Файл: Рабочая программа по предмету Физика для обучающихся с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Физика»
для обучающихся с задержкой психического развития
8 а, 8 в класс
(срок реализации — 1 год)
Составитель: Григорьева Е. А.,
учитель физики
I квалификационной категории
2017 г.
Содержание.
| Пояснительная записка. | стр. 3 |
| Планируемые результаты освоения учебного предмета. | стр. 9 |
| Содержание учебного предмета. | стр. 20 |
| Тематическое планирование. | стр. 26 |
| Календарно-тематическое планирование. | стр. 31 |
| Методическое и материально-теническое обеспечение учебного процесса, цифровые образовательные ресурсы. | стр. 44 |
-
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Физика» 7-9 классы от 2012 г. и ООП СОО МБОУ « Славская СОШ».
В соответствии с учебным планом МБОУ «Славская СОШ» рабочая программа рассчитана на 68 часов (34 недели по 2 учебных часа в неделю) в 8 классе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике А. В. Перышкина «Физика» для 8 класса системы «Вертикаль».
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Учебник «Физика. 8 класс» автор А. В. Перышкин, для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по физике для 7-9 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Структура документа.
Программа включает 6 разделов:
-
пояснительную записку; -
содержание учебного предмета; -
планируемые результаты освоения предмета, -
тематическое планирование, -
календарно-тематическое планирование, -
методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, цифровые образовательные ресурсы.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются формирование:
метапредметных компетенций, в том числе предметных когнитивных и специальных знаний.
Цели изучения
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; -
овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации; -
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; -
воспитаниеубежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; -
использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи изучения
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; -
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; -
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; -
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; -
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: -
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Общая характеристика учебного предмета.
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
-
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; -
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; -
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; -
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; -
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе; -
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
-
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; -
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; -
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; -
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; -
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
УМК в целом, и учебник в частности, соответствуют всем общедидактическим принципам организации обучения: научности, систематичности, последовательности и другим. Наряду с этим реализованы и следующие принципы.
-
Наличие компонентов, адресованных учащимся с различным уровнем способностей -
Учет меж- и внутрипредметных связей при одновременном усилении роли физических теорий как научного обоснования материала -
Высокая степень структурированности материала и иллюстрированности учебника
Следует отметить акцент на деятельностный характер обучения, который отражен в учебнике через включение в учебный текст описаний наблюдений и опытов, которые могут быть выполнены учащимися самостоятельно, а также через подбор заданий к параграфу, опирающихся на исследование, анализ, систематизацию учебного материала.
Практическая направленность обучения также реализуется путем изучения явлений природы, знакомства с конструкцией и принципами работы технических устройств, механизмов и приборов, используемых человеком в своей деятельности.
Каждый параграф включает текст, поясняющие подписи к рисункам, таблицам и формулам. Особенностью книги является зрительный ряд, составляемый рисунками. Этот ряд представляет собой своеобразный «конспект» материала, помогающий освоить его ученикам, ориентированным на восприятие визуальной информации.
В конце каждой темы дается краткий конспект теоретического материала, содержащий определения и наиболее значимые комментарии к ним.
Имеется навигационный аппарат учебника: оглавление, предметный указатель, ссылки на ранее изученные параграфы и формулировки конспекта теоретического материала, навигационные значки, показывающие на привлечение других материалов УМК.
Аппарат отработки усвоения теоретической компоненты представлен заданиями «Проверь себя», которые заключаются в том, что учащимся необходимо ответить на вопросы, используя точные цитаты из текста учебника (1 уровень). Это развивает умение школьников работать с текстом. Кроме того, имеются вопросы, которые требуют для ответа умения интерпретировать текст (2 уровень).
Аппарат отработки усвоения практической компоненты представлен заданиями в конце параграфов и каждой темы.
Наглядность изложения и направленность на развитие интереса учащихся учтены в характере изложения: он, главным образом, индуктивный, то есть с опорой на эксперимент и/или жизненный опыт учащихся. Этому способствует красочное оформление и высокая степень иллюстрированности.
Направленность на формирование общеучебных умений и способностей учащихся реализована наличием заданий на выработку умения:
-
воспринимать и интерпретировать учебный текст (задания 1 и 2 уровней); -
описывать результаты наблюдений и опытов, обобщать и систематизировать (задания к параграфам и темам,) -
использовать различные средства визуализации и интерпретации: числовую прямую, метод интервалов, метод верхней и нижней границ, построения графика, столбчатой диаграммы, таблицы.
Направленность на формирование навыков самостоятельной работы реализована наличием:
-
заданий, реализующих умение работать с текстом на 1 и 2 уровне. -
задач разноуровневого характера. -
заданий для домашней экспериментальной работы. -
дополнительного материала углубляющего и расширяющего характера.
Объем основного материала соответствует нормам учебного времени.
Изучение физики для детей с ЗПР направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; -
интеллектуальное развитие,формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных физической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей. -
развитие высших психических функций,умение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность.