Файл: Взглядов на мир, представлений о нем, его содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29. Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха- антропологизм, явившийся следствием историч.условий предреволюц-ой Германии и выражением идеала революц.буржуазн.демократии. исходным пунктом фил-ой эволюции Ф.была критика идеалистического понимания Гегелем человеч.сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вооюще. Заслугой Ф.явл.подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рацион-го содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф.просто отбросил фил-ию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения- диалектики. Осн.содерж.и смысл фил-ии Ф.-отстаивание мат-ма. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план сущности человека, кот.рассм-ся им как “единственн.,универс-ый и высший” предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактный индивид, чисто биологич.существо. в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с деятельностью субъекта, выцсказывал догадки об общественной природе человеч.познания и сознания и т.д. Но в целом Ф.не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф.еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистич.воззрения на обществ.явл-я вытекают из стремления Ф.применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как “бессознательное самосознание” человека. Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф.о соц.и историч.корнях религии.
30. Философская концепция К.Маркса.
Отчуждение- понятие, хар-ее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеч.деятельности (как практической - продукты труда, деньги, общ-ые отношения и т.д., так и теоретическтой), а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Маркс, кот.уделил анализу О.большое внимание особенно в “Экономическо-философских рукописях 1884 года”, “Немецкой идеологии” и в экономич.ркописях 1857-59, исходит из того, что О.выражает противоречия определенной ступени развития общ-ва. Оно порождено антагонистическим разделением труда и связано с частной собственностью. В таких
условиях общ-ые отношения формир-ся стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и соц.групп и выступают как навязанные либо др.людьми, либо сверхъестественными силами. В центре внимания Маркса - анализ О.труда, при помощи кот.он хар-ет систему капиталистич.отношений и положение пролетариата. Признание О.труда в качестве основы всех др., в т.ч.и идеологических, форм О.давало возможность понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной общественной жизни. Таким образом, устанавливалась зависимость теории от практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс обосновал задачу ликвидации О.путем коммунистического переустройства общ-ва. В дальнейшем в своих классич.произведениях Маркс вычленяет различные аспекты О.и обосновывает методологическую роль этой категории для анализа функционирования и развития всей системы общественных отношений капитализма.
разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса. Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь Фейербаха, но считал, что человек не только природное сущ-во, а есть природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к универсальному и свободному существу. Природа сущ-ет как продолжение человека и способ жизнедеятельности. Растения, камни - человеческого сознания, как объект природоведения и частично как объект искусства. В этом специфика и оригинальность гуманистического материализма Маркса. Универсальность человека - в его общественной природе. Общественный человек по Марксу видит перспективу в возможности активного преобразования природы в интересах человека. Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии.
31. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
В 30-40гг. 19в. возникает широко распространенная философия французского мыслителя О.Конта. Она получила название философии позитивизма. В первоначальном толковании Конта позитивизм обозначал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как философское. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое не было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук – математики, физики, химии, биологии. Философы-позитивисты предприняли попытку осмыслить пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Т.о. позитивисты объявили себя противниками агностицизма. Позитивизм выступает с требованием “чистого опыта”, т.е. исследования явлений без философии. Для обоснования идеи, что время метафизики (философии как самостоятельной науки) закончилось и наступило время ”положительного” знания, Конт формулирует 3 закона:
- закон ”трех стадий”
- закон постоянного подчинения воображения наблюдению
- энциклопедический закон.
Конт полагал, что наблюдение – это универсальный метод приобретения знаний. Другой видный позитивист, английский философ Джон Стюарт Милль продолжил основные идеи Конта. Он много внимания уделял разработке метода философии позитивизма: таковым он считал индукцию. Позитивизм рассматривает и традиционную проблему соотношения чувственного и рационального в познании, и новые проблемы - проблему факта, веры, познания и творчества, логики познания и др.
32. Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Прагматизм — специфически американское направление философской мысли. Деловая активность американцев должна была философски осмыслена и она получила это осмысление в виде прагматизма. Слово — прагма означает по-латыни действие. В основе философии прагматизма лежит деятельность, действие, практика человека. Основным его положением является то положение, которое утверждает, что подлинное знание о сущности вещей изначально недоступно человеку, т. е. принцип агностицизма. Познание неразрывно связано с субъектом и его мнением. Именно субъективное мнение субъекта определяет представление о том, что истинно, а что ложно и подтверждает эту истинность ложность успешность практических действий человека. Вместе с тем. философия прагматизма не ограничивается только исследованием практической деятельности людей, а представляет собой достаточно четкую и стройную систему взглядов практически на все стороны традиционного философского знания.
Родоначальником прагматизма считается видный американский философ Чарлз Сандерс ПИРС (1839-1914). Принципы прагматизма сложились у Пирса к началу 70-х годов и были сформулированы им в двух статьях - "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными".Пирс определяет прагматизм как "учение о том, что каждое понятие есть понятие о мыслимых практических последствиях".
Продолжателем философских идей Пирса был Уильям Джеймс (1842-1910). В работах Уильяма Джеймса прагматизм формулируется как метод разрешения философских споров путем сравнения «практических последствий», вытекающих из той или иной теории, и как теория истины: истина есть то, что «лучше «работает» на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и нашего опыта». Главный принцип прагматизма провозглашает тезис о том, что у каждого человека — своя философия. Уильям Джемс считал, что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира. У каждого человека свои, свойственные только ему способы философствования
33. Герменевтика как философское направление.
Термин герменевтика означает искусство и теорию интерпретации текстов. К герменевтике обращались уже древние философы: они занимались истолкованием мифов, философских текстов, афоризмов. Как философская проблема герменевтика была поставлена и разработана философами Шлегелем и Шлейермахером. Их заинтересовала ”философия языка”, прежде всего проблемы отражения объективно-прекрасного в поэзии, а также в искусстве и различных фрагментах культуры. Обратился к проблеме герменевтики и немецкий философ Дильтей. Он не только исследовал историю ее возникновения, но и определил ее как метод интерпретации культуры прошлого на основе воспроизведения ”душевно-духовной жизни” исследуемой эпохи. Он выдвинул положение: ”Природу мы объясняем, а человека мы понимаем”. Культура делается человеком и потому одного ее объяснения, представляющего логическое подведение определенных явлений под закон, недостаточно. Необходимо понимание явления, которое возможно лишь тогда, когда исследователь вживается в изучаемую эпоху, ставит себя на место того или иного автора. Представители герменевтики считают понимание основой истолкования культуры той или иной эпохи.
В акте понимания выделяют 3 основных структурных элемента:
- реконструирование (воспроизведение) речи
- реконструкция акта творчества автора текста
- нахождение индивидуальных особенностей автора текста.
34. Сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Проявляется как установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять своё содержание все иные формы духовного бытия. Антисциентизм – не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека, однако, это влияние истолковывается им как негативное, разрушительное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие. Антисциентизм требует ограничить социальную экспансию науки, уравнять ее с другими формами общественного сознания – религией, искусством, философией; взять под контроль ее открытия, не допуская негативных социальных последствий. В своих крайних формах антисциентизм предлагает вообще отказаться от дальнейшего развития науки и техники.
35. Человек в «философии жизни».
Заметное место в западноевропейской философии второй половины XIX начала XX в. занимает «ф ж». «Философия жизни» — это культурно-логическое течение в современной философии. Философия жизни — направление, сложившееся в конце XIX в. и существующее поныне. Оно начинается с философии Ф. Ницше и развивается такими известными учеными, как В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер. Пика известности философия жизни достигла в 20—30-е гг. в Европе. Уже само название указывает на центральное понятие данного направления — «жизнь». Понятие «жизнь», как центральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие «бытие». Представители этого течения противопоставляют «жизнь» «бытию». Бытие это статичное состояние. Жизнь — это движение, становление. «Философия жизни» выступала против того, чтобы положить в основу становления что-либо устойчивое. Становление, по мнению ее сторонников, это первооснова, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представителей подчеркивали, что жизнь —это и деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, формы объективации человека в культуре, позволяющие ему реализовать и познавать самого себя. Следовательно, жизнь — это и человеческая жизнь, и основа бытия, Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни, затрагивающей его и угрожающей ему. Он чувствует себя подчиненным каким-то потокам, потокам жизни. В. Дильтей говорит о необходимости веры в реальность внешнего мира, основанную на волевом, «практическом» отношении человека к миру. Г. Зиммель также видит в «жизни» центр, от которого с одной стороны идет путь к душе, к «Я», а с другой — к идее, Космосу, абсолюту. Тем не менее, определяющие характеристики жизни — это переживание, «жизненный опыт». «Жизненный опыт» и выступает объектом познания. Бергсон в своих работах опирался на естествознание. Центральное понятие философского учения А. Бергсона — жизненный порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь — это непрерывное! творческое становление. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Однако интеллекту принципиально недоступен «жизненный порыв». Ницше развивал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни». Понятие Воли, как основы всего существенного, Ницше заимствует у Шопенгауэра. «Воля к власти» — это наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления. «Воля к власти» — основа права сильного. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Из права сильного, «воли к власти» Ницше выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими. Ницше считал, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека и, поэтому необходимо провести переоценку ценностей. В основе морали, с точки зрения Ницше, должны лежать следующие принципы: 1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность; 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти»; 3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами. Всем этим требованиям, по Ницше, удовлетворяет субъект — сверхчеловек. Сверхчеловек —— центральное понятие в этике Ницше. По отношению друг к другу — это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к «чужим» они немногим лучше необузданных зверей. Здесь они свободны от моральных тормозов и руководствуются в своих действиях инстинктами.