Файл: Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Педагогика и психология»
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Магистерская программа: Образовательный менеджмент
Проект на тему: «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач»
по дисциплине «Педагогическое проектирование»
Студент: Казьмин А. В.
Курс: 1. Группа: 22ЗНПОм1
Преподаватель: к.п.н., доцент
Груздова О. Г.
Пенза, 2023
Аннотация проекта
Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью практико-ориентированных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода.
Данный проект позволяет реализовать многие личностные потребности студентов. Он дает студентам возможность применить и нарастить не только свои теоретические знания, но и использовать свой житейский опыт и знания в будущей профессии для дальнейшего развития личности.
Тип проекта – практико-ориентированный.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………….....4
1.Теоретические вопросы темы……………………………………………………….....7
1.1.Задачный подход в практике преподавания математики……………………........7
1.2. Роль практических задач при обучении математики ………………………....…8
2. Методические вопросы темы ………………………………………………………..10
2.1. Построение методики применения практико - ориентированных задач...…..10
2.2. Разработка практико-ориентированных задач …………………………………..11 3. Этапы реализации проекта……………………………………………………..….....14
Заключение……………………………………………………………………………......21
Список литературы и Интернет-ресурсов…………………………………………....22
Приложения…………………………………………………………………………….....23
«Сближение теории с практикой
даёт самые благотворные результаты,
и не одна только практика
от этого выигрывает».
Чебышев П. Л.
Введение.
В ФГОС среднего профессионального образования отмечено, что работник должен обладать системой фундаментальных знаний и навыков, профессиональной компетентностью; быть мобильным в профессиональной среде и конкурентоспособным на мировом рынке труда. Образовательные стандарты отводят особую роль математике как одной из фундаментальных наук, а профессиональная направленность обучения позволяет рассматривать математику, во-первых, как средство, с помощью которого можно спроектировать процесс профильно-ориентированного обучения, во-вторых, как форму специфической межпредметной взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний.
Будущие рабочие, изучая специальные предметы, постоянно сталкиваются с потребностью в тех или иных математических знаниях. Поэтому математику следует рассматривать как важнейшую составляющую качественной подготовки рабочих и служащих. Это обусловлено не только тем, что математика является важным элементом общей культуры, универсальным языком науки, в целом, но и, главным образом, тем, что она является мощным средством решения прикладных и практико-ориентированных задач.
В наш техникум приходят обучающиеся с низкой математической подготовкой, но у многих из них интересы в определенной степени уже сформированы: они направлены на избранную профессию. Поэтому одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса математики, является его практическая и профессиональная значимость. А этого можно добиться, используя практико-ориентированные задачи при обучении. Но, к сожалению, действующие учебники мало предлагают таких задач. Этим и обусловлена актуальность темы.
Прикладная направленность – одно из традиционных направлений в преподавании математики. Исследуя историю вопроса, было обнаружено, что наши студенты, занимая ведущие места среди зарубежных сверстников по качеству и объёму теоретических знаний, в рейтинге резко опускались вниз, если им предлагалось решить жизненную ситуацию. И хотя нынешнее поколение более прагматично, чем предыдущее, существующая система образования такова, что большинство студентов плохо понимает, зачем ему это нужно сейчас и пригодится ли в жизни вообще. Поэтому существует объективная необходимость практической ориентации курса математики. На усиление прикладной направленности обучения математики указано и в стандартах образования. Содержание и структура экзаменационных работ по математике содержат задания, которые требуют овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения их в практической деятельности и повседневной жизни. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность использования практико-ориентированных задач в учебном курсе математики.
Проблема:
Ориентируясь на новые образовательные инициативы, в своей деятельности мне пришлось столкнуться с рядом противоречий. Это противоречия между:
-
традиционным обучением и потребностями общества в компетентных личностях; -
глубокими теоретическими основами курса математики и его практической направленностью; -
однообразием содержания учебного материала и многообразием форм творческой деятельности студентов на занятиях.
Данные противоречия позволили выявить проблему эксперимента.
Разрыв между социально обусловленными требованиями общества к выпускнику техникума, выражающимися, в частности, в потребности постоянного совершенствования умений, способности самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального и жизненного плана, и недостаточной разработанностью вопросов использования педагогических систем, обеспечивающих выполнение этих требований.
Поэтому цель данного проекта следующая:
Цель:
Разработка методического вопроса по составлению и применению практико-ориентированных задач при обучении математики.
В соответствии с поставленной целью мною решались следующие
Задачи:
-
изучить теоретические вопросы по теме исследования; -
определить роль и место практико – ориентированных задач в учебном процессе -
разработать практико-ориентированные задачи -
организовать проектную и исследовательскую деятельность студентов на уроках математики и во внеурочной работе. -
проверить эффективность внедрения в курс математики прикладных и практико-ориентированных задач.
Новизна данного проекта состоит в активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей студента с помощью интеграции работы над выработкой определенного стиля математического мышления, внедрением информационных технологий в развитие математической культуры.
Объект исследования: процесс формирования определенного стиля математического мышления в условиях реализации педагогического принципа связи теории с практикой.
Предмет исследования: методические основы организации обучения на уроках математики.
Методы исследования: анализ федеральных государственных образовательных стандартов, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ имеющейся литературы, программно-методической документации, индивидуальных разработок по изучаемой проблеме; анкетирование, сравнение результатов контрольных работ.
Гипотеза:
Если использовать практические задачи в курсе математики, то это будет способствовать формированию универсальных учебных действий и положительно влиять на динамику познавательной деятельности студентов
По завершению работы ожидаются следующие результаты:
Ожидаемые результаты
-
сформированность у обучающихся устойчивой мотивации к деятельности; -
повышение качественного показателя обучения и эффективности урока -
рост числа обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью; -
переход от информационной, «знаниевой» образовательной модели урока к деятельностно – компетентностной; -
совершенствование собственной профессиональной деятельности;
1.Теоретические вопросы темы.
1.1.Задачный подход в практике преподавания математики.
Для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности. По мнению психолога В. В. Давыдова и методистов - математиков Д.Пойа, Л.М.Фридмана, Г.И.Саранцева, Т.А.Ивановой [3], формировать способность разрешения проблем помогают специальным образом подобранные практико-ориентированные задачи.
Практика показывает, что студенты с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Однако в учебниках математики таких задач почти нет. Да и в методических пособиях практико-ориентированные задачи встречаются редко.
Подбор задач, формирующих элементарные навыки приложения математики, дело не простое. Многие из текстовых задач в учебниках неестественны с прикладных позиций. Поиск и систематизация поучительных и в то же время достаточно простых задач подобного рода – весьма актуальная проблема.
Решение практико-ориентированных задач тогда эффективно, когда студенты встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, на экскурсии, при изучении других предметов. Эффективным средством является широкое использование наглядности: фотографий, слайдов, плакатов, рисунков и т.д.
Такие задачи повышают интерес студентов к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, которая раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в будущей профессии, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту.
Важным средством достижения прикладной и практической направленности обучения математике служит планомерное развитие у студентов наиболее ценных для повседневной деятельности навыков выполнения вычислений и измерений, построения и чтения графиков, составления и применения таблиц, пользование справочной литературой. Возможны различные пути формирования подобных навыков. В этой связи являются перспективными вычислительные практикумы, лабораторные работы по измерению геометрических величин, измерительные работы на местности, задания на конструирование и преобразование графиков.
Задачи с практическим содержанием целесообразно использовать в процессе обучения для раскрытия многообразия применения математики в жизни, своеобразия отражения ею реального мира и достижения дидактических целей таких, как:
-
мотивация введения новых математических понятий и методов; -
иллюстрация учебного материала; -
закрепление и углубление знаний по предмету; -
формирование практических умений и навыков.
1.2. Роль практических задач при обучении математики.
Часто уроки математики не дают убедительного ответа на вопрос «зачем все это нужно?» Здесь должна решаться важная методическая проблема сближения методов решения задач с методами, применяемыми на практике; необходимо раскрытие особенностей прикладной математики, ее воспитательных функций; усиливать межпредметные связи. Необходимо на доступном для студентов языке обеспечивать действительные взаимосвязи содержания математики с окружающим миром, рекомендовать применение отдельных тем в смежных науках, в профессиональной деятельности, в производстве, в быту.
Роль и значение математики в развитии межпредметных связей и формировании у обучающихся навыков практической деятельности рассматриваются в работах М.Б. Балка, Б.В. Гнеденко, В.А. Гусева, А.Г. Мордковича, А.В. Усовой и других[2]. Анализ работ перечисленных авторов позволяет сделать вывод о том, что эта связь осуществляется за счет прикладной направленности математики. При этом основным носителем такой направленности являются практико-ориентированные задачи (Е.В. Величко, И.М. Шапиро и др.).[6] Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении студентов.
Привлечение межпредметных связей повышает научность обучения, доступность (теория насыщается практическим содержанием), необходимо включать в урок элементы занимательности. Однако появляется и немало трудностей: преподавателю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, чем теоретическая, возникают вопросы увязки программ и другие.
О многообразии использования математики во всех сферах человеческой жизнедеятельности говорят следующие высказывания великих:
«Математика – это язык, на котором написана книга природы» (Г. Галилей).
«Полет – это математика» (В. Чкалов).
«Вдохновение нужно в геометрии, не меньше, чем в поэзии» (А.С. Пушкин).
«Химия – правая рука физики, математика – ее глаз» (М.В. Ломоносов).