Файл: Исследование форм и методов социальной реабилитации Выполнил(а) студент(ка).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факторы, обуславливающие потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, делят на две основные группы:
Объективные, т.е. социально или природнообусловленные:
- возрастные изменения;
- природные, техногенные или экологические катастрофы;
- тяжёлые заболевания или травмы;
- социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).
Субъективные или личностно обусловленные:
- изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);
- девиантные формы поведения и др. [27, с.126]
Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром.
Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:
- разрушение привычной системы социальных связей и отношений и системы социальной ориентации субъекта;
- утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;
- снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения. Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.
Содержание социальной реабилитации раскрывается через традиционные для любого содержания компоненты: цель, принципы, аспекты, уровни, этапы.
Целью социальной реабилитации является не только помощь человеку или группе людей, но и предоставление им возможности активной жизнедеятельности, гарантия определённого уровня социальной стабильности, демонстрация возможных перспектив внутри нового социального статуса и формирование ощущения собственной значимости и нужности и чувства ответственности за свою последующую жизнедеятельность.
К средствам социальной реабилитации относятся реабилитационные программы, которые разрабатываются для конкретного клиента или группы. Они применяются различными субъектами в разных формах и на разных ступенях и уровнях социальной практики.
Социальная реабилитация является также одним из направлений социальной политики, которое связанно с восстановлением со стороны государства функций защиты социальных прав и гарантий граждан страны и имеет определенную структуру.
По форме собственности и масштабам деятельности реабилитационные учреждения можно условно разделить на следующие виды:
•общегосударственные, учрежденные федеральными органами власти;
•областные (краевые), учрежденные органами власти субъекта РФ;
•муниципальные, учрежденные органами местного самоуправления;
•негосударственные, учрежденные общественными или религиозными организациями, физическими или юридическими лицами.
По принципу ведущего направления деятельности реабилитационные учреждения могут быть условно разделены на следующие виды:
• экспертные (решают вопросы определения реабилитационного потенциала и составления индивидуальных программ реабилитации);
• образовательные (занимаются оказанием помощи в получении базового или нового образования, переобучении, трудоустройстве);
• социальные (их деятельность направлена на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе);
• медицинские (их деятельность направлена на частичное восстановление здоровья или замедления тех или иных патологических процессов, профилактику осложнений заболеваний);
• производственные (занимаются вопросами социальной реабилитации на производстве, трудовой адаптации и пр.)
• учреждения социокультурной реабилитации (библиотеки, клубы, дома культуры, дворцы детского творчества, центры культуры и искусства, центры народного творчества, музеи, театры);
Сегодня пока не создано достаточного количества согласованно работающих социальных учреждений, которые бы взяли на себя все функции социальной реабилитации граждан нуждающихся в ней.
Социально-реабилитационная работа ведется на нескольких уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
На федеральном уровне основными задачами реабилитационной политики являются: формирование стратегии социальной реабилитации, ее целей, задач, приоритетных направлений и механизмов; правовое обеспечение реабилитационной политики; финансовое обеспечение Государственных программ по реабилитации.
На региональном (местном) уровне решение реабилитационных проблем осуществляются применительно к «местной специфике». В роли субъектов региональной (местной) реабилитационной политики выступают, прежде всего, местные органы государственной власти (как исполнительной, так и законодательной) и органы социальной защиты.
Целью реабилитационной политики на региональном уровне является возвращение на основе максимального использования имеющегося социального потенциала в активную общественную жизнь и социальные отношения лиц, в силу ряда причин оказавшихся дезадаптированными и десоциализированными.
Социальная реабилитация на региональном (местном) уровне включает в себя следующие задачи:
- адаптация к местным условиям мероприятий реабилитационной политики, проводимой федеральным Правительством;
- участие органов местного самоуправления в координации реабилитационной политики федерального Правительства;
- выбор приоритетных для данной социальной группы направлений и механизмов реабилитационной политики, включающих удовлетворение ее первоочередных социальных потребностей;
- разработка и реализация реабилитационных программ:
- обеспечение экономических, правовых, организационно управленческих и иных условий реализации реабилитационной политики в пределах их компетенции, определяемой федеральным законодательством, и, преимущественно, за счет местного бюджета.
подготовка специалистов – реабилитологов, социальных педагогов, психологов;
координация работы различных социальных учреждений и т. д. [16, с. 71]
В сфере социальной реабилитации работают системы: здравоохранения; образования; профессиональной подготовки и переподготовки; средства массовых коммуникаций и массовой информации; организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции. А также общественные, благотворительные и добровольческие (волонтерские) организации, религиозные конфессии, осуществляющие на благотворительных началах социальный патронаж, уход за одинокими больными гражданами, предоставляющие социально-медицинские, психологические, правовые и бытовые услуги. Подходы к оказанию помощи, ее критерии, категории получателей, порядок назначения, различные ограничения определяются в соответствии с позицией учредителей, уставными документами и финансовыми возможностями этих организаций и могут различаться.
Негосударственные виды помощи, действуя на внебюджетных финансовых источниках, оказывают большое влияние на формирование подходов к государственной социальной помощи, существенно расширяют категории получателей, спектр услуг и формы помощи, способствуют увеличению ее размеров и оперативности, что в значительной мере позитивно влияет на общую картину социальной защиты населения. Многообразие помощи придает государственной системе устойчивость и универсальный характер, позволяют действовать там, где присутствие государства недостаточно или его вообще нет.
1.2. Основные формы и методы социальной реабилитации
Важнейшей характеристикой социально-реабилитационной деятельности является целенаправленность, которая проявляется в том, что процесс социальной реабилитации строится с учетом четко обозначенной цели, зависящей от того, на какую категорию людей направлены реабилитационные воздействия и от характера и содержания их, социальных или личностных проблем, а также задач, которые необходимо решить. [31, с. 96]
Цель этой деятельности определяет ее структуру. Исходя из этого, применяются следующие основные формы социальной реабилитации:
Элементарная и бытовая реабилитация – объединяет меры, направленные на привитие, закрепление и восстановление социально-значимых навыков, умений, форм поведения, преимущественно на восстановление навыков выполнения повседневной бытовой деятельности. Включает в себя организацию жизни и быта реабилитационной группы, четкое выполнение распорядка дня, организацию досуга и продуктивной деятельности.
Семейная реабилитация объединяет меры разного порядка (социального, педагогического, психологического и др.), направленные на восстановление обычных нормальных ролевых функций в семье.
Социально-медицинская реабилитация. Ее цель – полностью или частично восстановить, компенсировать или заменить нарушенные или утраченные функции физического и психического здоровья и потенциала человека или определенной социальной группы, подорванные в результате сильного внешнего воздействия или замедлить стремительное развитие недуга. Для этого применяются все необходимые меры: лечебная физкультура и физиотерапия, помощь логопеда или массаж, санаторно-курортное лечение, ортезирование и протезирование, обеспечение вспомогательными техническими средствами. Устранение последствий тяжелых травм, заболеваний или врожденных дефектов позволяет убрать основные причины вынужденной изоляции человека от общества, восстановить его социальную активность и предупредить негативное развитие событий.
Правовая реабилитация (восстановление отдельных граждан либо социальных групп в их юридических и гражданских правах);
Политическая реабилитация (восстановление политических прав невинно пострадавших);
Нравственная реабилитация (восстановление репутации, чести и достоинства, имиджа личности, социальной группы или организации, трудового коллектива в глазах общественности);
Социально-экономическая реабилитация (восстановление нарушенного социально-экономического статуса, как отдельной личности, так и социальной группы). Ее главная задача – вернуть экономическую независимость: обеспечить комфортным для проживания жильем, гарантировать денежное обеспечение в виде пенсий, льгот, пособий и иных выплат, которые предусмотрены государством.
Социально-педагогическая реабилитация направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). Т.е. объединяет меры коррекционного обучения и воспитания, направленные на усвоение ребенком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в качестве полноправного члена общества. Роль педагогической реабилитации возрастает при снижении способностей к восприятию, усвоению, актуализации и передачи знаний, смысловой информации вследствие нарушения физического или психического развития, при этом предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ. [32, с. 112]
Профессиональная и трудовая реабилитация – позволяет восстановить утраченные или сформировать новые трудовые навыки, при помощи разнообразных видов деятельности не обязательно профессионального характера, при которых реализуются индивидуальные интересы и склонности человека, получить профессиональное образование, найти работу, которая будет соответствовать его возможностям, и адаптироваться на новом месте. Это позволяет обрести независимость, уверенность в своей состоятельности и самостоятельности, со временем раскрыть свой потенциал. Специфика данного направления состоит не в конкретных видах деятельности, а в том, чтобы человек был бы им занят непрерывно – каждый данный момент времени, чтобы и он сам, и его семья имели бы четкий план действия по возможности на более длительный срок. В настоящее время выделяют следующие типы занятости: трудовая, общественная, досуговая, общение и самообслуживание.
Социально-средовая реабилитация направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Это воздействие на человека всей совокупности условий его существования (в семье, лечебном учреждении, учреждении образования, на улице), в которые он вынужден включаться для реализации целей реабилитации. Терапия средой может выступить в форме организации направленного образа жизни, целью которого является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков,