Файл: Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Математика в военном деле», «О вреде наркотиков – языком математики», «Экологические проблемы и математика» и др.

  • За последние два года несколько возросло качество знаний по математике, уровень познавательного интереса и мотивации деятельности студентов.

УМК дополнен теоретической частью, разработками уроков, внеурочных мероприятий и т. д., и практической частью: набором практических, прикладных и занимательных задач.

Повысилось количество студентов, занимающихся проектной и исследовательской работой, возросла активность участия в олимпиадах, конкурсах, во внеурочных мероприятиях.

За время работы над проектом происходило совершенствование собственной профессиональной деятельности.

В ходе реализации проекта было принято участие в проведении семинаров , методических дней, недель, в научно-практических конференциях, педагогических чтениях на базе техникума.

На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Использование практических задач в курсе математики:

1. Повышает эффективность уроков, что ведёт к повышению качества знаний

2. Способствует положительной динамике познавательной деятельности студентов

3. Решает задачу социализации личности студента

А это частично разрешает существующие противоречия и

доказывает правильность вы­двинутой нами гипотезы о том, что

Использование практических задач в курсе математики способствует формированию универсальных учебных действий и ведет к реальному повышению уровня качества обучения.

Таким образом, следует считать, что гипотеза исследования подтвердилась.

Заключение.

Практика показала, что систематическая работа по решению и конструированию  практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов дает положительные результаты.

Изучение сложного математического материала становится  более интересным,  так как студенты видят практическое применение изучаемых тем непосредственно в своей профессиональной деятельности и в жизненных ситуациях.


Рано или поздно всякая правильная математическая идея находила применение в том или ином дее.

Крылов А.Н.

В заданиях показывается студентам значимость математических знаний для их профессии, что ориентирует их на новый, более высокий  уровень изучения математики.  Систематическое использование на уроках задач профессиональной направленности является связующей нитью между теорией и практической деятельностью, что способствует более глубокому освоению профессии,  способствует развитию интереса к математике как к науке и как к профессионально значимой дисциплине, показывает прикладной, реально ощутимый характер математики. Студенты понимают, что математика – важный предмет в СПО. Методик использования практико-ориентированных задач и их составления при обучении математике разработано недостаточно. Поэтому необходимо составлять такие задачи и определять их место на уроках математики.


  Решение задач с практическим содержанием – одна из важных форм работы по осуществлению профессиональной направленности преподавания математики в средних профессиональных учреждениях, которую необходимо более активно использовать при проведении уроков и организации внеурочной работы.

Список литературы и Интернет-ресурсов.

1. Апанасов П.Т., Апанасов Н.П. Сборник математических задач с практическим содержанием. М.Просвещение,1987.

2.Гусаков В.Я. Сборник задач по математике для подготовки рабочих профессий.М.:Высш.шк.,1984.

3.Данилова М.И. Применение математики к решению прикладных задач. М.Ш., 1981.

4.Колягин Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике. М.Ш., 1985.

5.Сухорукова Е.В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся. М., 1997.

6.Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, – 1990.

7.Тихонов А.Н., Костомаров Д.П. Рассказы о прикладной математике. М.: Наука. – 1974.

  • Всероссийский Интернет-педсовет. http:// pedsovet.org

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http:// school-collection.edu.ru

  • Информационный образовательный портал. http://www.openclass.ru

  • Профессиональное сообщество педагогов. http://metodisty.ru

  • http://www.math-on-line.com – Занимательная математика школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

  • http://www. exponenta.ru – Образовательный математический сайт



Приложение 1

Примеры задач с профессиональной направленностью

по профессии «Тракторист-машинист с/х производства»
Тема: «Перпендикулярность прямой и плоскости»

Задача №1

Как проверить, вертикален ли шток поршня в цилиндре двигателя внутреннего сгорания к плоскости тарелки поршня?



Тема: «Цилиндр»

Задача №2

Втулка сепаратора грузового устройства имеет форму цилиндра, высверленного по оси. Внешний диаметр втулки 20 мм, диаметр отверстия 12 мм, длина втулки 100 мм. Найдите площадь диагонального сечения втулки.

Задача №3

Вычислите полную поверхность клапана двигателя внутреннего сгорания ЯМЗ - 236, если высота его цилиндрической части 30 мм, высота всего клапана 45 мм, диаметр цилиндрической части 1 0 мм, диаметр тарелки клапана 30 мм.

Задача №4

Найти площадь поверхности, которую нужно очистить при ремонте реакционного котла цилиндрической формы, если длина котла 8 м., а диаметр 3,5м.



Тема: «Объем цилиндра»

Задача № 5

Чему равен суммарный рабочий объем в дм3 10 цилиндров двигателя ЯМЗ - 740 (КамАЗ), если диаметр одного цилиндра 120 мм., ход поршня 120 мм?

Задача № 6

Подсчитайте суммарный рабочий объем в дм3 6 цилиндров двигателя ЯМЗ- 236, если диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 140 мм?

Задача №7

Найдите объем камеры сгорания двигателя автомобиля КРАЗ, если диаметр поршня 100 мм., ход поршня 150 мм?

Задача №8

На сколько увеличится объем камеры сгорания двигателя автомобиля ГАЗ -53, если диаметр поршня 10 см., ход поршня 9 см?

Тема: «Многогранники»

Задача №9

Размеры кузовов самосвалов МАЗ — 205 и КРАЗ соответственно равны (м):

6,07x2,64x2,44 ; 6,72x2,39x2,18 Какой из них более вместителен?

Задача № 10

Требуется отшабрить боковые грани штока, имеющего форму призмы, в основании которой лежит прямоугольник 12x16 мм. Какой длины должен быть шток, чтобы площадь отшабренной поверхности была 450 мм2?

Приложение 2

Примеры задач с профессиональной направленностью

по профессии «Повар, кондитер»
1.При снятии фактических остатков оказалось 31,2 кг говядины тушеной крупным куском.

Определите, сколько говядины было израсходовано, если потери при тепловой обработке составляют 40%, а отходы при холодной обработке 26 %.
2.Тушеной говядины = 31,2 кг. Потери при тепловой обработке - 40%,отходы при холодной обработке - 26 %.Масса израсходованной говядины - ?
3.Рассчитать среднюю цену одного апельсина, если при взвешивании четырех партий по 1 кг оказалось 9, 9, 10 и 12 шт. Цена за 1 кг: 60р.
4. Для приготовления блюд нужно израсходовать 180 кг очищенного картофеля.

Сколько неочищенного картофеля следует взять, если отходы при холодной обработке составляют 40% от массы брутто?
5.При разделке говяжьих туш I категории установлены следующие нормы выхода: спинной и поясничной части – 3,5%; заднетазовой – 16,5 %; лопаточной и подлопаточной – 6,5%; грудинки и покромки – 4,5%; котлетное мясо – 43%; отходы и потери – 26%. Определите выход частей туши,

если масса составляет 500 кг.
6.Повару необходимо приготовить 13 порций бифштекса по 200 г в каждой.

Сколько необходимо взять мяса, если известно, что мясо при варке теряет 35% своей массы?
7.Высота стопки блинов – цилиндра 10см, найдите площадь поверхности блинов, если блины выпекались на сковороде, радиус которой 7 см.

8.Сколько понадобится глазури для оформления боковой поверхности торта цилиндрической формы, если известна высота торта - 15 см, площадь коржа составляет - 169П см2, зная, что на 1см2 пойдет 10 граммов глазури.
9. Сколько понадобится крема для обработки поверхности торта высотой 6 см, составленного из двух коржей, одинаковой толщины, если известно, что площадь поверхности верхнего коржа составляет 144см2 , а площадь поверхности нижнего коржа в 2 раза меньше площади поверхности верхнего коржа. (На 1 см2 расходуется 15 граммов крема.)

10. Повару необходимо приготовить 13 порций бифштекса по 200 г в каждой. Сколько необходимо взять мяса, если известно, что мясо при варке теряет 35% своей массы?

11. Студент насыпал в цилиндрическую кастрюлю немного пшена и спросил соседку: «Сколько нужно налить воды чтобы получилась вкусная каша? –« Это очень просто, - ответила соседка. - Наклони кастрюлю, постучи, чтобы крупа пересыпалась и закрыла ровно половину дна. Теперь заметь точку на стенке кастрюли у края, до которого поднялась крупа, зажми ее пальцем. До этого уровня надо налить воду!»- «Так ведь пшена можно насыпать побольше или поменьше, да и кастрюли бывают разные- широкие, узкие»,- усомнился студент. «Все равно, мой способ годиться в любом случае»,- гордо ответила соседка.  

  Докажите, что соседка права : отношение объемов воды и крупы по ее рецепту для любой цилиндрической кастрюли получается одинаковым. Найдите это отношение.

Приложение 3

Примеры различных практико-ориентированных задач.
1. Рассчитайте расход масляной краски, идущей на окраску панели помещения (высота 3м, ширина 4м, длина 5м, высота панели 2,2м), если на окраску 1м2 требуется 0,2 кг (окна и двери занимают 12% площади поверхности).

2. Сколько часов потребуется маляру для окраски панели высотой 2м в помещении (высота 2,7 м, ширина 2,4 м, длина 5 м) маховой кистью или валиком, если норма времени для окраски 100 м2 поверхности: кистью –6,4 часа, валиком – 3,4 часа. К данной задаче можно предложить чертеж помещения.

3. Вычислите вместимость сарая прямоугольной формы с двускатной крышей и прямым углом между стропилами.  Размеры сарая: длина – 10 метров, ширина 7 метров, высота стен до крыши 3,5 метра, высота от основания до конька крыши 8,5 метра

4. В магазине имеется два вида парников: один в форме прямоугольного параллелепипеда, другой– в форме полуцилиндра. Определить, какой из них более экономичен по расходу пленочного материала на покрытие, если полезная площадь парников одинакова и равна 10х8 м
2, а высота каждого 2м.

5.Семья получила от двух банков ссуду на приобретение квартиры в размере 800 000 руб.: от одного – под 6%, а от другого под 8% годовых. Всего за год они должны уплатить 54600 руб. процентных денег. Сколько денег взято у каждого банка?

  1. В урожайное время года (осенью) цены на овощи понизились в среднем на 35%, а к зиме они повысились на 15% по сравнению с прошлогодними ценами. На сколько процентов подорожали овощи по сравнению с осенью?

  2. Апельсины подорожали на 25%.Сколько апельсинов можно теперь купить на те же деньги, на которые раньше покупали 4,5кг?

  3. Длина комнаты 7м 60см ,а ширина 6м. Сколько рулонов обоев потребуется для оклейки, если длина рулона 10м при ширине 50см.

  4. В 2016 году сумма, затраченная на питание в дороге, составила 9700 рублей. Вычислите сумму, которая будет затрачена в 2017 году, если известно, что продукты подорожали на 6%?

  5. Чтобы получить суточную норму белков, студенту необходимо съедать в день 0,2кг мяса. Сколько килограммов мяса необходимо съедать в год для нормального развития? Во сколько раз вес съеденного превышает вес среднего студента, если он весит 60кг?

  6. Содержание фтора в одной чашке чая относится к суточной потребности человека во фторе, как 2:17. Сколько процентов суточной дозы фтора содержится в одной чашке чая? Сколько чашек чая надо выпить, чтобы обеспечить свой организм фтором?

  7. За три зимних месяца в техникуме переболело гриппом 25%студентов. Если в следующем году студентам сделать прививку против этой болезни, то количество заболевших уменьшится на 15%.Сколько студентов не заболеет, если в техникуме учится 600 человек?

  8. У помидор первые плоды созревают на 110 день после посева. Когда были посеяны помидоры, если первые зрелые плоды были 5 августа?

  9. На 1 кв.м. должно быть 12 растений кукурузы. Сколько растений кукурузы должно быть на 1 гектар?

  10. Миша за 3 часа может вскопать 0,2 огорода, а его отец за это же время – 0,7 огорода. Какую часть огорода могут вскопать Миша с отцом за 1 час совместной работы?