Файл: Самостоятельная работа по дисциплине "Социология" Институт непрерывного и дистанционного образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
Кафедра управления персоналом и экономики труда
Самостоятельная работа
по дисциплине "Социология"
Институт непрерывного и дистанционного образования | | Студент Сугровская Юлия Игоревна |
Направление (Специальность) Управление персоналом | | Группа ИДО ОЗБ УП-22 КЧ |
Екатеринбург
2023 г.
7.3.2. Практические задания по дисциплине для самостоятельной подготовки к зачету/экзамену
Примерные практические задания к зачету
-
К каким наукам близка социология по объекту изучения и по используемым методам сбора информации? Заполните таблицу.
По объекту изучения | По методам сбора информации |
история | физика |
Философия | Математика |
Психология | Статистика |
Право | биология |
Политология | Медицина |
-
Составьте таблицу, отражающую соответствие различных социологических направлений, школ и их представителей.
Социологические направления и школы | Представители |
Теория социального конфликта | Р.Дарендорф |
Понимающая социология | М.Вебер |
Формальная социология | Ф.Тённис |
Символический интеракционизм | Дж. Мид |
Психологическая социология | Г.Тард |
Этнометодология | Г.Гарфинкель |
Структурно-функциональный анализ | Т.Парсонс |
Феноменологическая социология | А.Щюц |
Теория социального обмена | Дж.Хоманс |
Социологизм | Э.Дюркгейм |
Позитивизм | О.Конт |
3. Заполните последнюю колонку таблицы, опираясь на типологию общества, представленную в теории Ф.Тённиса
Критерий | «гемайншафт» | «гезельшафт» |
мотивация | общинные принципы | Личные интересы |
социальный контроль | обычаи, традиции, общественное мнение | Право. Отношения строятся на основе законов. |
разделение труда | на основе родственных связей | На основе профессиональных качеств. |
ценности | религиозные | Светская культура |
социальные институты | семья, соседи, община | Институты социализации, деловые круги, политические партии, Правительство. |
4. Подумайте, правильны ли данные высказывания:
1. Общество – большая группа людей, сформировавших общую культуру.
Да. Потому что культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни приро ды, все стороны человеческого бытия.
2. Культура – система соглашений, разделяемых большинство членов данного общества.
Да. Общество создает культуру.
3. Общество – политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией.
Да. Общество больше делится по интересам, чем по территориям. А можно и разделить на территории.
4. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами.
Социальные институты – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
5. Общество вторично, государство первично.
Одно без другого существовать не может.
6. Общество существовало тогда, когда не было стран и государств.
Да. Первобытное общество.
7. Культура включает два главных элемента – социальные нормы и санкции.
Нет. Это составляющие социального контроля.
8. Только регулярно повторяющиеся социальные отношения кристаллизуются в социальное взаимодействие.
Да.
9. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.
В постиндустриальном обществе первое место – теоретические знания, преобладает промышленность, а информатика и сфера обслуживания, научные разработки становятся главной движущей силой экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм.
5. Заполните таблицу:
Виды санкций | Положительная девиация | Отрицательная девиация |
Формальные санкции | Награда Продвижение по службе Получение ученой степени | Штраф Увольнение Арест |
Неформальные санкции | Комплимент Дружественная похвала Положительный отзыв | Замечание Порицание Ссора |
7. Установите однозначное соответствие, указав, кто из социологов исследовал данную тему:
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
| |
Группы давления | Бентли А. |
Политическая культура | Алмонд Г., Верба С., Пай, Липсет С. |
Общественное мнение | Липпман У. |
Международные отношения | Хантингтон С., Моргентау Г. |
Политическая бюрократия | Вебер М., Гоулднер А. |
Политические элиты | Моска Г., Парето В., Михельс Р. |
Политические партии | Острогорский М., Сартори Д., Дюверже М. |
Политическая семиология | Барт Р. |
Политическая коммуникация | Ласвелл Г., Лазарсфельд П. |
8.Установите однозначное соответствие:
Основные методы | Объекты изучения |
Анкетирование | индивидуальные особенности сознания |
изучение документов | протоколы, отчёты, письма |
Интервью | ценностные ориентации и установки |
контент-анализ | газетные тексты |
Наблюдение | факты поведения людей |
социологический тест | позиция целевой аудитории |
социометрический опрос | межличностные отношения |
Эксперимент | причинно-следственные связи |
фокусированное интервью | сознания (мнения, интересы) |
9. В социологии все переменные подразделяются на два вида: зависимые переменные - это те, на изменение которых влияют другие факторы, и независимые – это те, на изменение которых никто и ничто не влияет.
Определите, к какому типу относятся перечисленные ниже переменные: к зависимым или независимым? И что (кто) оказывает воздействие на зависимые?
- принадлежность к социальному слою- независимые
- доход- зависимые
- возраст- независимые
- пол- независимые
- поведение- зависимые
- посещение лекций- зависимые
- здоровье- зависимые
- национальность- независимые
- успеваемость- зависимые
- активность на выборах- зависимые
- образование- зависимые
Когда социологи предполагают взаимосвязь между переменными, они формулируют гипотезу. Попытайтесь соотнести некоторые переменные между собой.
От принадлежности к социальному слою зависит поведение и образование. От возраста – здоровье.
10. О какой науке идёт речь?
- Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племён методом наблюдения……………………………………………………………………….. Этнология
- Эта общественная наука обращает внимание на производство, распределение и потребление ограниченных ресурсов……………………………………........... Экономика.
- Эта родственная социологии наука изучает то, каким образом люди получают и используют власть, и то, как власть распределена в обществе…………………. Политология.
- Эта наука исследует индивидуальное поведение и внутренний мир личности... Психология.
- Эта наука анализирует проблемы смертности, рождаемости, миграции среди населения…………………………………………………………………………… Демография.
11. На уровне здравого смысла мы делим факты на:
биологические (сон, еда, дыхание);
психологические (любовь, ненависть, страх);
социологические.
Приведите примеры социологических фактов. Теракты, забастовки. государственные перевороты. войны и вооруженные конфликты.
12. Известно, что одно и то же явление или событие можно анализировать с разных точек зрения: с психологической, экономической, социологической.
Дан следующий факт: семья из четырёх человек (муж, жена, 7-летний сын, 12-летняя дочь) собирается провести отпуск в доме отдыха.