Файл: Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Педагогика и психология»

Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование

Магистерская программа: Образовательный менеджмент

Проект на тему: «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач»

по дисциплине «Педагогическое проектирование»

Студент: Казьмин А. В.

Курс: 1. Группа: 22ЗНПОм1

Преподаватель: к.п.н., доцент

Груздова О. Г.

Пенза, 2023

Аннотация проекта

Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью практико-ориентированных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода.

Данный проект позволяет реализовать многие личностные потребности студентов. Он дает студентам возможность применить и нарастить не только свои теоретические знания, но и использовать свой житейский опыт и знания в будущей профессии для дальнейшего развития личности.

Тип проекта – практико-ориентированный.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….....4

1.Теоретические вопросы темы……………………………………………………….....7

1.1.Задачный подход в практике преподавания математики……………………........7

1.2. Роль практических задач при обучении математики ………………………....…8

2. Методические вопросы темы ………………………………………………………..10

2.1. Построение методики применения практико - ориентированных задач...…..10

2.2. Разработка практико-ориентированных задач …………………………………..11 3. Этапы реализации проекта……………………………………………………..….....14

Заключение……………………………………………………………………………......21

Список литературы и Интернет-ресурсов…………………………………………....22

Приложения…………………………………………………………………………….....23

«Сближение теории с практикой

даёт самые благотворные результаты,

и не одна только практика

от этого выигрывает».

Чебышев П. Л.

Введение.

В ФГОС среднего профессионального образования отмечено, что работник должен обладать системой фундаментальных знаний и навыков, профессиональной компетентностью; быть мобильным в профессиональной среде и конкурентоспособным на мировом рынке труда. Образовательные стандарты отводят особую роль математике как одной из фундаментальных наук, а профессиональная направленность обучения позволяет рассматривать математику, во-первых, как средство, с помощью которого можно спроектировать процесс профильно-ориентированного обучения, во-вторых, как форму специфической межпредметной взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний.


Будущие рабочие, изучая специальные предметы, постоянно сталкиваются с потребностью в тех или иных математических знаниях. Поэтому математику следует рассматривать как важнейшую составляющую качественной подготовки рабочих и служащих. Это обусловлено не только тем, что математика является важным элементом общей культуры, универсальным языком науки, в целом, но и, главным образом, тем, что она является мощным средством решения прикладных и практико-ориентированных задач.

В наш техникум приходят обучающиеся с низкой математической подготовкой, но у многих из них интересы в определенной степени уже сформированы: они направлены на избранную профессию. Поэтому одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса математики, является его практическая и профессиональная значимость. А этого можно добиться, используя практико-ориентированные задачи при обучении. Но, к сожалению, действующие учебники мало предлагают таких задач. Этим и обусловлена актуальность темы.

Прикладная направленность – одно из традиционных направлений в преподавании математики. Исследуя историю вопроса, было обнаружено, что наши студенты, занимая ведущие места среди зарубежных сверстников по качеству и объёму теоретических знаний, в рейтинге резко опускались вниз, если им предлагалось решить жизненную ситуацию. И хотя нынешнее поколение более прагматично, чем предыдущее, существующая система образования такова, что большинство студентов плохо понимает, зачем ему это нужно сейчас и пригодится ли в жизни вообще. Поэтому существует объективная необходимость практической ориентации курса математики. На усиление прикладной направленности обучения математики указано и в стандартах образования. Содержание и структура экзаменационных работ по математике содержат задания, которые требуют овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения их в практической деятельности и повседневной жизни. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность использования практико-ориентированных задач в учебном курсе математики.

Проблема:

Ориентируясь на новые образовательные инициативы, в своей деятельности мне пришлось столкнуться с рядом противоречий. Это противоречия между:

  • традиционным обучением и потребностями общества в компетентных личностях;

  • глубокими теоретическими основами курса математики и его практической направленностью;

  • однообразием содержания учебного материала и многообразием форм творческой деятельности студентов на занятиях.


Данные противоречия позволили выявить проблему эксперимента.

Разрыв между социально обусловленными требованиями общества к выпускнику техникума, выражающимися, в частности, в потребности постоянного совершенствования умений, способности самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального и жизненного плана, и недостаточной разработанностью вопросов использования педагогических систем, обеспечивающих выполнение этих требований.

Поэтому цель данного проекта следующая:

Цель:

Разработка методического вопроса по составлению и применению практико-ориентированных задач при обучении математики.

В соответствии с поставленной целью мною решались следующие

Задачи:

  • изучить теоретические вопросы по теме исследования;

  • определить роль и место практико – ориентированных задач в учебном процессе

  • разработать практико-ориентированные задачи

  • организовать проектную и исследовательскую деятельность студентов на уроках математики и во внеурочной работе.

  • проверить эффективность внедрения в курс математики прикладных и практико-ориентированных задач.

Новизна данного проекта состоит в активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей студента с помощью интеграции работы над выработкой определенного стиля математического мышления, внедрением информационных технологий в развитие математической культуры.

Объект исследования: процесс формирования определенного стиля математического мышления в условиях реализации педагогического принципа связи теории с практикой.

Предмет исследования: методические основы организации обучения на уроках математики.

Методы исследования: анализ федеральных государственных образовательных стандартов, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ имеющейся литературы, программно-методической документации, индивидуальных разработок по изучаемой проблеме; анкетирование, сравнение результатов контрольных работ.

Гипотеза:

Если использовать практические задачи в курсе математики, то это будет способствовать формированию универсальных учебных действий и положительно влиять на динамику познавательной деятельности студентов

По завершению работы ожидаются следующие результаты:

Ожидаемые результаты

  • сформированность у обучающихся устойчивой мотивации к деятельности;

  • повышение качественного показателя обучения и эффективности урока

  • рост числа обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью;

  • переход от информационной, «знаниевой» образовательной модели урока к деятельностно – компетентностной;

  • совершенствование собственной профессиональной деятельности;




1.Теоретические вопросы темы.

1.1.Задачный подход в практике преподавания математики.
Для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности. По мнению психолога В. В. Давыдова и методистов - математиков Д.Пойа, Л.М.Фридмана, Г.И.Саранцева, Т.А.Ивановой [3], формировать способность разрешения проблем помогают специальным образом подобранные практико-ориентированные задачи.

Практика показывает, что студенты с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Однако в учебниках математики таких задач почти нет. Да и в методических пособиях практико-ориентированные задачи встречаются редко.

Подбор задач, формирующих элементарные навыки приложения математики, дело не простое. Многие из текстовых задач в учебниках неестественны с прикладных позиций. Поиск и систематизация поучительных и в то же время достаточно простых задач подобного рода – весьма актуальная проблема.

Решение практико-ориентированных задач тогда эффективно, когда студенты встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, на экскурсии, при изучении других предметов. Эффективным средством является широкое использование наглядности: фотографий, слайдов, плакатов, рисунков и т.д.

Такие задачи повышают интерес студентов к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.

Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, которая раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в будущей профессии, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту.

Важным средством достижения прикладной и практической направленности обучения математике служит планомерное развитие у студентов наиболее ценных для повседневной деятельности навыков выполнения вычислений и измерений, построения и чтения графиков, составления и применения таблиц, пользование справочной литературой. Возможны различные пути формирования подобных навыков. В этой связи являются перспективными вычислительные практикумы, лабораторные работы по измерению геометрических величин, измерительные работы на местности, задания на конструирование и преобразование графиков.


Задачи с практическим содержанием целесообразно использовать в процессе обучения для раскрытия многообразия применения математики в жизни, своеобразия отражения ею реального мира и достижения дидактических целей таких, как:

  • мотивация введения новых математических понятий и методов;

  • иллюстрация учебного материала;

  • закрепление и углубление знаний по предмету;

  • формирование практических умений и навыков.



1.2. Роль практических задач при обучении математики.
Часто уроки математики не дают убедительного ответа на вопрос «зачем все это нужно?» Здесь должна решаться важная методическая проблема сближения методов решения задач с методами, применяемыми на практике; необходимо раскрытие особенностей прикладной математики, ее воспитательных функций; усиливать межпредметные связи. Необходимо на доступном для студентов языке обеспечивать действительные взаимосвязи содержания математики с окружающим миром, рекомендовать применение отдельных тем в смежных науках, в профессиональной деятельности, в производстве, в быту.

Роль и значение математики в развитии межпредметных связей и формировании у обучающихся навыков практической деятельности рассматриваются в работах М.Б. Балка, Б.В. Гнеденко, В.А. Гусева, А.Г. Мордковича, А.В. Усовой и других[2]. Анализ работ перечисленных авторов позволяет сделать вывод о том, что эта связь осуществляется за счет прикладной направленности математики. При этом основным носителем такой направленности являются практико-ориентированные задачи (Е.В. Величко, И.М. Шапиро и др.).[6] Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении студентов.

Привлечение межпредметных связей повышает научность обучения, доступность (теория насыщается практическим содержанием), необходимо включать в урок элементы занимательности. Однако появляется и немало трудностей: преподавателю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, чем теоретическая, возникают вопросы увязки программ и другие.

О многообразии использования математики во всех сферах человеческой жизнедеятельности говорят следующие высказывания великих:

«Математика – это язык, на котором написана книга природы» (Г. Галилей).

«Полет – это математика» (В. Чкалов).

«Вдохновение нужно в геометрии, не меньше, чем в поэзии» (А.С. Пушкин).

«Химия – правая рука физики, математика – ее глаз» (М.В. Ломоносов).