Файл: Исследование форм и методов социальной реабилитации Выполнил(а) студент(ка).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вовлечение в общественно полезную деятельность, активация деятельности, интересов, побуждений и потребностей человека. Меры социально-средовой реабилитации призваны познакомить его с новыми правилами жизни, помочь освоиться, адаптироваться к новым условиям и научиться свободно в них ориентироваться, вспомнить и восстановить забытые алгоритмы действий, модели поведения, постепенно научиться самостоятельно организовывать свою жизнь, планировать свой день, принимать решения. Сюда же относится создание комфортной доступной среды и обеспечение необходимыми вспомогательными техническими средствами, консультации и помощь в решении правовых вопросов и личных проблем. Смысл терапии средой заключается в том, чтобы она стимулировала социальные связи, способствовала частичному восстановлению и частичной активации коммуникативных способностей. [37, с. 82]

Психологическая реабилитация – (создание нормального психологического климата для лиц, перенесших травматический шок включает в себя систему специальных и целенаправленных мероприятий, направленных на восстановление индивидуально-личностного статуса, развитие и формирование способностей и качеств, позволяющие человеку успешно играть различные социальные роли (семейные, супружеские, родительские, общественные, политические и др.), иметь возможность быть реально включенными в разные сферы социальных отношений и достигать высокого уровня самореализации. Данный вид реабилитации включает в себя проведение мероприятий по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекции и психологические тренинги. Психотерапия осуществляется в трех основных формах. Индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия; групповая психотерапия и семейное консультирование и семейная психотерапия. Существуют социокультурные методы психотерапии: терапия искусством и творческим самовыражением, музыкотерапия, терапия литературой, терапия киноискусством, арттерапия, терапия искусством театра, терапия цирковым искусством, терапия общением с природой. А также психотерапевтическое формирование социальных навыков и видов деятельности: На разных этапах работы возникает необходимость использования всего комплекса методов воздействия, в осуществлении которых ключевую роль играют социальные работники. Содержательный смысл социально-психологической реабилитации заключается, прежде всего, в восстановлении оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих социальную деятельность и социальную интеграцию. [37, с.84]


Рекреационная реабилитация – позволяет реализовать духовные и творческие интересы, потребности в физическом развитии и совершенствовании человека. Важными составляющими рекреационной реабилитации являются физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт. Социальный тренинг и общение в ходе занятий, связанных с отдыхом, позволяют более успешно решать задачи и в других сферах деятельности. Рекреационная реабилитация помогает освободиться от комплекса неполноценности, пробуждает интерес к жизни.

Социокультурная реабилитация направлена на восстановление или создание среды, обладающей характеристиками, достаточными и необходимыми для творческой активности и духовной самореализации людей, раскрытия их интеллектуального потенциала. Она поспособствует позитивным переменам в жизни человека и поможет расширить рамки его независимости и самостоятельности. Одним из важных условий благополучной социокультурной реабилитации является общедоступность учебных заведений, библиотек, театров и кинотеатров, концертных залов и музеев и т. д.

Социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. Все формы и направления социальной реабилитации следует рассматривать в их единстве и взаимосвязи.

По мнению Е.И. Холостовой, «социальная реабилитация может достигаться только в результате совокупности действий в рамках всех названных выше направлений, ибо только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способности индивида к социальному функционированию». [31, с. 202]

Как бы не отличались между собой основные формы социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов.

Принцип целесообразности. Социальная реабилитация должна быть направлена не на компенсацию, а на преодоление социальной недостаточности. Личность, адаптированная к жизни в социуме, пользующаяся всеми необходимыми ей правами и выполняющая все надлежащие ей обязанности, в целом не нуждается в постоянной и навязанной помощи извне. Она относительно самодостаточна, имеет развитое самосознание и проявляет социальную активность. Именно это и есть тот конечный результат социальной реабилитации, к которому нужно стремиться.



Принцип комплексности. В современных условиях для достижения реальной помощи человеку в восстановлении утраченных социальных функций необходимо применение целого комплекса психосоциальных, медицинских, биологических, социально-средовых и иных факторов. Все усилия социальной реабилитации должны быть направлены не только на организм, но и на целостную личность и ее взаимодействие с обществом, проявляющееся в многообразных взаимосвязях и взаимоотношениях.

Принцип преемственности. Социальная реабилитация осуществляется на разных уровнях (внутриведомственном и межведомственном) и специалистами разного профиля. И от степени преемственности и согласованности работы всех специалистов зависит эффективность реабилитационных мероприятий. Преемственность необходима потому, что каждому отдельно взятому специалисту очень трудно помнить о каждом пациенте всю полноту информации, необходимой для реабилитации. Таким образом, наиболее оптимальные решения принимаются совместно, коллегиально. Причем в обсуждении может принимать участие и сам подопечный, а также члены его семьи. Это позволяет выработать единый взгляд для решения проблем пациентов, и найти общий язык разнопрофильным специалистам по вопросам социальной реабилитации. Поэтому желательно, чтобы социальная реабилитация осуществлялась в рамках одного учреждения. При необходимости оказания помощи в разных учреждениях, соблюдение принципа преемственности приобретает особое значение, поскольку согласовать действие лиц, участвующих в реабилитации здесь сложнее, что повышает вероятность нанесения вреда подопечному.

Принцип своевременности. Реабилитационные мероприятия необходимо проводить еще на этапе лечения. Они должны оптимально вписываться в сам процесс лечения, иначе болезнь (отклонение, патология и т.п.), вызывающая социальные дисфункции, может принять необратимый характер и хроническую форму. Раннее начало реабилитационных мероприятий позволяет сократить сроки госпитализации, уменьшить вероятность осложнении, предотвратить возникновение необратимых изменений, уменьшить воздействие патогенных механизмов, предотвратить развитие иждивенческих, пассивно-потребительских установок и тем самым обеспечить оптимальный характер социальной реабилитации. [17, с.108]

Поздняя реабилитации также может использоваться, например, для людей, много лет имеющих инвалидность, с целью восстановления навыков самообслуживания или социальной ориентации в быту.


Принцип непрерывности. Для эффективности реабилитационных мероприятий непрерывность является основополагающим принципом. Длительность социальной реабилитации может быть очень разной: от нескольких дней до десятков лет. Лишь когда личность полностью восстановила доболезненный уровень проявлений социальной функциональности, можно считать реабилитацию завершенной. Замечено, что эффективность социальной реабилитации значительно выше в том случае, если лица, в ней нуждающиеся, находятся не в специализированных учреждениях закрытого типа (больницах, интернатах и т.п.), а в открытом социуме (реабилитационных центрах, общественных организациях и т.п.).

Принцип гибкости. Предполагает различие применяемых форм и методов социальной реабилитации в зависимости от контингента участников, сложности решаемых проблем, глубины социальной дисфункциональности и пр. Именно гибкость позволяет минимизировать число совершаемых ошибок, а также добиваться наиболее оптимальных для человека результатов. Необходим индивидуализированный и дифференцированный подход; то есть учёт всех условий, особенностей отдельной личности при проведении реабилитационных мероприятий и в соответствии с этим выработка плана реабилитации.

А также необходим индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер и доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

Современная классификация методов социальной реабилитации весьма разнообразна и зависит от признаков, положенных в ее основу. Наиболее распространенные из них – по степени общности, по сфере применения, по содержанию и характеру деятельности. Выделяются три категории основных методов социально-реабилитационной работы: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педагогические.

С помощью социально-экономических методов специалисты оказывают воздействие на материальные и моральные, семейные и личностные социальные интересы и потребности субъекта. Сюда входит разработка социальной политики в отношении семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, открытие реабилитационных центров, предпрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация подростков-инвалидов, квотирование рабочих мест и многое другое.

Организационно-распорядительные методы базируются на управленческом воздействии организованной структуры медико-социальных и психолого-педагогических служб и отдельных специалистов. И способствуют закреплению организационных связей в системе социально-педагогической работы, играя важную стабилизирующую роль в социальных отношениях.


Механизм работы группы психолого-педагогических методов имеет целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.

Цель реализации психосоциальных методов – поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Суть психосоциальной помощи - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Также методы можно разделить на индивидуальные и групповые.

Метод индивидуальной работы «кейсуорк» основан на решении проблемы для предоставления опоры и побуждения индивида справиться жизненной ситуацией и разобраться в проблеме. Данный подход опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. Метод составляют следующие элементы: установление первичной коммуникации; анализ и изучение проблемной ситуации; определение целей и задач работы; трансформация взаимоотношений личности с самим собой, с социальным окружением; оценка результатов совместной работы, прогресса. Этот метод эффективен в определении перспектив, преодолении стрессов, в адаптации к реальности, в самопринятии и самопознании, в приобретении коммуникативных умений. [8, с. 219]

Основная цель метода групповой работы – предоставление помощи человеку через передачу группового опыта для формирования социального опыта, развития духовных и физических сил. Для реализации этой цели организуется групповая деятельность, активизируется социальная активность членов группы; расширяется сфера самосознания и индивидуального опыта через интенсивное общение, включение группы в творческую, продуктивную деятельность. Выделяют различные группы, формирующиеся в зависимости от поставленных целей и задач: группы восстановления, группы самопомощи, образовательные группы, терапевтические группы, ориентированные на разрешение психосоматических проблем.

В зависимости от их проблем с различными категориями населения используются различные методы социальной реабилитации.

Большое значение в социальной реабилитации имеют социальная диагностика, терапия и профилактика.