Файл: Методические указания по прохождению профессиональных практик (педагогической, производственной и исследовательской).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 посещения, надо составить программу наблюдения или, как говорят, осуществить декомпозицию цели, т.е. разложить цель на составляющие.
Например, если цель посещения - определить результативность метода проблемного изложения, тогда программа наблюдения будет такой:
- как формулируется преподавателем проблема,
- насколько доступно педагог излагает материал,
- с помощью, каких приемов преподаватель активизирует студентов.
А если цель посещения - выявить оптимальность использования фронтальной, групповой, индивидуальной, коллективной форм организации учебной деятельности на учебном занятии, то программа наблюдения будет следующей:
- какие формы организации учебно-познавательной деятельности используются на занятии,
- соответствуют ли предложенные формы цели и методам учебного занятия,
- какова помощь преподавателя студентам
Во время наблюдения занятия помните о нескольких правилах.
Любое учебное занятие - это творчество преподавателя, это система, поэтому недопустимо никакое вмешательство в ход и течение учебного занятия.
На занятии не может быть второстепенных деталей, поэтому фиксируйте весь ход занятия, несмотря на то, что выделена конкретная цель наблюдения.
Не ждите, когда будут выполнены все необходимые по плану наблюдения, действия, за этим можно не увидеть главного.
На ход наблюдения накладывает отпечаток система обучения, в контексте которой находится наблюдаемый урок (традиционная, и т.п.).
Цель любого наблюдения заключается не в «изобличении» недостатков, а в совершенствовании процесса обучения, передаче личного педагогического опыта, поэтому проявите максимум доброжелательности и тактичности по отношению и к преподавателю, и к студентам.
При организации наблюдения не забывайте о специфике учебного предмета. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме или по схеме, предложенной в приложении Б.
Следующим этапом научно-педагогической практики является самостоятельное проведение магистрантом занятий. В соответствии с направлением своего научно-педагогического исследования он самостоятельно проводит:
- лекцию (практическое занятие, лабораторную работу, консультацию);
- демонстрацию разработанных мультимедийных продуктов по аграрно- техническим дисциплинам;
- презентацию изготовленных наглядных пособий;
- психолого-педагогическое тестирование;
- деловые игры и другие инновационные формы занятий и т. д.
Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде.
10
Учебное занятие – это сложная система, все элементы которой взаимосвязаны, поэтому следует установить причины дидактических, методических, психологических взаимодействий между преподавателем и студентами.
Анализ учебного занятия – это инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда педагога, это канал для обмена опытом и совершенствования профессионализма всех присутствующих и анализирующих. Поэтому важен позитивный настрой на учебное занятие и стимулирование профессиональной уверенности педагога.
Предлагаемый ниже алгоритм анализа учебного занятия поможет вам быть компетентными во время беседы по поводу просмотренного урока.
1. Анализ необходимо начать с рассмотрения цели учебного занятия, сформулированной преподавателем и поставленной им перед студентами.
2. Определить тип и вид учебного занятия.
3. Определить соответствие содержания учебного занятия его виду и цели.
4. Выделить структуру и этапы учебного занятия.
5. В каждом этапе занятия выделить задачи и предполагаемый результат.
6. Проанализировать соответствие психолого-педагогических воздействий преподавателя задаче этапа урока и его конечному результату.
Системный анализ и оценка эффективности учебных занятий
Оценки
Критерии
Баллы
1
2
3
Оценка основных личностных качеств преподавателя
Высший балл 5 1.Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.
2.Уровень педагогического и методи- ческого мастерства.
3.Культура речи, темп, дикция, интен- сивность, образность, общая и специфи- ческая грамотность.
4.Степень тактичности и демократичности общения с студентами.
5. Внешний вид, культура, мимика и жесты.
Оценка основных характеристик студентов на занятии
Высший балл 4 1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков.
3.Наличие и эффективность коллективных
(групповых) форм работы.
4.Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности
11
Оценка содержания деятельности преподавателя и сту- дентов
Высший балл 4 1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала.
2. Актуальность и связь с жизнью (теория и практика).
3.Степень новизны, проблемности, привлекательности учебной информации.
4.Оптимальность объема предложенного для усвоения материала
Оценка эффек- тивности способов деятельности преподавателя и студентов в ходе занятий
Высший балл 7 1.Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности.
2.
Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке.
3.
Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы.
4. Уровень обратной связи со всеми студентами в ходе занятия.
5. Эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений, навыков.
6. Степень эстетического воздействия занятия на студентов.
7. Степень соблюдения правил охраны труда и ТБ преподавателем и студентов в конце занятия.
Оценка цели и результатов проведенного занятия
Высший балл 5 1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.
2.
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
3. Степень обучающего воздействия проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились).
4. Степень воспитательного воздействия
(что и в какой степени способствовало воспитанию студентов в ходе занятия).
5. Степень воздействия занятия на развитие студентов (что и в какой степени способствовало их развитию)
12 7. Анализ содержательной стороны учебного занятия:
- соотношение теоретического и фактического материала;
- соответствие методов требованиям активизации мыслительной деятельности студентов;
- выявление способов выражения студентами осознанности усвоенных знаний;
- определение способов информирования студентов о содержании домашнего задания (объем заданий, особенности методики задавания на дом, дифференцированность заданий с учетом специфики учебной группы, специализации студентов и их индивидуальных особенностей).
8. Завершается анализ занятия выводом по уроку:
- вскрываются причины достоинств и недостатков в учебном занятии;
- характеризуется конечный результат;
- высказываются рекомендации по совершенствованию учебного процесса.
После того как сформулирован вывод, соотнесенный с основным алгоритмом анализа, практикант имеет возможность высказать предложения, которые отражают его субъективное видение данного занятия.
Если получено 85 баллов и выше - занятие прошел на «отлично»; 84—65 баллов - занятие прошел «хорошо»; 64-45 баллов - занятие прошел
«удовлетворительно».
Руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению научно-педагогической практики. В зависимости от индивидуального плана магистрант должен участвовать в проведении не менее 5 занятий. Кроме того, магистрант посещает в качестве наблюдателя занятия, подготовленные другими магистрантами, и оценивает их по схеме.
На заключительном этапе магистрант принимает участие в «круглом столе», посвященном проблеме повышения качества аграрно-технического образования, оформляет и защищает отчет по научно-педагогической практике.
5. ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Производственная и исследовательская практики магистрантов проводится в соответствии с утвержденным академическим календарем и индивидуальным планом работы магистранта в объеме, установленном соответствующим государственным общеобязательным стандартом послевузовского образования по специальности.
Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы магистранта на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в контактных часах и делится на продолжительность работы магистранта на практике в течение недели, то есть на 30 часов.
13
Трудоемкость 1 кредита практики составляет 30 часов (по 50 мин.) для педагогической практики. Продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет: 2,5 недели – для производственной практики и 4 недели – для исследовательской практики.
6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Цели практики:
закрепление теоретических знаний; овладение практических навыков по изученным дисциплинам; обучение профессиональным и научно-исследовательским навыкам; освоение технологии сельскохозяйственного производства и методики научно-исследовательской работы.
Задачи практики:
подготовка магистранта к исследовательской и производственной работе, ознакомление с основами сельскохозяйственного производства с его организацией; развитие навыков самостоятельной профессиональной и научно- исследовательской работы; подготовка к написанию магистерской диссертации.
Производственная практика магистрантов - важнейший этап в подготовке будущих магистров ветеринарной медицины, а также как руководителей производства. В соответствии с квалификационной характеристикой магистранта по специальности 6М120100 - «Ветеринарная медицина» будущий магистр должен: изучать передовые методы ведения хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий; уметь анализировать деятельность хозяйств с точки зрения зоотехнической и ветеринарной службы; организовать и проводить мероприятия по профилактике и ликвидации инфекционных и инвазионных болезней, общих для человека и животных, а также других незаразных болезней животных; выявлять причины заболевания, ставить диагнозы, лечить больных животных, используя современные методы диагностики и лечения хирургических, незаразных и гинекологических болезней; проводить ветеринарно-санитарные мероприятия и ветеринарно- санитарную экспертизу при заготовке и убое животных, торговле мясом, молоком, мясными и молочными продуктами, яйцами, рыбой и др.; организовывать ветеринарно-санитарный надзор за состоянием мест торговли; осуществлять ветеринарно-санитарную оценку проектирования и использования животноводческих и ветеринарных объектов и качества кормов; участвовать в разработке планов профилактических и лечебно- оздоровительных мероприятий, давать научное и экономическое обоснования
14 ветеринарным мероприятиям, целесообразности применения тех или иных способов лечения больных животных, уметь составлять планы-заявки на биопрепараты, медикаменты; освоить ведение ветеринарной документации, способствовать повышению квалификации рабочих, ветеринарных санитаров и др.; владеть рациональными приемами поиска и использования научно- технической информации, включая использование, новые компьютерные технологии.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Исследовательская практика магистранта проводится с целью ознакомления с новейшими теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, с современными методами научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных.
Образовательная программа профильной магистратуры должна включать производственную практику.
Производственная практика магистранта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков, компетенций и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности, а также освоения передового опыта.
Содержание исследовательской/производственной практик определяется темой диссертационного исследования.
Все виды практик реализуются в соответствии с индивидуальным учебным планом в сроки, определяемые академическим календарем и индивидуальным планом работы магистранта.
Организация производственной, научно-исследовательской практики начинается с подготовки соответствующей базы.
1-2 курса - в базовых хозяйствах, филиалах профилирующих кафедр; государственных и частных ветеринарных учреждениях, племенных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, научных лабораториях, мясокомбинатах, молочных комбинатах, пунктов и станции искусственного осеменения.
Деканат и руководитель производственной практикой по университету
обязаны:
определить базы прохождения практики, провести инструктаж по технике безопасности, выдать соответствующие документы и методические указания по выполнению разделов практики.
Базовые хозяйства, государственные и частные ветеринарные учреждения,
птицефабрики, АО, ЗАО, ТОО, КХ и др. предприятия, принимающие
магистрантов на практику, обязаны:
обеспечить магистранта на время практики жильем, рабочим местом, необходимым инструментом, медикаментами, спец. одеждой и др. средствами,