Файл: Рабочая программа по предмету Физика для обучающихся с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Адаптированная рабочая программа

по предмету «Физика»

для обучающихся с задержкой психического развития

8 а, 8 в класс

(срок реализации — 1 год)

Составитель: Григорьева Е. А.,

учитель физики

I квалификационной категории


2017 г.

Содержание.




Пояснительная записка.

стр. 3



Планируемые результаты освоения учебного предмета.

стр. 9



Содержание учебного предмета.

стр. 20



Тематическое планирование.

стр. 26



Календарно-тематическое планирование.

стр. 31



Методическое и материально-теническое обеспечение учебного процесса, цифровые образовательные ресурсы.

стр. 44



  1. Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Физика» 7-9 классы от 2012 г. и ООП СОО МБОУ « Славская СОШ».

В соответствии с учебным планом МБОУ «Славская СОШ» рабочая программа рассчитана на 68 часов (34 недели по 2 учебных часа в неделю) в 8 классе.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб­нике А. В. Перышкина «Физика» для 8 класса системы «Вер­тикаль».

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Учебник «Физика. 8 класс» автор А. В. Перышкин, для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по физике для 7-9 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Структура документа.


Программа включает 6 разделов:

  1. пояснительную записку;

  2. содержание учебного предмета;

  3. планируемые результаты освоения предмета,

  4. тематическое планирование,

  5. календарно-тематическое планирование,

  6. методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, цифровые образовательные ресурсы.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются формирование:

метапредметных компетенций, в том числе предметных когнитивных и специальных знаний.

Цели изучения

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитаниеубежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Задачи изучения

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Общая характеристика учебного предмета.

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические зако­ны, лежащие в основе мироздания, являются основой содер­жания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружаю­щем мире.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и зако­нов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явле­ний природы, о закономерностях процессов и о законах фи­зики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружаю­щего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих спо­собностей учащихся, а также интереса к расширению и уг­лублению физических знаний и выбора физики как про­фильного предмета.


Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, теп­ловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физиче­ских величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природ­ные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измери­тельных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятия­ми, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от не­проверенной информации, ценности науки для удовлетворе­ния бытовых, производственных и культурных потребнос­тей человека.

УМК в целом, и учебник в частности, соответствуют всем общедидактическим принципам организации обучения: научности, систематичности, последовательности и другим. Наряду с этим реализованы и следующие принципы.

  • Наличие компонентов, адресованных учащимся с различным уровнем способностей

  • Учет меж- и внутрипредметных связей при одновременном усилении роли физических теорий как научного обоснования материала

  • Высокая степень структурированности материала и иллюстрированности учебника

Следует отметить акцент на деятельностный характер обучения, который отражен в учебнике через включение в учебный текст описаний наблюдений и опытов, которые могут быть выполнены учащимися самостоятельно, а также через подбор заданий к параграфу, опирающихся на исследование, анализ, систематизацию учебного материала.

Практическая направленность обучения также реализуется путем изучения явлений природы, знакомства с конструкцией и принципами работы технических устройств, механизмов и приборов, используемых человеком в своей деятельности.

Каждый параграф включает текст, поясняющие подписи к рисункам, таблицам и формулам. Особенностью книги является зрительный ряд, составляемый рисунками. Этот ряд представляет собой своеобразный «конспект» материала, помогающий освоить его ученикам, ориентированным на восприятие визуальной информации.


В конце каждой темы дается краткий конспект теоретического материала, содержащий определения и наиболее значимые комментарии к ним.

Имеется навигационный аппарат учебника: оглавление, предметный указатель, ссылки на ранее изученные параграфы и формулировки конспекта теоретического материала, навигационные значки, показывающие на привлечение других материалов УМК.

Аппарат отработки усвоения теоретической компоненты представлен заданиями «Проверь себя», которые заключаются в том, что учащимся необходимо ответить на вопросы, используя точные цитаты из текста учебника (1 уровень). Это развивает умение школьников работать с текстом. Кроме того, имеются вопросы, которые требуют для ответа умения интерпретировать текст (2 уровень).

Аппарат отработки усвоения практической компоненты представлен заданиями в конце параграфов и каждой темы.

Наглядность изложения и направленность на развитие интереса учащихся учтены в характере изложения: он, главным образом, индуктивный, то есть с опорой на эксперимент и/или жизненный опыт учащихся. Этому способствует красочное оформление и высокая степень иллюстрированности.

Направленность на формирование общеучебных умений и способностей учащихся реализована наличием заданий на выработку умения:

  • воспринимать и интерпретировать учебный текст (задания 1 и 2 уровней);

  • описывать результаты наблюдений и опытов, обобщать и систематизировать (задания к параграфам и темам,)

  • использовать различные средства визуализации и интерпретации: числовую прямую, метод интервалов, метод верхней и нижней границ, построения графика, столбчатой диаграммы, таблицы.

Направленность на формирование навыков самостоятельной работы реализована наличием:

  • заданий, реализующих умение работать с текстом на 1 и 2 уровне.

  • задач разноуровневого характера.

  • заданий для домашней экспериментальной работы.

  • дополнительного материала углубляющего и расширяющего характера.

Объем основного материала соответствует нормам учебного времени.

Изучение физики для детей с ЗПР направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие,формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных физической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

  • развитие высших психических функций,умение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность.