Файл: Задача научного стиля сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему научной аргументации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Прием компрессии

Исходный текст

Преобразованный текст

Исключение


«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...»

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном».

Обобщение (объединение)


Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. С ними связано желание потребителей приобрести и использовать различные товары и услуги, имеющие полезность, то есть приносящие людям удовольствие или удовлетворение в процесс своего потребления. Оно заставляет человека прилагать усилия для их получения, в том числе осуществляя процесс производства.

Потребности человека - это состояние нужды, которое он стремится преодолеть. С ними связано его желание приобрести различные товары и услуги. С целью их получения человека трудится, осуществляя процесс производства.


Замена


Работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, входят в общее понятие «труд

Работы, выполняемые людьми, входят в общее понятие «труд».


Первичные жанры научного текста

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) – исследование, выполняемое для получения свидетельства об окончании специального учебного заведения.

ДОКЛАД – публичное сообщение, с развернутым изложением на определенную научную тему.

ЛЕКЦИЯ – устное изложение учебной программы или какой-либо темы, а также запись этого изложения.

СТАТЬЯ – научное сочинение небольшого размера в сборнике или журнале.

Вторичные жанры научного текста

АННОТАЦИЯ – краткая обобщенная характеристика книги, статьи, ее содержания и назначения.

РЕФЕРАТ – краткое изложение содержания первичного текста (книги, статьи) без критических замечаний референта.

РЕЦЕНЗИЯ – критический разбор какого-либо первичного текста (статьи, книги, фильма, спектакля).


КОНСПЕКТ – краткая запись содержания читаемого или воспринимаемого на слух текста.

ПЛАН – названия частей текста, расположенных в определенном порядке.

6 неделя

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи.
Работа над планом предполагает следующие этапы:

  • осмысление темы;

  • наброски основных тем в определенном порядке следования;

  • составление простого плана (перечень тем);

  • составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);

  • окончательное оформление.

Учимся составлять план.

Первый критерий – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец, и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, вы не должны испытывать затруднений при пересказе по нему текста.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Ошибки при составлении плана

При его составлении обычно допускают следующие ошибки:

  • несоответствие плана теме;

  • пункты не пропорциональны (один из пунктов плана раскрыт широко, а другой — нет, хотя он также требует конкретизации);

  • нарушена логика (последовательность) в порядке следования пунктов плана;

  • отсутствуют такие части плана, как вступление и заключение.


Планы могут быть простыми и сложными:

Простой план. Состоит из перечня основных пунктов. Все пункты плана представлены назывными предложениями.

Сложный план. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.


Простой план

Сложный план

  1. А…… .

  2. Б…… .

  3. В…… .

1.А……. .

2.Б……. :

а) …… ;

б) …… ;

в) …... .

3.В……. .



Назывной план - это план текста в виде назывных предложений.

Вопросный план -  это план текста в виде вопросительных предложений.



Тезисный план - каждый пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста.

7 неделя

Аннотация - (от лат. annotatio – замечание) (спец.) – краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

Виды аннотаций:

Вид аннотации

Характеристика

1. Справочная (также называется описательной или информационной)

Характеризует тематику произведения и сообщает какие-либо сведения о нем, но не дает его критической оценки.

2. Рекомендательная: а) общая (характеризует произведение в целом, рассчитана на широкий круг читателей); б) специализированная (характеризует произведение в определенных аспектах, рассчитана на узкий круг специалистов).

Характеризует первоисточник и дает оценку в отношении его пригодности определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей, которым эта аннотация предназначена.


Структура аннотации:

1) библиографическое описание, 2) текст аннотации (по структурным частям, данным в таблице); 3) читательский адрес.



Структура аннотации

Опорные конструкции (клише), необходимые для написания аннотации

1

Вводная часть: указывается ФИО автора; название работы; указывается год и место издания, количество страниц

Автор статьи (книги, монографии и др.) …

Аннотация на статью (книгу, монографию т др.)…

2

Основная часть:

Дается краткая характеристика содержания работы, указывается основная проблема; описываются основные вопросы; характеризуются основные моменты работы; отмечаются особенности структуры работы

Статья посвящена (чему)теме, проблеме

В статье (книге) автор описывает (характеризует, разбирает) (что),

Автор останавливается на проблеме (чего, каких),

Книга состоит из 2 (3) частей (глав, параграфов),

Имеются иллюстрации (таблицы, схемы),

Представлены приложения.

3

Заключительная часть, читательский адрес

Статья (книга) рассчитана (на кого),

Адресуется (кому)


8-9 неделя

Реферат (от лат. reffero – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Структура реферата:

1. Вступление.

Во вступлении обосновывается выбор темы, раскрывается проблематика выбранной темы.


2. Основная часть.

Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы.


3. Вывод.

Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Типы реферата:

Продуктивные рефераты

содержат осмысление творческого и критического взгляда касаемо первичного текста.

Репродуктивные рефераты

воспроизводят первичный текст.


10 неделя

Язык специальности – это совокупность всех языковых средств, которые применяются в ограниченной специальностью сфере коммуникации. Цель – обеспечить взаимопонимание занятых в определенной сфере людей. Язык профессиональной сферы общения представлен в диалогической форме, будь то письменная речь или устная, поскольку профессиональная сфера всегда предполагает обсуждение проблемы, конкретного вопроса или факта.

Функции специального языка:

1) отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция);

 2) получение нового знания (когнитивная функция);

3) передача специальной информации (коммуникативная функция).

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист, – ведущую часть, поскольку для этих профессий, речь является основным орудием труда.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.


     Культура профессиональной речи включает:

  • владение терминологией данной специальности;

  • умение строить выступление на профессиональную тему;

  • умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

  • умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.


Профессия, специальность.

Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике. Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.

Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.

11 неделя

 Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до н.э. в Древней Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н. э.) определил эту науку как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»

Деловая риторика — наука об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. Обладание навыками деловой риторики позволит активным предприимчивым людям чувствовать себя уверенно в процессе социального, делового и профессионального общения.

Основная цель научной риторики – обучение успешному общению в научной среде, технике ведения научной дискуссии, свободно вести беседы на профессиональные темы, создавать письменные тексты разных жанров в рамках своей специальности, обучение успешной публичной защите научной работы (доклада, курсовой, дипломной и т.д.).

Учебно-научная коммуникация - разновидность научной коммуникации, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, т.е. в процессе обучения. Основная единица учебно-научной коммуникации -  учебно-научный текст. 

Учебно-научный текст направлен на формирование информационно-аналитических умений – воспринимать, понимать, анализировать, извлекать и дифференцировать информацию в тексте, систематизировать, преобразовывать и создавать на его основе собственный текст. Материалом учебно-научного текста является научная информация, необходимая адресату для получения некоторой суммы знаний с целью получения образования или приобретения специальности.