Файл: Задача научного стиля сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему научной аргументации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 неделя

Научный стиль – это система речевых средств, которая обслуживает разнообразные отрасли науки (точные науки, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства.

Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему научной аргументации.

Специфические черты научного стиля:

•отвлеченность,

•обобщенность,

•подчеркнутая логичность изложения,

•смысловая точность (однозначность выражения мысли),

•информативная насыщенность,

•объективность изложения.

Коммуникативная задача текста (КЗТ) – это задача, которую ставит автор перед собой и читателем, для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно находится в начале текста.

Можно говорить о двух способах определения коммуникативной задачи текста:

1) по ключевому предложению;

2) с помощью анализа смыслового содержания текста.

В научном стиле:

1) если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета.

2) если в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета.

3) если в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму предмета.

4) если в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета.

5) если в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.

Понять, увидеть, раскрыть коммуникативную задачу текста помогают определенные конструкции, которые получили название смысло-речевых ситуаций. Приведем примеры таких конструкций из таблицы О.Д. Митрофановой.

 



Смысло-речевая ситуация (функция)

Языковые средства (форма)

1

Определение

предмета

(дефиниция)

Что есть что; Что – это что; Что называется чем; Что называют чем

2

Введение термина

Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего

3

Квалификация

предмета

Что считают чем (каким); Что считается чем (каким); Что представляет собой что; Что кажется (казалось) чем (каким); Что заключается в чем; Что состоит в чем

4

Принадлежность

предмета к классу

Что относится к чему; Что принадлежит к чему; Что входит в группу (класс, тип) чего; Что является одним из чего

5

Классификация

предмета

а) Что делят на что; Что разделяют на что; Что подразделяют на что; Различают что б) Что делится на что; Что разделяют на что; Что подразделяется на что; Что различается

6

Качественный

состав, строение

предмета

а) Что входит в состав чего; Что содержится в чем; Что образует что; Что является составной частью чего б) Что состоит из чего; Что содержит что; Что включает в себя что; Что имеет в своем составе что

7

Количественный

состав предмета

Сколько чего входит в состав чего; Сколько чего содержится в чем; Сколько чего падает на долю чего;

Сколько чего приходится на долю чего

8

Возникновение,

происхождение

предмета

а) Что(кто) возникает; Что образуется из чего; Что происходит из чего (от кого); Что развивается из чего; Что зарождается б) Что (кто) появляется; Что получается; Кто получает что; Что получено кем; Что вырабатывает что; Что вырабатывается чем; Что выделяется чем в) Кто создает что; Что изобретает что; Кто конструирует что; Кто изготовляет что



2 неделя
Данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли и связности речи.

 Данная информация текста – это исходная, известная информация, от которой начинается развитие мысли. Она формирует ТЕМУ текста. Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах).

«Новым» текста называется неизвестная, новая информация текста, которую необходимо узнать. Новая информация текста раскрывает, конкретизирует «данное», влияет на развитие смысла в тексте, формирует ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста. Мысль в тексте развивается: каждое следующее предложение несет с собой новые сведения. Выражая мысль, автор движется как бы по ступенькам от одной части темы к другой. (Это похоже на движения конькобежца: чтобы продвинуться, он должен одной ногой отталкиваться, другой скользить вперед).
Обратите внимание: для выявления данного и нового в тексте разработаны алгоритмы действий. Познакомьтесь с ними.

Алгоритм действий для определения данной информации текста:
1. Определите коммуникативную задачу текста.

2. Найдите предложение, в котором она выражена.

3. Выявите слово или словосочетание, наиболее точно передающее коммуникативную задачу – данное текста.

4. Убедитесь, что значение именно этого слова или словосочетания раскрывается в тексте. Алгоритм действий для определения новой информации текста:

1. Определите коммуникативную задачу текста.

2. Найдите предложение, в котором она выражена.

3. Выявите слово или словосочетание, которое наиболее точно передает коммуникативную задачу текста – данное текста.

4. Выделите микротемы (или микротему), в которых раскрывается значение данного.

5. Найдите в них слова, конкретизирующие значение данного текста, т. е. новую информацию.
Мы с вами говорим, что данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли, к связности нашей речи. А вы когда-нибудь задумывались, что влияет на умение, способность к мышлению? Какой вид мышления помогает человеку в поиске и отборе нужной, полезной новой информации?

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.



Мы хотим предложить вам ряд заданий на развитие аналитического мышления, авторских задач из книги Гарета Мура «Латеральная логика» для разминки мозга.

Ментальные карты – это техника визуализации мышления. Применение ментальных карт очень разнообразно – например,их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Как нарисовать ментальную карту – инструкция:

1. Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.

2. От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.

3. Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

4. Сформулируйте вывод.

3 неделя

Информация в тексте может развиваться параллельным и цепным способами.

Цепная связь

Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго – «данным» в третьем и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение.

Например: Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода (новое). Хотя на первый взгляд воды на земном шаре, в общем-то, много (данное), воды, пригодной к потреблению, насчитывается всего 2% (новое).

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Примеры взаимосвязи предложений

Способы связи

1.Одно из великолепных полотен Кастеева – портрет Амангельды Иманова. Работа над портретом была затруднена из-за отсутствия прижизненных изображений и фотографий («Казахстанская правда»).

Лексический повтор.

2.У Барласа узкая серебряная борода, почтенная внешность и звонкий голос. Он сразу понравился Абаю (М. Ауэзов).

Местоименная замена.

3.Как-то в разгар их захватывающей беседы издалека приехали два гостя: старик и юноша. Молодого Абай знал раньше и страшно обрадовался, увидев его. (М.Ауэзов).

Синонимическая связь.



Параллельная связь

При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления.

Например: «Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов».

Здесь фраза «наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно, как угодно, менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Параллельная связь – предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу. Обычно в таких предложениях одинаковый порядок слов, используются сходные грамматические формы.

4 неделя

Микротемы научного текста – это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста.

Основная информация

Дополнительная информация

Это констатирующие тезисы и выводы

дополняющая, иллюстрирующая и конкретизирующая, дублирующая, резюмирующая информация.

К основной информации текста относят те факты, непонимание которых влечет за собой нарушение логики рассуждения автора

Дополняющая информация расширяет, углубляет основную путем ее разъяснения, толкования, раскрытия сущности рассматриваемых в ней явлений.




Конкретизирующая и иллюстрирующая информация:

1) конкретные примеры, уточняющие, подтверждающие или объясняющие высказанную мысль;

2) цитаты, высказывания других ученых.




Дублирующая информация: повторение уже переданной информации; обеспечивает точность ее понимания, способствует ясности ее изложения. Она вводится словами: или, то есть, иначе говоря, иными словами, вернее, точнее и т.п.




В резюмирующей информации делаются выводы, подводятся итоги, обобщаются основные мысли текста. Эта информация вводится словами: таким образом, итак, подводя итог, таковы и другие, которые указывают на то, что автор переходит к обобщению вышеизложенного, подводит итоги.


5 неделя

Компрессия (от лат. Compression - сжатие) – особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:

1. Исключение

2. Обобщение (объединение)

3. Замена

Исключение:


Обобщение (объединение):


Замена:


- вводных слов;

- однородных членов предложения;

  • - повторов;

  • - однотипных примеров;

  • - риторических вопросов и восклицаний;

  • - цитат;

  • - деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

  • - пояснений;

  • - рассуждений, второстепенных в данном тексте;

  • - описаний, второстепенных в данном тексте;

  • - слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.




  • - ряда предложений, связанных одной мыслью;

  • - частей предложений;

  • - конкретных, единичных фактов, событий, явлений.




  • - однородных членов обобщающим словом;

  • - сложного предложения – простым;

  • - части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

  • - прямой речи – косвенной;

  • - части текста одним предложением;

  • - части предложения местоимением и т.д.




При исключении необходимо:

  • - выделить главное с точки зрения основной мысли текста;

  • - убрать ненужные подробности и детали;

- объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

При объединении

необходимо:

  • - найти в тексте мелкие, единичные факты;

  • - найти в них общее;

  • - объединить эти факты на основе общего;

  • - сформулировать получившееся предложение.




При замене необходимо:

  • - выделить главное с точки зрения основной мысли текста;

  • - найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;

  • - сформулировать получившееся предложение.

Что нельзя удалять из текста:

- основные детали, помогающие понять авторскую идею