Файл: Задача научного стиля сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему научной аргументации.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Первичные жанры научного текста
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) – исследование, выполняемое для получения свидетельства об окончании специального учебного заведения.
ДОКЛАД – публичное сообщение, с развернутым изложением на определенную научную тему.
ЛЕКЦИЯ – устное изложение учебной программы или какой-либо темы, а также запись этого изложения.
СТАТЬЯ – научное сочинение небольшого размера в сборнике или журнале.
Вторичные жанры научного текста
АННОТАЦИЯ – краткая обобщенная характеристика книги, статьи, ее содержания и назначения.
РЕФЕРАТ – краткое изложение содержания первичного текста (книги, статьи) без критических замечаний референта.
РЕЦЕНЗИЯ – критический разбор какого-либо первичного текста (статьи, книги, фильма, спектакля).
КОНСПЕКТ – краткая запись содержания читаемого или воспринимаемого на слух текста.
ПЛАН – названия частей текста, расположенных в определенном порядке.
6 неделя
План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи.
Работа над планом предполагает следующие этапы:
Учимся составлять план.
Первый критерий – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец, и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, вы не должны испытывать затруднений при пересказе по нему текста.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Ошибки при составлении плана
При его составлении обычно допускают следующие ошибки:
Планы могут быть простыми и сложными:
Простой план. Состоит из перечня основных пунктов. Все пункты плана представлены назывными предложениями.
Сложный план. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
Назывной план - это план текста в виде назывных предложений.
Вопросный план - это план текста в виде вопросительных предложений.
Тезисный план - каждый пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста.
7 неделя
Аннотация - (от лат. annotatio – замечание) (спец.) – краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Виды аннотаций:
Структура аннотации:
1) библиографическое описание, 2) текст аннотации (по структурным частям, данным в таблице); 3) читательский адрес.
8-9 неделя
Реферат (от лат. reffero – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.
Структура реферата:
Типы реферата:
10 неделя
Язык специальности – это совокупность всех языковых средств, которые применяются в ограниченной специальностью сфере коммуникации. Цель – обеспечить взаимопонимание занятых в определенной сфере людей. Язык профессиональной сферы общения представлен в диалогической форме, будь то письменная речь или устная, поскольку профессиональная сфера всегда предполагает обсуждение проблемы, конкретного вопроса или факта.
Функции специального языка:
1) отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция);
2) получение нового знания (когнитивная функция);
3) передача специальной информации (коммуникативная функция).
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист, – ведущую часть, поскольку для этих профессий, речь является основным орудием труда.
Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения.
Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.
Культура профессиональной речи включает:
Профессия, специальность.
Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике. Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.
11 неделя
Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до н.э. в Древней Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н. э.) определил эту науку как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»
Деловая риторика — наука об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. Обладание навыками деловой риторики позволит активным предприимчивым людям чувствовать себя уверенно в процессе социального, делового и профессионального общения.
Основная цель научной риторики – обучение успешному общению в научной среде, технике ведения научной дискуссии, свободно вести беседы на профессиональные темы, создавать письменные тексты разных жанров в рамках своей специальности, обучение успешной публичной защите научной работы (доклада, курсовой, дипломной и т.д.).
Учебно-научная коммуникация - разновидность научной коммуникации, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, т.е. в процессе обучения. Основная единица учебно-научной коммуникации - учебно-научный текст.
Учебно-научный текст направлен на формирование информационно-аналитических умений – воспринимать, понимать, анализировать, извлекать и дифференцировать информацию в тексте, систематизировать, преобразовывать и создавать на его основе собственный текст. Материалом учебно-научного текста является научная информация, необходимая адресату для получения некоторой суммы знаний с целью получения образования или приобретения специальности.
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Прием компрессии | Исходный текст | Преобразованный текст |
Исключение | «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...» | «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном». |
Обобщение (объединение) | Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. С ними связано желание потребителей приобрести и использовать различные товары и услуги, имеющие полезность, то есть приносящие людям удовольствие или удовлетворение в процесс своего потребления. Оно заставляет человека прилагать усилия для их получения, в том числе осуществляя процесс производства. | Потребности человека - это состояние нужды, которое он стремится преодолеть. С ними связано его желание приобрести различные товары и услуги. С целью их получения человека трудится, осуществляя процесс производства. |
Замена | Работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, входят в общее понятие «труд | Работы, выполняемые людьми, входят в общее понятие «труд». |
Первичные жанры научного текста
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) – исследование, выполняемое для получения свидетельства об окончании специального учебного заведения.
ДОКЛАД – публичное сообщение, с развернутым изложением на определенную научную тему.
ЛЕКЦИЯ – устное изложение учебной программы или какой-либо темы, а также запись этого изложения.
СТАТЬЯ – научное сочинение небольшого размера в сборнике или журнале.
Вторичные жанры научного текста
АННОТАЦИЯ – краткая обобщенная характеристика книги, статьи, ее содержания и назначения.
РЕФЕРАТ – краткое изложение содержания первичного текста (книги, статьи) без критических замечаний референта.
РЕЦЕНЗИЯ – критический разбор какого-либо первичного текста (статьи, книги, фильма, спектакля).
КОНСПЕКТ – краткая запись содержания читаемого или воспринимаемого на слух текста.
ПЛАН – названия частей текста, расположенных в определенном порядке.
6 неделя
План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи.
Работа над планом предполагает следующие этапы:
-
осмысление темы; -
наброски основных тем в определенном порядке следования; -
составление простого плана (перечень тем); -
составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты); -
окончательное оформление.
Учимся составлять план.
Первый критерий – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец, и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, вы не должны испытывать затруднений при пересказе по нему текста.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Ошибки при составлении плана
При его составлении обычно допускают следующие ошибки:
-
несоответствие плана теме; -
пункты не пропорциональны (один из пунктов плана раскрыт широко, а другой — нет, хотя он также требует конкретизации); -
нарушена логика (последовательность) в порядке следования пунктов плана; -
отсутствуют такие части плана, как вступление и заключение.
Планы могут быть простыми и сложными:
Простой план. Состоит из перечня основных пунктов. Все пункты плана представлены назывными предложениями.
Сложный план. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
Простой план | Сложный план |
| 1.А……. . 2.Б……. : а) …… ; б) …… ; в) …... . 3.В……. . |
Назывной план - это план текста в виде назывных предложений.
Вопросный план - это план текста в виде вопросительных предложений.
Тезисный план - каждый пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста.
7 неделя
Аннотация - (от лат. annotatio – замечание) (спец.) – краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Виды аннотаций:
Вид аннотации | Характеристика |
1. Справочная (также называется описательной или информационной) | Характеризует тематику произведения и сообщает какие-либо сведения о нем, но не дает его критической оценки. |
2. Рекомендательная: а) общая (характеризует произведение в целом, рассчитана на широкий круг читателей); б) специализированная (характеризует произведение в определенных аспектах, рассчитана на узкий круг специалистов). | Характеризует первоисточник и дает оценку в отношении его пригодности определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей, которым эта аннотация предназначена. |
Структура аннотации:
1) библиографическое описание, 2) текст аннотации (по структурным частям, данным в таблице); 3) читательский адрес.
№ | Структура аннотации | Опорные конструкции (клише), необходимые для написания аннотации |
1 | Вводная часть: указывается ФИО автора; название работы; указывается год и место издания, количество страниц | Автор статьи (книги, монографии и др.) … Аннотация на статью (книгу, монографию т др.)… |
2 | Основная часть: Дается краткая характеристика содержания работы, указывается основная проблема; описываются основные вопросы; характеризуются основные моменты работы; отмечаются особенности структуры работы | Статья посвящена (чему)теме, проблеме В статье (книге) автор описывает (характеризует, разбирает) (что), Автор останавливается на проблеме (чего, каких), Книга состоит из 2 (3) частей (глав, параграфов), Имеются иллюстрации (таблицы, схемы), Представлены приложения. |
3 | Заключительная часть, читательский адрес | Статья (книга) рассчитана (на кого), Адресуется (кому) |
8-9 неделя
Реферат (от лат. reffero – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.
Структура реферата:
1. Вступление. | Во вступлении обосновывается выбор темы, раскрывается проблематика выбранной темы. |
2. Основная часть. | Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы. |
3. Вывод. | Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате. |
Типы реферата:
Продуктивные рефераты | содержат осмысление творческого и критического взгляда касаемо первичного текста. |
Репродуктивные рефераты | воспроизводят первичный текст. |
10 неделя
Язык специальности – это совокупность всех языковых средств, которые применяются в ограниченной специальностью сфере коммуникации. Цель – обеспечить взаимопонимание занятых в определенной сфере людей. Язык профессиональной сферы общения представлен в диалогической форме, будь то письменная речь или устная, поскольку профессиональная сфера всегда предполагает обсуждение проблемы, конкретного вопроса или факта.
Функции специального языка:
1) отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция);
2) получение нового знания (когнитивная функция);
3) передача специальной информации (коммуникативная функция).
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист, – ведущую часть, поскольку для этих профессий, речь является основным орудием труда.
Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения.
Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.
Культура профессиональной речи включает:
-
владение терминологией данной специальности; -
умение строить выступление на профессиональную тему; -
умение организовать профессиональный диалог и управлять им; -
умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
Профессия, специальность.
Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике. Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.
11 неделя
Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до н.э. в Древней Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н. э.) определил эту науку как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»
Деловая риторика — наука об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. Обладание навыками деловой риторики позволит активным предприимчивым людям чувствовать себя уверенно в процессе социального, делового и профессионального общения.
Основная цель научной риторики – обучение успешному общению в научной среде, технике ведения научной дискуссии, свободно вести беседы на профессиональные темы, создавать письменные тексты разных жанров в рамках своей специальности, обучение успешной публичной защите научной работы (доклада, курсовой, дипломной и т.д.).
Учебно-научная коммуникация - разновидность научной коммуникации, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, т.е. в процессе обучения. Основная единица учебно-научной коммуникации - учебно-научный текст.
Учебно-научный текст направлен на формирование информационно-аналитических умений – воспринимать, понимать, анализировать, извлекать и дифференцировать информацию в тексте, систематизировать, преобразовывать и создавать на его основе собственный текст. Материалом учебно-научного текста является научная информация, необходимая адресату для получения некоторой суммы знаний с целью получения образования или приобретения специальности.