Файл: Новые тенденции в обучении математике в условиях пандемии на примере спо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Новые тенденции в обучении математике в условиях пандемии на примере СПО
Статья рассматривает методику преподавания математики в СПО в период введения дистанционного формата обучения и период после выхода с тотального дистанционного формата. На примере СПО автор выделяет новые тенденции в обучении математике в условиях пандемии.
Ключевые слова: лекции, практические занятия, математика, дистанционное обучение, современные технологии.
В 2020 году весь мир охватила пандемия коронавирусной инфекции. В марте 2020 года в России начался период самоизоляции. Система образования была вынуждена в кратчайшие сроки переходить на дистанционные формы обучения школьников и студентов. Внезапность введения дистанционного формата породила круг проблем, с которыми столкнулось образование. 2020-21 уч. гг. прошел уже без введения повсеместных дистанционных форм, однако с практикой закрытия отдельных учебных групп на карантин эти методы использовались точечно. Учебный год 21-22 продолжает сложившую практику закрытия на карантин отдельных учебных групп по уровню заболеваемости и контактности.
Рассмотрим понятие дистанционного обучения. Профессор А.А. Андреев дает такое определение: ««целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем, со средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и между собой» [1, с. 40]. О дистанционном обучении активно говорили на страницах периодических изданий и до пандемии [2-3]. Но только введение повсеместного дистанционного обучения в системе позволило увидеть рост внимания педагогического сообщества к проблеме. Публикации по этой теме разделились на группы: первая очерчивала круг трудностей, с которыми столкнулись студенты и преподаватели, вторая давала пути решения возникших проблем. Педагоги СПО делились своим опытом дистанционного преподавания различных общеобразовательных дисциплин, рассказывали о тонкостях использования цифровых платформ и ресурсов [4-5].
К резкому переходу на дистанционные формы оказались не готовы как преподаватели, так и студенты. Преподаватели частично показали неготовность к увеличению нагрузки, смене формата преподавания, освоению цифровых платформ, использованию ТСО. Студенты показали снижение мотивации к обучению, отсутствие готовности к самостоятельной работе над дисциплинами, сложности с технической стороной вопроса. Отсутствие живого контакта привело к проблемам в понимании материала, списыванию на практических и контрольных занятиях, прогулам со стороны студентов. Для профилактики и устранения проблем работа со студентами должна вестись индивидуально. К сожалению, это приводит к увеличению временных затрат преподавателя.
Важнейшими тенденциями в преподавании математики в условиях дистанционного обучения стали:
-
применение дистанционных онлайн-систем обучения; -
применение дистанционных технологий на всех этапах: изучение материала, закрепление материала, контроль, проверка самостоятельной работы; -
дистанционный индивидуальный подход к студенту для эффективного усвоения материала; -
повышение методической и компьютерной грамотности преподавателя для качественной разработки материалов для дистанционного обучения; -
повышение уровня технической оснащенности учебного процесса.
В начале семестра у каждой студенческой группы необходимо выявить уровень технической оснащенности и с учетом реального положения планировать работу со студенческой группой. Важным фактором эффективной работы является двусторонняя качественная связь и качественное техническое оборудование. Руководство СПО должно качественно оборудовать автоматизированные рабочие места преподавателей: веб-камеры, наушники с микрофонами (для чистоты звука), современные ноутбуки, либо стационарные компьютеры, необходимое ПО (как для проведения занятий, так и для создания учебных материалов), высокий и стабильный уровень интернет-сигнала, графические планшеты либо интернет-доски для преподавателей математики и точных дисциплин. Определение в начале семестра четких требований к минимуму для сдачи – необходимое условие для эффективной работы.
Удобно организовать представление дисциплины в онлайн-системах, используемых в СПО. Например, в системе Moodle возможно организовать полное представление дисциплины: лекционный материал в текстовом и видео-формате, задачи для практического решения, учебник и решебник, тестовый контроль знаний, индивидуальный контроль (студент может прикрепить для преподавателя файлы с решениями в личном кабинете, увидеть оценку и замечания преподавателя), контроль знаний после каждой темы (ответы на контрольные вопросы). Наглядность представления материала повышает качество усвоения материала студентами. Наращивание индивидуальной методической базы по преподаваемым дисциплинам – важная часть работы. Руководству СПО совместно с учебно-методическим управлением важно разработать и предоставить преподавателям методические рекомендации по организации учебного процесса в дистанционном формате: ведению лекций, вебинаров, формированию онлайн-курсов.
Одним из наиболее актуальных вопросов остается вопрос взаимодействия студента с преподавателем. Формы, которые использовались: группы в социальных сетях (групповые объединения, личные сообщения), группы в мессенджерах, электронная почта, образовательные системы (например, Moodle), платформы для онлайн-общения (Skype, Zoom, Discord, Mirapolis). Важно наладить индивидуальный контакт с каждым студентом для контроля усвоения текущего материала.
Для обеспечения учебного процесса в условиях пандемии преподавателю математики необходимо иметь все учебные материалы в электронном виде (тексты контрольных работ, тексты лекционных занятий, презентации, подборки обучающих видеороликов), изучить имеющиеся издания в электронно-библиотечных системах (ЭБС) для рекомендации студентам для самостоятельной работы. В начале преподавания дисциплины необходимо сформировать списки литературы и источники дополнительной информации, доступные студентам в электронном виде.
Также необходимо разработать подробные инструкции для всех видов учебных занятий и форм контроля: лекции, практические занятия (дата, время, ссылка, необходимый минимум (ручка, тетрадь, учебник, циркуль, линейка, карандаш, ластик)), контрольные и зачетные занятия (подробное указание в какой форме проводятся контрольные мероприятия: тест, контрольная работа на листах, устное собеседование, экзамен по билетам).
При проведении лекций для чертежей, графиков, наглядного представления задач можно использовать графические планшеты либо интерактивные доски. Отсутствие лекционных занятий для дисциплин математического цикла недопустимо. Так как именно лекционный материал обеспечивает понимание студентом алгоритма решения задач, теоретических основ.
Практические занятия должны проходить в онлайн-формате. Можно увеличить долю самостоятельной работы студентов, но переводить изучение практической части на самостоятельное обучение приведет к отрицательным результатам, снизит качество обучения и статистические показатели успеваемости. Для оценки знаний и поддержания мотивации у студентов целесообразно использовать балльно-рейтинговую систему.
Важно продумать степень участия студента в образовательном процессе. Учитывать работу студента в чате, при организации опросов в видеоформате оценивать ответы студента.
Дистанционные формы в адаптированном виде применимы и востребованы в традиционных видах обучения. Математика является сложной дисциплиной для гуманитарных и технических направлений в СПО. Наглядность представления, индивидуальный подход, применение современных технологий в учебном процессе позволят достичь высоких результатов в изучении математики в СПО. Активное использование информационных технологий делает представление содержания дисциплин математического цикла более понятным для студентов.
Список литературы:
-
Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Открытое образование. 2013; № 5: 40 – 47 -
Астахова Т.А. Возможности и проблематика дистанционных форм обучения, выбор системы дистанционного обучения. Управление человеческим потенциалом. 2012; № 1: 56 – 63. -
Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения. Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016; № 118: 89 – 92. -
Бакина Т.В. Организация дистанционного обучения в СПО по специальным дисциплинам. Available at: http://проф-обр.рф/blog/2020-05-21-1572 -
Гладышев Д.Е. Дистанционные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин в колледже. Профессиональное образование и рынок. 2020; № 2: 63 – 65.