Файл: Взглядов на мир, представлений о нем, его содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в разви-тии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни - в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни.

11. Сознание и бессознательное. Сознание и язык.

Для современной науки проблема происхождения и роли сознания является не менее важной и волну­ющей, чем образование и строение Вселенной, возник­новение жизни и человека. С биологической же точки зрения сознание — особое состояние моз­га, при котором возможна реализация высших пси­хических функций: памяти, мышления, воображения и т. д. Его потеря приводит к отключению этих функций, притом, что механизмы жизнеобеспечения продолжают работать. Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Понятие “сознание” неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отраже­ние действительности независимо от того, на каком уровне оно осу­ществляется.

В более узком и специальном значении под сознанием подразу­мевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой це­лостную систему, состоящую из различных элементов, находящих­ся между собой в закономерных отношениях. Ощущения, воспри­ятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со­знания. Когда речь идет о сознании, по традиции, рассматривается его связь с языком и мозгом. Язык так же древен, как и сознание: “Один только человек из всех живых существ одарен речью”. У людей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность реализуется благодаря соответствующему строению мозга и пери­ферического речевого аппарата. Звук из выражения эмоций пре­вратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: слу­жить средством общения и орудием мышления.


Речь — это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувст­вами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., который осущест­вляется с помощью языка.

Язык — это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими ор­ганами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, язык. играет роль механизма социаль­ной наследственности. Термины “бессознательное”, “под­сознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получи­лось” и проч. Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех эта­пах своего осуществления одинаково ясно осознанным. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. И. К.ант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы воспри­ятий и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к вы­воду об их существовании. Бессознательное — это темные пред­ставления в человеке, число которых безгранично. З.Фрейд подчёркивал, что бессозна­тельное с большим трудом переходит в область сознания. Неприем­лемые из-за множества социальных запретов желания и влечения

изгоня­ются за пределы сознания, не допус­каются в него. Тем не менее, они дают о себе знать в искаженной или симво­лической форме. Сновидения, описки, оговорки, провалы в памяти, разнооб­разные невротические симптомы — все это следы вытесненных травмиру­ющих переживаний. Даже вполне осознанное, произ­вольное поведение всегда сопровож­дается сопутствующими неосознава­емыми действиями. К ним относятся мимика, жесты, тоническое напряже­ние мышц, вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, дрожь в руках, слабость в ногах, по­тение, учащение дыхания, сужение или расширение зрачка и т. д.). Все они свидетельствуют о состоянии че­ловека в данный момент. Неосознаваемые реакции, сопро­вождающие поведение, могут всту­пать в противоречие с его сознатель­ной целью. Если знакомый говорит нам что-нибудь приятное, но при этом отводит глаза и старается дер­жаться поодаль, легко усомниться в искренности его слов. Безотчётные действия служат объективными пока­зателями различных психологических характеристик человека: его намере­ний, реального отношения, скрытых желаний, мыслей.



12. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.

В настоящем разделе человек рассматривается как субъект, деятель, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество. Между тем и другим “человеком” существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность “человек—общество” (или: “личность—общество”, “индивид—род”, “я — мы” и т. п.). Слово “человек” чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же обычно употребляется слово “общество”. Человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Человек “светит” своим светом, общество — отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя — субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество — отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество— субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой! Или: философия, как коллективное мышление, с одной стороны, существует вроде бы независимо от отдельного философа, а, с другой, не существует вне мышления отдельных философов. Она может существовать независимо от отдельного философа (взятого в единственном числе), но не может существовать независимо от множества отдельных философов. Наибольшая реальность — не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим: в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество — это человек, живущий в обществе; общество-человек — это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку (Сравн.: В.С. Соловьев: общество — развернутый человек; человек — концентрированное общество).

13. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.


Индивид (атом) - неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого. В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Лич-ность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее пси-хосоциального ядра - "Я". Главным результирующим свойством личности явл мировоз-зрение. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. "Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо". Ответственность - категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимаает философско-социологическую пробле-му соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совер-шать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же свя-занные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект законов, а в способности вы-бирать, принимать решения. Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует в необ-ход, т.е. необход реализуется только через свободу
, в виде бескон цепи выбора в деятель-ности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.