Файл: Исследование форм и методов социальной реабилитации Выполнил(а) студент(ка).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Московской области
Частное образовательное учреждение «Можайский городской открытый колледж»
(ЧПОУ «МГОК»)
Допущен (а) к защите
заместитель директора по учебно-методической работе
_________________ ФИО.
М.П. «____» _________________ 202_ г.
Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(форма обучения – очная)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
Тема Исследование форм и методов социальной реабилитации
Выполнил(а) студент(ка): | ___ | ______________ (подпись) |
Руководитель: | _________ | _____________ (подпись) |
Рецензент: | _______ | ______________ (подпись) |
Можайск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и модели социальной реабилитации 6
1.1. Понятие и содержание социальной реабилитации 6
1.2.Основные формы и методы социальной реабилитации 14
1.3.Правовые основы социальной реабилитации в Российской Федерации 24
ГЛАВА 2. Исследование форм и методов социальной реабилитации на примере работы Можайского отделения ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский» 30
2.1. Общая характеристика ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский» 30
2.2 Анализ форм и методов социальной реабилитации, используемых в Можайском отделении ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский» 36
2.3.Рекомендации по улучшению процесса социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский» 45
Заключение……………………………………………………………… 51
Список использованных источников и литературы 54
ВВЕДЕНИЕ
Целью общества является способность максимально полно обеспечить всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями правом на социальное функционирование и развитие. Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, жизни и деятельности. Необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности. Это решается в процессе организации и проведения социальной реабилитации.
Тема исследования является актуальной и социально значимой, так как в связи с ухудшением социально-демографических показателей практически любой человек в течение жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и меняется его социальная среда. Это определило выбор темы исследования, его объекта и предмета.
Целью исследования является изучение форм и методов социальной реабилитации для разработки рекомендаций по улучшению процесса социальной реабилитации в ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский».
Объект исследования: процесс социальной реабилитации в Можайском отделении ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский.
Предмет исследования: формы и методы социальной реабилитации, применяемые в Можайском отделении ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский».
Для достижения указанной цели предлагается решить следующие задачи:
1. Проанализировать научные труды и литературу и дать определение понятия социальная реабилитация
2.Охарактеризовать основные существующие формы и методы социальной реабилитации
3.Рассмотреть правовые основы социальной реабилитации в Российской Федерации.
4. Изучить структуру и функциональные особенности учреждения ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский».
5.Исследовать формы и методы социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов, используемые в Можайском отделении ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский».
6.Разработать рекомендации по улучшению форм и методов социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов на основе имеющегося исследования в ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский».
Гипотеза: формы и методы социальной реабилитации будут более эффективными, если они будут разнообразнее и более соответствующими социальной группе, для которой они применяются.
В процессе работы использовались методы научного исследования, такие как: теоретические (анализ, обобщение), прогностические (изучение и обобщение опыта); метод классификации, эмпирические (анализ реабилитационного процесса в исследуемом учреждении; разработка практических рекомендаций).
Научная новизна исследования: в дипломной работе разработаны рекомендации по проведению социальной реабилитации пожилых и инвалидов в соответствии с предложенными в теоретической главе формами реабилитационного процесса, что будет обеспечивать более широкий охват услугами социальной реабилитации клиентов учреждения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что исследована сущность основных понятий, форм и методов социальной реабилитации, раскрыты ее особенности индивидуальных и групповых форм.
Практическая значимость исследования состоит в анализе реабилитационной деятельности, осуществляемой в Можайском отделении ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский», и выработке практических рекомендаций по более широкому применению форм и методов социальной реабилитации в его работе.
Степень научной разработанности проблемы. Методологической и теоретической основой послужили исследования российских авторов: Валеевой Н.Ш., Басова Н.Ф, Еруслановой Р.М., Жигаревой Н.П., Карякиной О.И, Павленка П.Д, Пономаренко Г.Н, Рытова А.Г, Холостовой Е.И. и др. в области социальной реабилитации и адаптации, связанные с тематикой работы.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и постановления правительства Российской Федерации.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассмотрены теоретическое понятие, формы и методы социальной реабилитации, исследованы ее правовые аспекты.
Во второй главе исследованы формы и методы социальной реабилитации, применяемые в Можайском отделении ГБУСО МО «КЦСОР «Можайский» и даны рекомендации по улучшению оказания услуг социальной реабилитации для пожилых людей и инвалидов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
1.1. Понятие и содержание социальной реабилитации
Термин «реабилитация» происходит от приставки re (восстановление, повтор) и корня habilis (способность, удобство, приспособленный). Впервые данный термин использован Францом Йозефом Риттером фон Бусом в 1903 году в книге «Система общего попечительства над бедными». По отношению к лицам с физическими несовершенствами термин «реабилитация» был применен в 1918г. при основании в Нью-Йорке института Красного Креста для инвалидов. Буквально термин «rehabilitation» обозначает «восстановление прав, способностей, доброго имени».
В настоящее время этот термин широко используется в медицине и психологии. С появлением в нашей стране социальной работы как профессии появилось и понятие «социальная реабилитация». В настоящее время существует большое количество различных взглядов и подходов к пониманию данного термина.
Содержание этого понятия находится в процессе развития, что позволяет выделять всевозможные характеристики и использовать его в различных интерпретациях, которые зависят от сферы проявления и от профессионального воздействия.
Официальное понятие «социальная реабилитация» появилось в российском законодательстве только в 90-е годы ХХ века в связи с принятием Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
П.Д Павленок определяет социальную реабилитацию как «восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества». [30, с. 56] Подразумевая таким образом, что высшей ценностью в процессе реализации является человек как личность, его права и свободы, а также интересы и потребности.
Е.И. Холостова и Л.И. Кононова используют 2 определения социальной реабилитации. В широком смысле – «это создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков индивидов самостоятельного социального функционирования». В узком смысле – «это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования». [31 , с. 216]
Г.Н. Пономаренко определяет социальную реабилитацию, как «систему и процесс компенсации или восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и бытовой деятельности». По его мнению, социальная реабилитация включает комплекс различных мер, направленных на компенсацию или восстановление социальных навыков человека, которые обеспечивают ему нормальное функционирование в обществе. [25, С. 106]
В.З. Кантор определяет реабилитацию, как «специфическую деятельность в области социальной политики, предполагающую повышение уровня социальной дееспособности лиц с нарушениями в развитии в сферах труда, быта и культуры на основе комплексного применения по отношению к ним медицинских, инженерных, психологических и педагогических технологий и имеющую своей целью обеспечение готовности лиц с ограниченными возможностями здоровья реализации нормативного для данного общественно-исторических условий образа жизни». [15, с.54]
Автор считает, что реабилитация является «именно только социальной», и рассматривает её в трёх измерениях. Первое измерение включает три направления реабилитации, которые охватывают социально-трудовую, социально-бытовую и социокультурную сферы деятельности человека. Второе измерение позволяет различать первоначальную, элементарную и полную реабилитацию. Третье измерение включает медицинскую, техническую, психологическую и педагогическую реабилитацию.
По мнению М.В. Фирсова, «социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и т.д.), девиантного поведения личности». [34, с. 53]
А.Г. Рытов социальную реабилитацию рассматривает как «комплекс мер, направленных на восстановление социальных навыков, обеспечивающих функционирование в окружающей среде и относительно независимое существование в быту». [26, с. 24]
По мнению Т.П. Востриковой, «социальная реабилитация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений». [16, с. 44]
Таким образом, социальная реабилитация – это комплекс социальных, социально-экономических, психолого-педагогических мер, направленный на восстановление различными методами и способами разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта, цель которой, восстановление социально-бытового и социально-средового статуса личности; обеспечение социальной адаптации и интеграции в обществе; достижение материальной независимости. Социальная реабилитация – взаимозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способностей индивида к жизнедеятельности в социальной среде, а, с другой стороны – изменение социальной среды, удерживающую реализацию потребностей человека. Это осознанный, внутренне организованный процесс.
Все реабилитационные методы направлены на восстановление базовых способностей человека: способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность планировать свою жизнедеятельность; способность реализовывать свои жизненные планы.
В роли субъекта социальной реабилитации могут выступать: государство, общественные и общественно-политические объединения, конфессии, фонды, органы местного самоуправления, специалисты социальной работы, т.е. социальные субъекты, содействующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании социальной помощи и поддержки индивиду, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. [7, с. 62]
Объектом социально-реабилитационной деятельности, чаще всего, выступает взрослый человек, сформировавшийся как личность, со сложившейся системой потребностей, интересов и идеалов, и с устоявшейся системой умений, знаний и навыков. Это обстоятельство приводит к тому, что, утратив привычные для него возможности жизнедеятельности, человек стремится к их полному и абсолютному восстановлению, причём в кратчайшие сроки. И поэтому он чаще всего отвергает попытки предоставить ему новый социальный статус и новые возможности для самореализации и жизнедеятельности. Подобное сопротивление является естественной первичной реакцией человека на негативное изменение привычного образа и стиля жизни. Люди с нарушенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса, они должны быть полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации.