Файл: Задача научного стиля сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему научной аргументации.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 неделя
Научный стиль – это система речевых средств, которая обслуживает разнообразные отрасли науки (точные науки, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства.
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему научной аргументации.
Специфические черты научного стиля:
•отвлеченность,
•обобщенность,
•подчеркнутая логичность изложения,
•смысловая точность (однозначность выражения мысли),
•информативная насыщенность,
•объективность изложения.
Коммуникативная задача текста (КЗТ) – это задача, которую ставит автор перед собой и читателем, для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно находится в начале текста.
Можно говорить о двух способах определения коммуникативной задачи текста:
1) по ключевому предложению;
2) с помощью анализа смыслового содержания текста.
В научном стиле:
1) если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета.
2) если в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета.
3) если в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму предмета.
4) если в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета.
5) если в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.
Понять, увидеть, раскрыть коммуникативную задачу текста помогают определенные конструкции, которые получили название смысло-речевых ситуаций. Приведем примеры таких конструкций из таблицы О.Д. Митрофановой.
№ | Смысло-речевая ситуация (функция) | Языковые средства (форма) |
1 | Определение предмета (дефиниция) | Что есть что; Что – это что; Что называется чем; Что называют чем |
2 | Введение термина | Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего |
3 | Квалификация предмета | Что считают чем (каким); Что считается чем (каким); Что представляет собой что; Что кажется (казалось) чем (каким); Что заключается в чем; Что состоит в чем |
4 | Принадлежность предмета к классу | Что относится к чему; Что принадлежит к чему; Что входит в группу (класс, тип) чего; Что является одним из чего |
5 | Классификация предмета | а) Что делят на что; Что разделяют на что; Что подразделяют на что; Различают что б) Что делится на что; Что разделяют на что; Что подразделяется на что; Что различается |
6 | Качественный состав, строение предмета | а) Что входит в состав чего; Что содержится в чем; Что образует что; Что является составной частью чего б) Что состоит из чего; Что содержит что; Что включает в себя что; Что имеет в своем составе что |
7 | Количественный состав предмета | Сколько чего входит в состав чего; Сколько чего содержится в чем; Сколько чего падает на долю чего; Сколько чего приходится на долю чего |
8 | Возникновение, происхождение предмета | а) Что(кто) возникает; Что образуется из чего; Что происходит из чего (от кого); Что развивается из чего; Что зарождается б) Что (кто) появляется; Что получается; Кто получает что; Что получено кем; Что вырабатывает что; Что вырабатывается чем; Что выделяется чем в) Кто создает что; Что изобретает что; Кто конструирует что; Кто изготовляет что |
2 неделя
Данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли и связности речи.
Данная информация текста – это исходная, известная информация, от которой начинается развитие мысли. Она формирует ТЕМУ текста. Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах).
«Новым» текста называется неизвестная, новая информация текста, которую необходимо узнать. Новая информация текста раскрывает, конкретизирует «данное», влияет на развитие смысла в тексте, формирует ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста. Мысль в тексте развивается: каждое следующее предложение несет с собой новые сведения. Выражая мысль, автор движется как бы по ступенькам от одной части темы к другой. (Это похоже на движения конькобежца: чтобы продвинуться, он должен одной ногой отталкиваться, другой скользить вперед).
Обратите внимание: для выявления данного и нового в тексте разработаны алгоритмы действий. Познакомьтесь с ними.
Алгоритм действий для определения данной информации текста:
1. Определите коммуникативную задачу текста.
2. Найдите предложение, в котором она выражена.
3. Выявите слово или словосочетание, наиболее точно передающее коммуникативную задачу – данное текста.
4. Убедитесь, что значение именно этого слова или словосочетания раскрывается в тексте. Алгоритм действий для определения новой информации текста:
1. Определите коммуникативную задачу текста.
2. Найдите предложение, в котором она выражена.
3. Выявите слово или словосочетание, которое наиболее точно передает коммуникативную задачу текста – данное текста.
4. Выделите микротемы (или микротему), в которых раскрывается значение данного.
5. Найдите в них слова, конкретизирующие значение данного текста, т. е. новую информацию.
Мы с вами говорим, что данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли, к связности нашей речи. А вы когда-нибудь задумывались, что влияет на умение, способность к мышлению? Какой вид мышления помогает человеку в поиске и отборе нужной, полезной новой информации?
Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.
Мы хотим предложить вам ряд заданий на развитие аналитического мышления, авторских задач из книги Гарета Мура «Латеральная логика» для разминки мозга.
Ментальные карты – это техника визуализации мышления. Применение ментальных карт очень разнообразно – например,их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.
Как нарисовать ментальную карту – инструкция:
1. Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
2. От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.
3. Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.
4. Сформулируйте вывод.
3 неделя
Информация в тексте может развиваться параллельным и цепным способами.
Цепная связь
Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго – «данным» в третьем и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение.
Например: Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода (новое). Хотя на первый взгляд воды на земном шаре, в общем-то, много (данное), воды, пригодной к потреблению, насчитывается всего 2% (новое).
Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.
Примеры взаимосвязи предложений | Способы связи |
1.Одно из великолепных полотен Кастеева – портрет Амангельды Иманова. Работа над портретом была затруднена из-за отсутствия прижизненных изображений и фотографий («Казахстанская правда»). | Лексический повтор. |
2.У Барласа узкая серебряная борода, почтенная внешность и звонкий голос. Он сразу понравился Абаю (М. Ауэзов). | Местоименная замена. |
3.Как-то в разгар их захватывающей беседы издалека приехали два гостя: старик и юноша. Молодого Абай знал раньше и страшно обрадовался, увидев его. (М.Ауэзов). | Синонимическая связь. |
Параллельная связь
При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления.
Например: «Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов».
Здесь фраза «наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания.
Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно, как угодно, менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.
Параллельная связь – предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу. Обычно в таких предложениях одинаковый порядок слов, используются сходные грамматические формы.
4 неделя
Микротемы научного текста – это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста.
Основная информация | Дополнительная информация |
Это констатирующие тезисы и выводы | дополняющая, иллюстрирующая и конкретизирующая, дублирующая, резюмирующая информация. |
К основной информации текста относят те факты, непонимание которых влечет за собой нарушение логики рассуждения автора | Дополняющая информация расширяет, углубляет основную путем ее разъяснения, толкования, раскрытия сущности рассматриваемых в ней явлений. |
| Конкретизирующая и иллюстрирующая информация: 1) конкретные примеры, уточняющие, подтверждающие или объясняющие высказанную мысль; 2) цитаты, высказывания других ученых. |
| Дублирующая информация: повторение уже переданной информации; обеспечивает точность ее понимания, способствует ясности ее изложения. Она вводится словами: или, то есть, иначе говоря, иными словами, вернее, точнее и т.п. |
| В резюмирующей информации делаются выводы, подводятся итоги, обобщаются основные мысли текста. Эта информация вводится словами: таким образом, итак, подводя итог, таковы и другие, которые указывают на то, что автор переходит к обобщению вышеизложенного, подводит итоги. |
5 неделя
Компрессия (от лат. Compression - сжатие) – особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.
Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:
1. Исключение
2. Обобщение (объединение)
3. Замена
Исключение: | Обобщение (объединение): | Замена: |
- вводных слов; - однородных членов предложения;
|
|
|
При исключении необходимо:
- объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. | При объединении необходимо:
| При замене необходимо:
|
Что нельзя удалять из текста:
- основные детали, помогающие понять авторскую идею