» .
Видение личности как уникальной целостной системы, открытой внешним влияниям, динамичной и опирающейся на внутренне присущий ей источник собственной активности прослеживается в работах Г. Олпорта, А. Маслоу, К.Роджерса и др.
Г. Олпорт определяет личность как динамичную (мотивированную) развивающуюся систему, как то, что индивидуум представляет собой – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Главное в личности – не зависимость от прошлого, а жизнь в настоящем, предполагающая реализацию индивидом своих личностных потенциалов, его самоактуализацию. Важной в плане исследуемой нами проблемы является также мысль о том, что «развитие человека как открытой системы происходит всегда во взаимосвязи, во взаимоотношениях с другими людьми. При этом индивид не только отдаёт что-то окружению, но и сам получает от него».
Взглядам Г. Олпорта близки взгляды А. Маслоу, автора концепции целостного подхода к человеку и оригинальной модели личностной мотивации, в рамках которой он особо выделяет потребность личности в самоактуализации как реализации своих потенций, способностей и талантов, как её «полноценного развития». Стремление человека к самоактуализации А. Маслоу считает основным источником человеческой деятельности, поведения и поступков. Данная потребность, по мнению автора концепции, составляет ядро человека.
К.Р. Роджерс полагает, что Я-концепция личности есть фундаментальный компонент в её структуре, она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой. Не абсолютизируя влияние среды, К. Роджерс полагает наличие у человека прежнего опыта в качестве причины того, что условия среды сами по себе не определяют его поведение, как не определяют его сами по себе внутренние стимулы, идущие непосредственно от индивида: «Человек живёт, действует и развивается под влиянием некоторой особой, как бы промежуточной реальности, представляющей собой опыт индивида с окружающими его условиями». Таким образом, реализуется особая роль взаимодействия в развитии социализированной личности. Определяя в качестве центрального звена в структуре личности самосознание и самооценку, К. Роджерс утверждает, что «… личность становится видимой для нас посредством отношений с другими». Самоактуализацию личности как основного мотива её поведения К. Роджерс связывает с вопросами её взаимодействия с действительностью. Согласно автору, стремление к самоактуализации не уменьшает, а увеличивает напряжение в системе «человек – окружающий мир», что побуждает человека к поиску новых стимулов и возможностей роста.Представляется, что взаимодействие с окружающими выступает значимым фактором личностного развития человека. Вместе с тем хотим заметить, согласно К. Роджерсу, не всякое взаимодействие способно позитивно влиять на личностное развитие субъекта. Следовательно, особая роль принадлежит «помогающим отношениям», значимым, референтным.
Необходимо отметить, что В.В.Козлов в своих работах исходит из того, что любая личность и группа совершенны и уникальны. Они уникальны, потому что:
1) имеют уникальную структуру по системе своих отождествлений с идеями, социальными статусами, ценностями, тенденциями, направленностью и материальными объектами;
2) имеют уникальную систему воспитания и формирования, жизненный путь;
3) имеют уникальный язык взаимодействий с миром.
Человек и группа разговаривают с миром не только на уровне словесного языка, но и на уровне эмоций, языка символов, языка знаков, телесностью. Единство этих трех компонентов (структура, эволюция и язык взаимодействия с реальностью) и создают личность и группу, которые бесподобны в прямом и самом непосредственном понимании этого слова. Нет ни одной личности и группы в социальной реальности, которая была бы похожа на другую.